Дело № 12-28/2020
УИД: 66RS0032-01-2020-000230-07
РЕШЕНИЕ
г. Кировград Свердловской области 17 июля 2020 года
Судья Кировградского городского суда Свердловской области Доева И.Б., при секретаре судебного заседания Диланян А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кокшарова А.А. на постановление Административной комиссии Кировградского городского округа № 045-2020 от 10 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15 Закона Свердловской области № 52-ОЗ от 14 июня 2005 года «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области»,
установил:
постановлением Административной комиссии Кировградского городского округа № 045-2020 от 10 марта 2020 года Кокшаров А.А. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15 Закона Свердловской области № 52-ОЗ от 14 июня 2005 года «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» за нарушение порядка проведения земляных, ремонтных или отдельных работ, связанных с благоустройством территории населенных пунктов, с назначением наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей, которое выразилось в следующем:
31 января 2020 года на земельном участке, расположенном по адресу: Свердловская область, г. Кировград, ул. Шуралинская (у отвалов), Кокшаровым А.А. осуществлялись земляные работы без соответствующего разрешения (ордера), на проведение этих работ, выдаваемого администрацией Кировградского городского округа в нарушение требований административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на осуществление земляных работ», утвержденного постановлением администрации Кировградского городского округа № 184-НПА от 16 февраля 2018 года, а также в нарушение требований пунктов 7.1, 7.2, 7.16, 7.17 раздела VII Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории Кировградском городском округе», утвержденных постановлением администрации Кировградского городского округа № 134 от 31 октября 2018 года.
Не согласившись с указанным постановлением, Кокшаров А.А. подал жалобу, в обоснование которой указывает, что привлечение его к административной ответственности является незаконным, поскольку земельных работ, требующих получение специального разрешения (ордера) на территории г. Кировграда он не производил, а занимался поиском металлолома на пустыре в г. Кировграде, землю не копал, экскаватором не управлял. Просит отменить постановление Административной комиссии Кировградского городского округа № 045-2020 от 10 марта 2020 года, производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В судебное заседание Кокшаров А.А., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился, ходатайств об отложении дела слушанием не заявил, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, привлеченного к административной ответственности.
Представитель Административной комиссии Кировградского городского округа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Суд, учитывая надлежащее извещение лиц участвующих в деле, отсутствие сведений о причинах неявки, а также отсутствие каких-либо ходатайств, препятствующих рассмотрению дела в данном судебном заседании, определил рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы по делу об административном правонарушении, проанализировав и оценив доказательства в совокупности между собой, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 1 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
На основании статьи 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана непосредственно в суд, уполномоченный ее рассматривать. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении, при необходимости заслушиваются показания других лиц, пояснения специалиста и эксперта, исследуются иные доказательства (пункт 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 1 статьи 15 Закона Свердловской области № 52-ОЗ от 14 июня 2005 года «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» предусмотрена ответственность за проведение земляных, ремонтных или отдельных работ, связанных с благоустройством территории населенных пунктов, без разрешения (ордера) на проведение этих работ, выдаваемого органами местного самоуправления.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки по сообщению начальника группы охраны ППМ Р.А.П. установлено, что 31 января 2020 года в 10:20 часов Кокшаров А.А., В.Д.В., П.Д.Н. незаконно производили земляные работы на территории, расположенной вблизи охраняемой территории шлакоотвалов ППМ.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Кокшарова А.А. к административной ответственности по части 1 статьи 15 Закона Свердловской области № 52-ОЗ от 14 июня 2005 года «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области».
Постановлением администрации Кировградского городского округа от 23 марта 2017 года № 284-НПА утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории Кировградского городского округа, в которых содержатся нормы, регулирующие порядок проведения земляных работ (далее Правила благоустройства).
На основании пункта 7.1 Правила благоустройства земляные работы, связанные со строительством и реконструкцией сетей инженерно-технического обеспечения, расположенных за пределами предоставленного под строительство земельного участка, ремонтом и устранением аварий на сетях инженерно-технического обеспечения, ремонтом дорог, тротуаров и иных работ в сфере благоустройства, установкой (ремонтом) рекламных сооружений (конструкций), ведением земляных работ, связанных с нарушением благоустройства территории и с прокладкой, переустройством, ремонтом подземных сооружений, с проведением иных видов работ, влекущих нарушение рельефа местности и благоустройства на территории Кировградского городского округа, могут производиться только на основании специального разрешения на производство земляных работ (ордера). Форма ордера устанавливается административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на осуществление земляных работ», утверждаемым постановлением администрации Кировградского городского округа. Ордер выдается отделом по работе с предприятиями энергетики, транспорта связи и жилищно-коммунального хозяйства администрации Кировградского городского округа.
В соответствии с пунктом 7.2. Правил благоустройства при выполнении работ по прокладке или ремонту подземных инженерных коммуникаций, иных работ, связанных с нарушением объектов внешнего благоустройства, физические лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица руководствуются порядком, установленным административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Предоставление разрешения на осуществление земляных работ", утверждаемым постановлением администрации Кировградского городского округа.
Согласно пункту 3.2 СП 82.13330.2016 «Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП 111-10-75» благоустройство территории – комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Согласно пункту 3.23 СП 82.13330.2016 к элементам благоустройства территории относятся декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, применяемые как составные части благоустройства.
Из протокола осмотра от 31 января 2020 года и иллюстрационной таблицы, следует, что территория, где производились земляные работы заявителем обнаружен экскаватор, расположена за «Северной» проходной УЭМ ППМ г. Кировграда, не огорожена забором, не имеется предупредительных знаков, ограничивающих въезд на данную территорию, земля на местности покрыта снежным покровом, вокруг экскаватора имеются вырытые ковшом ямы различных размеров; какие-либо элементы благоустройства на данной территории местности отсутствуют.
В силу пункта 1.4 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление разрешения на осуществление земляных работ», утвержденного постановлением администрации Кировградского городского округа № 184-НБА от 16 февраля 2018 года разрешение (ордер) на осуществление земляных работ выдается физическим и юридическим лицам или их уполномоченным представителям, выступающим заказчиками производства следующих видов земляных работ на территории Кировградского городского округа: 1) строительство, модернизация и реконструкция сетей инженерно-технического обеспечения, в том числе объектов капитального строительства, расположенных за пределами земельного участка, находящегося у заказчика на праве собственности, аренды, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования; 2) ремонт и устранение аварий на сетях инженерно-технического обеспечения; 3) капитальный ремонт дорог, тротуаров и иные работы в сфере благоустройства; 4) установка и ремонт рекламных сооружений (конструкций); 5) текущий и капитальный ремонт сетей инженерно-технического обеспечения; 6) шурфование, бурение скважин для инженерных изысканий; 7) организация автомобильной стоянки. Данный перечень работ является исчерпывающим.
Между тем, каких-либо доказательств осуществления Кокшаровым А.А. выше перечисленных земляных работ, связанных с благоустройством территории г. Кировграда, материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Иных доказательств, подтверждающих вину Кокшарова А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15 Закона Свердловской области № 52-ОЗ от 14 июня 2005 года «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области», не имеется.
Вместе с тем, согласно материалам дела Кокшаров А.А. пользовался недрами без соответствующего разрешения (лицензии).
Административная ответственность за пользование недрами без разрешения (лицензии), предусмотрена частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Виды пользования недрами включают в себя и в том числе использование отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств (статья 6 Закона Российской Федерации № 2395-1 от 21 февраля 1992 года «О недрах»).
Согласно статье 1.2 Закона Российской Федерации № 2395-1 от 21 февраля 1992 года «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
В соответствии с абзацем 5 статьи 9 Закона Российской Федерации № 2395-1 от 21 февраля 1992 года «О недрах» в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
Как следует из статьи 11 Закона Российской Федерации № 2395-1 от 21 февраля 1992 года «О недрах», предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Таким образом, совершенное Кокшаровым А.А. противоправное, виновное деяние не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15 Закона Свердловской области № 52-ОЗ от 14 июня 2005 года «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области», и влечет административную ответственность по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В тоже время, переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, допустима при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при пересмотре постановления или решения по такому делу при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Данная правовая позиция выражена в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Поскольку составы вышеуказанных правонарушений не образуют единый родовой объект, то переквалификация действий Кокшарова А.А. в данном случае невозможна.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление Административной комиссии Кировградского городского округа № 045-2020 от 10 марта 2020 года, вынесенное в отношении Кокшарова А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15 Закона Свердловской области № 52-ОЗ от 14 июня 2005 года «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области», подлежат отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в деянии Кокшарова А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15 Закона Свердловской области № 52-ОЗ от 14 июня 2005 года «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области».
Руководствуясь статьей 30.6, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу Кокшарова А.А. на постановление Административной комиссии Кировградского городского округа № 045-2020 от 10 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15 Закона Свердловской области № 52-ОЗ от 14 июня 2005 года «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» - удовлетворить.
Постановление Административной комиссии Кировградского городского округа № 045-2020 от 10 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15 Закона Свердловской области № 52-ОЗ от 14 июня 2005 года «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировградский городской суд Свердловской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья И.Б. Доева