дело № 2-671/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июня 2020 года г. Вязьма Смоленской области
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего, – судьи Вяземского районного суда Смоленской области Красногирь Т.Н.,
при секретаре Зуевой С.А.,
с участием истца Астафьева А.А.,
представителя ответчика – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области Самсоновой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Астафьева А.А. к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, Департаменту Смоленской области по образованию и науке о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Астафьев А.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, Департаменту Смоленской области по образованию и науке о понуждении к совершению определенных действий, указав, что является лицом, которое относилось к категории детей, оставшихся без попечения родителей, <данные изъяты>.
Он зарегистрирован в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей его дедушке – П.И., бабушке – С.П. и тете – Е.П. на основании договора от 29 января 1994 года о бесплатной передаче в собственность граждан занимаемых квартир в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Собственником либо нанимателем жилых помещений не является.
В связи с обращением в администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сироти и детей- оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, 6 марта 2020 года он получил ответ об отказе во включении в список ввиду того, что достиг возраста 23 лет.
Ссылаясь на данные обстоятельства, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, просит: обязать администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области: включить его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жильем; предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; обязать Департамент Смоленской области по образованию и науке осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнение администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области государственных полномочий по обеспечению его как лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда не менее установленной нормы предоставления.
В судебном заседании истец Астафьев А.А. требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области Самсонова С.А. исковые требования не признала, так как истец в отдел опеки и попечительства до 23 летнего возраста с заявлением о включении в список детей-сирот о предоставлении жилья не обращался, а лишь обратился с заявлением 19 февраля 2020 года, на которое получил отказ в связи с достижением предельного возраста.
Представитель ответчика - Департамента Смоленской области по образованию и науке не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, представил отзыв на исковое заявление (л.д. 28-30), согласно которому, в соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанной статьей Закона, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечениями их жилыми помещениями. Достижение определенного возраста должно расцениваться по аналогии с пресекательным сроком, по истечении которого утрачивается материальное право, поскольку восстановление срока, необходимого для постановки на жилищный учет, законом не предусмотрено. Таким образом, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, установленные Законом, распространяются на детей-сирот до достижения ими возраста 23 лет. Быть обеспеченным жилым помещением в соответствии с Законом граждане старше 23 лет могут только в случае, если они обратились по вопросу реализации, но не реализовали имеющееся право до наступления этого возраста. Законом не предусмотрено приобретение права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения гражданами старше 23 лет. В настоящее время Астафьев А.А. достиг возраста 37 лет и к категории детей-сирот не относится. Наличие статуса «ребенка-сироты» или «ребенка, оставшегося без попечения родителей» само по себе не подразумевает право на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании названного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. По достижении возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих права на предусмотренные данным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Дети-сироты до достижения возраста 23 лет в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Из искового заявления не представляется возможным установить причины, по которым Астафьев А.А. своевременно не обратился в уполномоченные органы.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы настоящего дела, в том числе материалы личного дела Астафьева А.А. № ХХХ за 1996-2001 г., суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Жилищное законодательство в силу п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно п. 1 ст. 8 Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом 2 названной статьи Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
Пунктом 3 статьи 8 означенного Федерального закона определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
Согласно п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Квартира № <адрес>, расположенная в доме № <адрес> по ул. <адрес>, принадлежит на основании договора о бесплатной передаче в собственность граждан занимаемых квартир (жилых домов) в государственном и муниципальном жилищном фонде от 7 декабря 1993 года П.И., дд.мм.гггг. года рождения, С.П., дд.мм.гггг. года рождения, Е.П., дд.мм.гггг. года рождения (л.д. 10-11).
19 февраля 2020 года Астафьев АК.А. обратился в администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 15-16).
Постановлением администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 6 марта 2020 года № ХХХ Астафьеву А.А. отказано во включении в вышеназванный список детей-сирот в связи с достижением им возраста дд.мм.гггг. лет (л.д. 18), со ссылкой на Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 39 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства», областные законы Смоленской области от 29 сентября 2005 года № 89-з «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке и установлении дополнительных видов социальной поддержки детей-сироти и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области», от 29 ноября 2007 года № 114 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей детей-сироти и детей,, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда, утвержденный постановлением администрации Смоленской области от 6 июня 2014 года, решение Вяземского районного Совета депутатов тот 25 ноября 2015 года №85 «Об уполномоченном органе по осуществлению государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области.
Однако суд не может согласиться с указанным отказом Администрации, поскольку он не основан на законе.
В соответствии с п. 3 и пп. 3 п. 3.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2019 года № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Пунктом 2 названных Правил, вступившим в действие с 18 апреля 2019 года, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).
Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил, в список включаются, в том числе лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
Аналогичные по сути положения содержатся и в Областном законе Смоленской области от 29 сентября 2005 № 89-з «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке и установлении дополнительных видов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области».
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Данная позиция отражена в Апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 23 января 2019 года N 56-АПГ18-15.
Как отражено в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые на 1 января 2013 года, не были обеспечены жилыми помещениями по Федеральному закону № 159-ФЗ, сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с новым порядком, установленным Федеральным законом № 15-ФЗ с 1 января 2013 года, независимо от возраста указанных лиц.
В частности, препятствием к обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не может являться то обстоятельство, что указанные граждане не состояли ранее, до вступления в силу Федерального закона № 15-ФЗ, до 1 января 2013 года, на учете как нуждающиеся в жилье.
С принятием Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ детям-сиротам и лицам из их числа жилье предоставляется из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений вместо социального найма, в связи с чем им не вменяется обязанность становиться на учет как нуждающимся в жилом помещении в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
До 1 января 2013 года в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись вне очереди, что, однако, не исключало необходимость их признания в качестве нуждающихся в жилом помещении и, как следствие, постановки на соответствующий учет, так как жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только тем гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях независимо от того, будут они получать его в порядке очереди или вне очереди (ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Однако это не означало, что если дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не встали или не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими возраста 23 лет, им следовало отказывать в праве на получение жилого помещения.
Таким образом, дети-сироты и лица из их числа независимо от достижения возраста 23 лет, не реализовавшие свое право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке по договорам социального найма до 1 января 2013 года, должны обеспечиваться жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения после 1 января 2013 года в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом № 159-ФЗ в редакции Федерального закона № 15-ФЗ, с учетом нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории.
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 3 июня 2020 года № ХХХ в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах Астафьева А.А. на какие-либо имеющиеся у него объекты недвижимого имущества (л.д. 94).
Из справки Вяземского производственного участка Смоленского отделения филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Центральному федеральному округу следует, что сведения в период с 1991 года по 1999 год о наличии собственности у Астафьева А.А. отсутствуют (л.д. 17).
Также, в соответствии с ч. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (ч. 1 ст. 20 названной Конвенции).
В силу положений ст. 7 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» основными задачами органов опеки и попечительства являются, в том числе, защита прав и законных интересов граждан, находящихся под опекой или попечительством; надзор за деятельностью опекунов и попечителей.
Указанные действия следует рассматривать как ненадлежащее выполнение компетентными органами власти обязанности по своевременному обеспечению жилым помещением Астафьева А.А., и данное обстоятельство следует рассматривать как уважительную причину, препятствующую лицу реализовать предусмотренное Законом право в установленный срок.
С учетом установленных при рассмотрении настоящего дела обстоятельств, принимая во внимание приведенные выше разъяснения Президиума Верховного Суда Российской Федерации, установив, что до достижения Астафьевым А.А. совершеннолетия, в период его обучения в учебном заведении, отдел опеки и попечительства, имея сведения о том, что закрепленное за ним (истцом) жилое помещение ему не принадлежит ни на каком праве, не предпринял конкретных действий по своевременной постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд приходит к выводу о том, что права истца были нарушены вследствие ненадлежащего выполнения обязанностей по защите его прав уполномоченными на то органом и лицами, в тот период, когда он был несовершеннолетним, и поэтому по обстоятельствам, не зависящим от истца, он был лишен возможности реализовать предоставленное означенным законом право на обеспечение жильем.
Достижение Астафьевым А.А. возраста 23 лет на момент подачи искового заявления по настоящему делу не может рассматриваться как обстоятельство, влекущее утрату им права на получение жилого помещения как лицом, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В связи с данными обстоятельствами на администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области подлежит возложению обязанность включить Астафьева А.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Вяземского района Смоленской области.
Принимая во внимание, что Астафьев А.А. собственником жилого помещения не является, нуждается в предоставлении жилья, а гарантированное законом право на жилое помещение не реализовано не по его вине, суд возлагает на администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области обязанность предоставить Астафьеву А.А., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее установленной нормы предоставления.
В силу п. 1 ст. 2 Закона Смоленской области от 29 ноября 2007 № 114-з «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями вправе получать финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета.
Уполномоченный орган в пределах своей компетенции, установленной областным законодательством, обязан обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми и материальными ресурсами для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями (п. 3 ст. 3 Закона Смоленской области от 29 ноября 2007 года № 114-з).
Исходя из положений Закона Смоленской области от 19 декабря 2019 года № 130-з «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», принятого Смоленской областной Думой 19 декабря 2019 года, главным распределителем средств областного бюджета в отношении средств, выделяемых органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области на реализацию полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, является Департамент Смоленской области по образованию и науке, на который согласно п. 8 Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 25 марта 2014 года № 202, а также п. 1.1 Положения о Департаменте Смоленской области по образованию и науке, утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 30 декабря 2016 № 820 «О переименовании Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи в Департамент Смоленской области по образованию и науке и об утверждении Положения о Департаменте Смоленской области по образованию и науке» Департамент Смоленской области по образованию и науке является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере образования и науки на территории Смоленской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С учетом изложенного, в целях своевременной реализации права Астафьева А.А. на обеспечение жильем, суд возлагает на Департамент Смоленской области по образованию и науке, как уполномоченный орган, обязанность осуществить финансирование исполнения администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области по обеспечению Астафьева А.А., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением.
При указанных обстоятельствах суд удовлетворяет исковые требования Астафьева А.А. в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
17.06.2020 – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░,
23.06.2020 – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░,
24.07.2020 – ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░