Решение по делу № 2-799/2015 от 14.09.2015

Дело № 2-799/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 октября 2015 года                     гор. Снежинск

Снежинский городской суд Челябинской области в составе:

- председательствующего судьи Беляевой Т.В.,

- при секретаре Дикой М.А.,

с участием помощника прокурора ЗАТО г. Снежинск Карпович Т.Н., представителя заявителя Федоровой С.В. (доверенность л.д. 30), представителей заинтересованных лиц: Собрание депутатов города Снежинска Третниковой А.М. (доверенность л.д. 119), администрации Снежинского городского округа Челябинской области Яскиной Ю.В. (доверенность л.д. 45),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Федорова Ю.В. об оспаривании нормативно-правового акта Собрания депутатов города Снежинска Челябинской области.

                    У С Т А Н О В И Л:

Заявитель Федоров Ю.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативно-правового акта Собрания депутатов города Снежинска Челябинской области, в частности абзаца 8, подпункта 2.46, пункта 2, части 2 решения Собрания депутатов города Снежинска № 167 от 20.12.2012 г. «О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование муниципальных земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».

В обоснование заявленных требований указал следующее:

Согласно решению Собрания депутатов города Снежинска № 167 от 20 декабря 2012 года, абзацем 8, подпункта 2.46, пункта 2, части 2, с 01.01.2012 установлен коэффициент К2, который используется для расчета арендной платы равный 9,9 - в отношении земельных участков, предназначенных для содержания и обслуживания кордона в границах кадастрового квартала .

На основании постановления главы Снежинского городского округа № 2236 от 23.12.2010, между заявителем и муниципальным образованием г. Снежинск, 23.12.2010 был заключен договор аренды земельного участка площадью 3085 кв.м., местоположение: <адрес>

Разрешенное использование — иные производственные и административные здания, строения, сооружения. Цель использования — эксплуатация и обслуживание Синарского кордона. На участке расположено строение, которое принадлежит заявителю на праве собственности.

Срок аренды земельного участка — 49 лет.

Кадастровая стоимость арендуемого участка показатель Скад (используется для расчета арендной платы) на момент заключения договора составляла <данные изъяты> рубля, арендная плата за 2011 год составила <данные изъяты> рубля, при коэффициенте К2 равный 1.

В 2011 году показатель Скад был снижен до <данные изъяты> рублей. При проведении расчета суммы годовой арендной платы по договору аренды КУИ с 01.01.2012 г. был применен коэффициент К2 в размере 9,9.

Так как кадастровая стоимость арендуемого земельного участка, показатель Скад составлял <данные изъяты> рубля и это не привело к увеличению арендной платы, последняя за 2012-2013 года составила <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей за период с 01.01.143 г. по 18.11.2014.

С 2014 года кадастровая стоимость арендуемого земельного участка показатель Скад увеличился до <данные изъяты> рублей, что с применением коэффициента К2 равного 9,9 согласно оспариваемого Решения Собрания депутатов Снежинского городского округа № 167 от 20 декабря 2012 года, увеличило размер арендной платы по договору по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет и составила <данные изъяты> рублей за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.

Заявитель считает, что указанное решение Собрания депутатов города Снежинска № 167 от 20 декабря 2012 года является незаконным и подлежит отмене, в части отмены абзаца 8, подпункт 2.46 пункта 2, части 2, устанавливающего с 01.01.2012 коэффициент К2 (используемого для расчета арендной платы) равный 9,9 — в отношении земельных участков: предназначенных для содержания и обслуживания кордона в границах кадастрового квартала , поскольку принято вопреки основным принципам определения арендной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, а именно, данный показатель экономически не обоснован и явно завышен.

Заявитель Федоров Ю.В. просит решение Собрания депутатов города Снежинска № 167 от 20 декабря 2012 г. «О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование муниципальных земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в части абзаца 8, подпункта 2.46 пункта 2, части 2, устанавливающего с 01.01.2012 коэффициент К2, используемый для расчета арендной платы и равный 9,9 — в отношении земельных участков: предназначенных для содержания и обслуживания кордона в границах кадастрового квартала признать недействующим со дня его принятия.

Заявитель Федоров Ю.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен. Интересы заявителя в судебном заседании представляла по доверенности (л.д. 30) Федорова С.В., которая в судебном заседании требования заявителя поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель Собрания депутатов г. Снежинска Третникова А.М. (доверенность л.д.119) в судебном заседании указала, что 20 декабря 2012 года Собранием депутатов города Снежинска было принято решение № 167 «О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование муниципальных земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».

Принятие данного решения было обусловлено изменением кадастровой оценки земель на территории Челябинской области.

В соответствии с Законом Челябинской области от 24.04.2008 г. № 257-ЗО «О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование муниципальных земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» арендная плата рассчитывается по формуле, где кадастровая стоимость является основополагающей.

Кадастровая оценка земельных участков, осуществленная в 2011 году, вступала в действие с 01 января 2012 года. Коэффициенты арендной платы, в частности коэффициент К2 Комитетом по управлению имуществом рассчитывался таким образом, чтобы не допустить как резкого снижения арендной платы, так и резкого ее повышения по отношению к 2011 году.

Кроме того, Законодательным Собранием Челябинской области письмом от 29.02.2012 г. № 302/ВМ муниципалитетам было указано на необходимость рассчитать и утвердить коэффициенты арендной платы, позволяющие сохранить поступления в бюджет от арендной платы, а также не допустить резкого экономического необоснованного увеличения арендной платы.

Таким образом, при расчете коэффициентов индексация от арендной платы в сторону увеличения, в среднем составила 20% от арендной платы за 2011 год.

Собранием депутатов города Снежинска 26.02.2015 решением № 12 удовлетворен протест прокурора ЗАТО г. Снежинск от 19.01.2015 № 4-1-2015 на решение Собрания депутатов города Снежинска от 20.12.2012 № 167 «О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование муниципальных земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».

Представитель Собрания депутатов города Снежинска оставляет решение суда на его усмотрение.

Представитель администрации Снежинского городского округа Челябинской области Яскина Ю.В. (доверенность л.д. 45) решение по заявлению Федорова Ю.В. оставляет на усмотрение суда, по доводам аналогичным представителя Собрания депутатов г. Снежинска. (отзыв л.д. 124)

Заинтересованное лицо - муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению имуществом города Снежинска» своего представителя в судебное заседание не направило, представили отзыв, в котором просят в удовлетворении заявителю отказать, по доводам изложенным в отзыве. (отзыв л.д. 47-50)

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, помощника прокурора ЗАТО г. Снежинска Карпович Т.Н., полагавшую требования Федорова Ю.В. удовлетворить, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

На основании ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) граждане, организации, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявление о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с требованиями ГПК РФ суд установив что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. (ч. 2 ст. 253 ГПК РФ)

Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных актов полностью или в части» разъяснено, что при рассмотрении дела по существу, суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу. В том числе содержание оспариваемого акта.

Согласно ч. 2,3 ст.47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Пунктом 9 ст. 21 Устава города Снежинска предусмотрено, что решения Собрания депутатов г. Снежинска, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в средствах массовой информации. (л.д. 77)

Решением Собрания депутатов города Снежинска N 167 от 20 декабря 2012 года утверждено положение «О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование муниципальных земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». (л.д. 15-26)

Данное решение было опубликовано в сборнике «Известия Собрания депутатов и администрации города Снежинска» от 26 декабря 2012 года № 53.

Настоящее решение применяется в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Город Снежинск», а также в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

    Абзацем 8 подпункта 2.46 пункта 2, части 2 указанного решения, установлен коэффициент К2, учитывающий вид деятельности арендатора равный 9,9 - в отношении земельных участков, предоставленных для содержания и обслуживания кордона в границах кадастрового квартала . (л.д. 24-25)

Согласно ч. 1 п. в. статьи 72 Конституции РФ, в совместном ведении российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

В соответствии со ст. 37 Устава (Основного закона) Челябинской области Законодательное собрание является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области и осуществляет полномочия, установленные Федеральными законами и законами области.

Статьей 1 Закона Челябинской области от 28 апреля 2011 г. N 120-ЗО "О земельных отношениях" предусмотрено, что к компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти Челябинской области отнесены полномочия по принятию законов, определяющих политику в сфере регулирования земельных отношений согласно п. 4 ст. 1 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» федеральные законы и акты субъектов Российской Федерации действуют в отношении закрытого административно-территориального образования с учетом особенностей, устанавливаемых указанным законом.

Полномочия органов местного самоуправления регламентированы Федеральным законом от 06.10.2002 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", согласно ст. 7 которого муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и. сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 4 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством российской Федерации.

Во исполнение указанного положения постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Одним из таких основных принципов является "Принцип экономической обоснованности", в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.

Поскольку коэффициент К2 влияет на размер арендной платы, что затрагивает права арендатора, установление его размера должно отвечать принципу экономической обоснованности, и не может носить произвольный характер.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 14.12.2000 N 244-0, от 07.02.2002 N 16-0, от 05.07.2001 N 130-0 и от 07.06.2001 N 139-0, Постановлениях от 21.11.2002 N15-П и от 30.07.2001 N 13-П, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, произвольно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

    Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 № 209-О в отсутствие единых правил дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон, орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается. Судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.


В Постановлении от 08.10.1997 № 13-П Конституционный Суд Российской Федерации указал также, что нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки земельного налога могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно.


Вышеуказанные правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации в связи с аналогичным (публичным) порядком установления ставок, как земельного налога, так и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, подлежат применению и при рассмотрении споров, связанных с установлением арендной платы за землю. Таким образом, значение коэффициента должно быть обоснованным.

По указанным выше основаниям, то есть отсутствие экономической обоснованности ставок арендной платы и коэффициентов к ним, 19.01.2015 в адрес Собрания депутатов г. Снежинска прокурором ЗАТО г. Снежинск был направлен протест на решение Собрания депутатов г. Снежинска № 167 от 20.12.2012, согласно которому указанное решение не соответствует действующему законодательству, в том числе и по оспариваемому абзацу 8, подпункта 2.46, пункта 2, части 2 решения № 167 от 20.12.2012, Собранию депутатов г. Снежинска было предложено рассмотреть протест прокурора на ближайшем Собрании депутатов г. Снежинска. (л.д. 113)

Решением Собрания депутатов г. Снежинска от 26.02.2015 № 12 протест прокурора ЗАТО г. Снежинск от 19.01.2015 № 4-1-2015 на решение Собрания депутатов города Снежинска от 20.12.2012 г. № 167 «О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование муниципальных земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» был удовлетворен. (л.д. 118)

Администрации г. Снежинска с учетом замечаний, изложенных в протесте прокурора ЗАТО г. Снежинск было поручено подготовить предложения по внесению изменений в решение Собрания депутатов города Снежинска от 20.12.2012 г. № 167 «О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование муниципальных земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». (л.д. 118)

То есть, удовлетворяя протест прокурора Собрание депутатов города Снежинска фактически признали, что порядок расчета, установленный оспариваемым решением арендной платы не отвечает установленному Постановлением Правительства № 582 принципу предельно допустимой простоты расчета арендной платы и не имеет экономического обоснования.

С учетом изложенного, определив, что учитывающий вид деятельности арендатора, в размере 9,9 является произвольным, осуществленным без соответствующего экономического обоснования, в результате чего оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются права и законные интересы заявителя в экономической сфере, суд пришел к выводу, что оспариваемая часть нормативно - правового акта не соответствует Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, а именно: принципу экономической обоснованности, в связи с чем, требования заявителя Федорова Ю.В. подлежат удовлетворению.

Согласно п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 № 48, нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным актом, имеющим большую юридическую силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Федорова Ю.В. об оспаривании нормативно-правового акта Собрания депутатов города Снежинска Челябинской области - удовлетворить.

Признать решение Собрания депутатов города Снежинска № 167 от 20 декабря 2012 года «О порядке определения размера арендной платы, в также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование муниципальных земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в части абзаца 8 подпункта 2.46 пункта 2, части 2, устанавливающего коэффициент К2, учитывающий вид деятельности арендатора равный 9,9 – в отношении земельных участков, предназначенных для содержания и обслуживания кордона в границах кадастрового квартала недействующим со дня его принятия.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Снежинский городской суд.

Председательствующий Т.В. Беляева

2-799/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Федоров Ю.В.
Другие
Федорова С.В.
МКУ "КУИ" г.Снежинска
Собрание депутатов Снежинского городского округа
Администрация г. Снежинска
Суд
Снежинский городской суд Челябинской области
Дело на сайте суда
snez.chel.sudrf.ru
14.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.09.2015Передача материалов судье
14.09.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2015Подготовка дела (собеседование)
28.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.10.2015Судебное заседание
12.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.10.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее