18RS0023-01-2022-002465-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 сентября 2022 года г. Сарапул
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Шадриной Е. В.,
при секретаре Лушниковой А.С.,
с участием истца Дыгаевой Т. А., представителя ответчика, Горобченко Е. А., действующей на основании доверенности № 37 от 01.10.2021 года (со сроком действия до 01.10.2024 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дыгаевой <данные изъяты> к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав,
УСТАНОВИЛ:
Дыгаева Т. А. обратилась в суд с иском к государственному учреждению – УПФ в г. Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав. Заявленные требования обосновывает тем, что 01.05.2022 года она обратилась в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сарапуле Удмуртской Республики с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, как педагогическому работнику. Решением ответчика от 14.07.2022 года ей отказано в назначении пенсии. Периоды нахождения в учебных отпусках с 14.01.2008 года по 25.01.2008 года, с 12.05.2008 года по 31.05.2008 года, с 12.01.2009 года по 27.01.2009 года, с 11.05.2009 года по 26.05.2009 года, с 12.01.2010 по 01.02.2010 года, с 11.05.2010 года по 30.05.2010 года, с 09.11.2010 года по 03.12.2010 года, с 01.01.2011 года по 30.04.2011 года исключены из подсчета льготного стажа. Стаж составил 25 лет 07 месяцев 06 дней. Поскольку год возникновения права на страховую пенсию возник в 2021 году, то срок назначения страховой пенсии по старости возникнет не ранее, чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости. Просит признать незаконным решение государственного ответчика № 127526/22 от 14.07.2022 года в части исключения спорных периодов; обязать ответчика включить в специальный педагогический стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии периоды нахождения в учебных отпусках с 14.01.2008 года по 25.01.2008 года, с 12.05.2008 года по 31.05.2008 года, с 12.01.2009 года по 27.01.2009 года, с 11.05.2009 года по 26.05.2009 года, с 12.01.2010 по 01.02.2010 года, с 11.05.2010 года по 30.05.2010 года, с 09.11.2010 года по 03.12.2010 года, с 01.01.2011 года по 30.04.2011 года; взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
Определением суда от 08.09.2022 года произведена замена ответчика на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике.
Истец Дыгаева Т. А. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика, Горобченко Е. А., исковые требования не признала, считает решение государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике законным, обоснованным и не подлежащим отмене. Поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, приобщенных к материалам дела.
Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
01.05.2022 года Дыгаева Т. А. обратилась в государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике с заявлением о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости.
Решением государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике за № 127526/22 от 14.07.2022 года Дыгаевой Т. А. отказано в установлении страховой пенсии по старости, предусмотренной п. п. 19 п. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 года № 400 ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого стажа. На дату 31.12.2021 года стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, составил 25 лет 07 месяцев 06 дней. Требуемый стаж 25 лет выработан на дату 25.05.2021 года, следовательно, право на досрочное пенсионное обеспечение может быть реализовано не ранее 26.05.2024 года. В педагогический стаж в том числе не были включены периоды нахождения в учебных отпусках, поскольку отпуск, предоставляемый обучающимся лицам с 30.06.2007 года не засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Считая указанное решение незаконным, Дыгаева Т. А. обратилась в суд за защитой нарушенных прав.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает требования истца в рамках заявленного иска, то есть дает оценку лишь тем периодам его работы, на включение которых в льготный стаж он настаивает.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ (далее ФЗ «О страховых пенсиях») определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии. В качестве условий назначения страховой пенсии по старости в ФЗ «О страховых пенсиях» закреплено достижение пенсионного возраста (65 лет для мужчин и 60 лет для женщин), наличие страхового стажа не менее пятнадцати лет (статья 8), величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 и предусмотрено право отдельных категорий граждан на досрочное назначение страховой пенсии по старости (статьи 30).
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно п.1 ст.22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (п. 2 ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях»).
Вследствие этого, обязательными условиями на досрочное назначение страховой пенсии по старости является подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденного соответствующими документами.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (60 лет), истец обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, 01.05.2022 года.
Суд считает, что спорные периоды подлежат зачету в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по следующим основаниям.
Согласно сведениям трудовой книжки истца, Дыгаева Т. А. с 21.07.1992 года по настоящее время работает воспитателем в Куреговском детском саду (л. д. 12-13).
Представленным дипломом, выданным Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко» 22.04.2011 года, подтверждается присвоение Дыгаевой Т. А. квалификации «организатор-методист дошкольного образования» по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» (л. д. 17, оборот).
Согласно копий приказов Дыгаевой Т. А. предоставлялись ученические отпуска с сохранением средней заработной платы в периоды с 14.01.2008 года по 25.01.2008 года, с 12.05.2008 года по 31.05.2008 года, с 12.01.2009 года по 27.01.2009 года, с 11.05.2009 года по 26.05.2009 года, с 12.01.2010 по 01.02.2010 года, с 11.05.2010 года по 30.05.2010 года, с 09.11.2010 года по 03.12.2010 года, с 01.01.2011 года по 30.04.2011 года.
На основании статьи 173 Трудового кодекса РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Положениями пункта 21 рекомендаций Международной организации труда № 148 от 24 июня 1974 года «Об оплачиваемых учебных отпусках» период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
Спорные периоды ученических отпусков подлежат включению в педагогический стаж истицы на основании положений Трудового кодекса РФ (действующего в спорные периоды), гарантирующих сохранение работникам, совмещающим труд с обучением, таких же трудовых прав, как и лицам, трудящимся полное рабочее время (ст. ст. 173 - 177 ТК РФ).
Таким образом, нахождение в ученических отпусках законодателем приравнивается к выполнению работы, и основания для исключения указанных периодов из сроков осуществления лечебной деятельности со ссылкой на п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовой пенсии в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516 (далее Правила от 11.07.2002 г. N 516) и п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Правительством РФ от 29.10.2002 N 781 (далее Правила от 29.10.2002 N 781), отсутствуют.
Ранее действовавшими Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о труде и КЗоТ РСФСР работникам, совмещающим труд с обучением, работавшим на условиях неполного рабочего времени, гарантировались такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.
Согласно пункту 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953, пункта 3 приложения N 6 к Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. N 94 закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Как следует из материалов дела, данные нормы закона распространяются на истицу.
С учетом положений ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, спорные периоды нахождения истицы в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
При таких обстоятельствах подлежат включению периоды нахождения в учебных отпусках с 14.01.2008 года по 25.01.2008 года, с 12.05.2008 года по 31.05.2008 года, с 12.01.2009 года по 27.01.2009 года, с 11.05.2009 года по 26.05.2009 года, с 12.01.2010 по 01.02.2010 года, с 11.05.2010 года по 30.05.2010 года, с 09.11.2010 года по 03.12.2010 года, с 01.01.2011 года по 30.04.2011 года, в специальный стаж работы Дыгаевой Т. А., дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Между тем, даже при включении истцу спорных периодов в льготный стаж (всего 8 месяцев 23 дня), с учетом признанного ответчиком периода на 31.12.2021 года 25 лет 07 месяцев 6 дней, общий стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, составит на дату обращения 26 лет 06 месяцев 29 дней.
Следовательно, с учетом положений Приложения № 7 к Закону № 400-ФЗ и п.3 ст. 10 Федеральный закон от 03.10.2018 года №350-ФЗ, у истца не возникает право на назначение пенсии с момента обращения за ней, с 01.05.2022 года.
Так, в соответствии с нормами Федерального закона № 400-ФЗ возникновение права лица на досрочную пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности законодатель связывает с наличием необходимого специального стажа, дающего право на назначение указанной пенсии.
В настоящем случае 25-летний стаж педагогической деятельности выработан истицей 23.09.2020 года. Соответственно, предусмотренное положениями ч. 1.1. ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ и ч.3 ст.10 Федерального закона № 350-ФЗ отложенное право выхода на пенсию через 24 месяца после возникновения права на указанную пенсию следует исчислять с указанной даты, т.е. с 23.09.2020 года, поскольку исчисление указанных отложенных сроков назначения пенсии законодателем определено с момента возникновения права на данную пенсию.
Следовательно, в соответствии с Приложением 7 к Закону № 400-ФЗ и п.3 ст. 10 Закона № 350-ФЗ право на пенсию возникает у Дыгаевой Т. А. 23.03.2022 года. Однако требований о признании решения ответчика незаконным в части отказа в установлении пенсии истцом заявлено не было. Оснований для выхода за пределы заявленных требований суд не усматривает.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике № 127526/22 от 14.07.2022 года является незаконным в части.
Из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 19 (часть 1), закрепляющей равенство всех перед законом и судом, следует, что конституционное право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями.
В целях создания механизма эффективного восстановления нарушенных прав и с учетом принципа максимальной защиты имущественных интересов заявляющего обоснованные требования лица, правам и свободам которого причинен вред, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает порядок распределения между сторонами судебных расходов. Согласно части первой статьи 98 и статье 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, включая расходы на оплату услуг представителя.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Расходы истца по уплате 300 рублей государственной пошлины подтверждены чеком-ордером от 27.07.2022 года. Следовательно, с ответчика подлежат взысканию 300 рублей в возмещение понесенных судебных расходов истца.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Дыгаевой <данные изъяты> к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.
Признать решение государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Дыгаевой <данные изъяты> в установлении пенсии незаконным в части.
Обязать государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике (ИНН 183305196) включить Дыгаевой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> Удмуртской АССР, <данные изъяты> периоды нахождения в учебных отпусках:
с 14.01.2008 года по 25.01.2008 года, с 12.05.2008 года по 31.05.2008 года, с 12.01.2009 года по 27.01.2009 года, с 11.05.2009 года по 26.05.2009 года, с 12.01.2010 по 01.02.2010 года, с 11.05.2010 года по 30.05.2010 года, с 09.11.2010 года по 03.12.2010 года, с 01.01.2011 года по 30.04.2011 года
в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Взыскать с государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике в пользу Дыгаевой <данные изъяты> 300 рублей в возмещение понесенных судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Сарапульский городской суд.
Решение в окончательной форме принято судом 14 сентября 2022 года.
Судья Шадрина Е. В.