Решение по делу № 2-699/2020 от 09.01.2020

К делу № 2-699/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

16 июня 2020 г.                                           г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего - судьи Агафонова П.Ю.,

при секретаре судебного заседания Гончаровой Л.Ю.,

с участием представителя ответчика по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчинникова А.Н. к Государственному казенному учреждению РА «Центр труда и социальной защиты населения» об индексации присужденных сумм,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику об индексации присужденных сумм. В обоснование требований указано, что решением Майкопского городского суда от 25.01.2018г. на КТСЗН по г. Майкопу возложена обязанность восстановить ему с 01.10.2017 г. право на выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 17942,55 руб. с последующей индексацией, с КТСЗН по г. Майкопу в его пользу взыскана единовременно за счет федерального бюджета задолженность в возмещение вреда здоровью за период с 01.01.1998 г. по 31.09.2017 г. в размере 795169,56 руб. Полагает, что произведенные выплаты задолженности по возмещению вреда здоровью подлежат индексации в связи с ростом потребительских цен в Республике Адыгея. Просит суд взыскать с ГБУ РА «Комплексный центр социального обслуживания населения в г. Майкопе» за счет средств федерального бюджета в его пользу сумму инфляционных убытков за период с 01.01.1998 г. по 2017 год в размере 521603,27 рублей.

Определением суда от 31.01.2020 г. произведена замена ненадлежащего ответчика с ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения в г. Майкопе» надлежащим - ГКУ РА «Центр труда и социальной защиты населения».

В письменных возражениях на иск ответчик указал, что заявленные требования считает основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения. Так возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются специальным нормативным правовым актом - Законом РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1, направленным, как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.

В соответствии с частью 1 статьи 3 этого закона (в редакции ФЗ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») гражданам Российской Федерации гарантируются установленные данным законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Положениями части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 (в редакции ФЗ от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ, вступившего в силу с 29 мая 2004 г.) предусмотрен механизм защиты от инфляции сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предполагающий регулярность и стабильность индексации этих выплат.

В силу указанной нормы закона размеры выплат гражданам, установленные названным законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 г. № 7 и от 11 мая 2007 г. № 23), задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, поэтому суд вправе удовлетворить его требования об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации.

ГКУ РА ЦТСЗН считает, что оснований для применения содержащихся в пункте 16 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснений к спорным отношениям не имеется, поскольку в настоящем случае обстоятельства, приведенные в данном пункте, отсутствуют.

Овчинникову А.Н. выплачивались ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с действовавшим на момент назначения указанных сумм правовым регулированием, каких-либо задержек по названным выплатам ответчиком не допускалось.

Овчинникову А.Н. с момента назначения ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с ФЗ от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ выплата назначенных сумм производилась своевременно и с учетом предусмотренной специальным законом индексации (в том числе после вступления в силу ФЗ от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации).

По поводу установления Овчинникову А.Н. размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности в большем размере имел место спор, который был разрешен в судебном порядке.

Требование истца на возмещение имущественного вреда в связи с инфляцией, причиненного ему несвоевременной выплатой сумм возмещения вреда здоровью, является незаконным, так как в нарушение требований части 4 статьи 198 ГПК РФ оно не подтверждено какими-либо доказательствами.

Заявляя требования о взыскании с ответчика имущественного вреда в связи с несвоевременной выплатой ему сумм возмещения вреда здоровью, истец игнорирует тот факт, что по общему правилу возникновения обязательства по возмещению имущественного вреда лицу, право которого нарушено (статья 1064 Гражданского кодекса РФ), должен устанавливаться факт неправомерного причинения такого вреда, а также и его размер должен быть подтвержден заявителем соответствующими доказательствами.

Истец не представил доказательств возникновения у него убытков по вине ГКУ РА ЦТСЗН, наличия причинной связи между действиями ответчика и возникшими, как утверждает истец, у него убытками, а также не обосновывает размер заявленных к взысканию убытков.

Поскольку истцом не доказана задержка выплаты ответчиком назначенных ему сумм возмещения вреда здоровью, как и выплата таких сумм в меньшем размере, чем предусмотрено законом, то учитывая приведенные выше разъяснения, исковые требования истца необоснованны.

Компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, истцу установлена до его обращения в суд и выплачивалась ответчиком с учетом ее индексации, предусмотренной Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Требования о выплате ранее назначенной денежной компенсации в большем размере с применением иных коэффициентов индексации заявлено истцом в суд только в 2018 году.

Спор, касающийся определения права истца на получение данных выплат и о взыскании задолженности по ним, исходя из заявленных им исковых требований, а также о назначении ежемесячных платежей в счет возмещения вреда здоровью, с учетом их индексации, разрешен решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 25.01.2018по делу № 2-329/2018.

Указанный судебный акт исполнен ответчиком своевременно и в полном объеме, что не оспаривается истцом.

Поскольку спор о размере ежемесячной денежной компенсации разрешен ранее вынесенными судебными постановлениями, которыми и установлена обязанность ответчика выплачивать истцу ежемесячную компенсацию в большем размере, считаем, что оснований полагать, что истцу причинены убытки в большем размере с учетом положений статьи 15 ГК РФ (как в виде реального ущерба (понесенных расходов или расходов, которые должны быть понесены), так и упущенной выгоды (неполученного дохода), не имеется, принимая во внимание, что положения Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которым регулируются спорные правоотношения, не предусматривают возмещение убытков в ином размере, в том числе с применением индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации, а оснований для применения п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 35 также не имеется, поскольку задолженность по выплатам ежемесячной денежной компенсации возникла не в результате отказа ответчика в выплате такой компенсации или отказа в ее индексации, а в результате применения ответчиком иного порядка индексации. Просит суд отказать в удовлетворении искового заявления Овчинникову А.Н. в полном объеме.

    В судебное заседание истец в суд не явился, сведений об уважительности причин неявки суду не предоставил. На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика в суд не явился, исковые требования не признал, возражал против их удовлетворения и просит в иске отказать по доводам письменных возражений.

Заслушав ответчика, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что заявленные Овчинников А.Н. исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истец является инвалидом второй группы с 80% утраты профессиональной трудоспособности в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы, связанным с катастрофой на Чернобыльской АЭС, и имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью на основании положений Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением Майкопского городского суда от 25.01.2018 г. суд обязал Комитет труда и социальной защиты населения по г. Майкопу произвести Овчинникову А.Н. перерасчет компенсации ежемесячного возмещения вреда здоровью с учетом увеличения его заработка, определенного уполномоченным органом ДД.ММ.ГГГГ на коэффициент 6 по увечью, полученному до ДД.ММ.ГГГГ и установить ему к выплате с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную компенсацию возмещения вреда здоровью в размере 17942,55 руб. с последующей индексацией, с Комитета труда и социальной защиты населения по г. Майкопу единовременно за счет федерального бюджета в пользу Овчинникова А.Н. задолженность по ежемесячным выплатам возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации в размере 795169,55 руб. Указанное решение вступило в законную силу и ответчиком исполнено.

Возмещение вреда, причинённого здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются специальным нормативным правовым актом - Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1, направленным, как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации её последствий.

В соответствии с частью 1 ст. 3 данного Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») гражданам Российской Федерации гарантируются установленные данным законом возмещение вреда, причинённого их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Положениями части 3 ст. 5 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ, вступившего в силу с 29 мая 2004 г.) предусмотрен механизм защиты от инфляции сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предполагающий регулярность и стабильность индексации этих выплат.

В силу указанной нормы закона размеры выплат гражданам, установленные названным законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями и дополнениями, внесёнными постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2005 г. N 7 и от 11 мая 2007 г. N 23), задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесённого здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, поэтому суд вправе удовлетворить его требования об индексации названных сумм с учётом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.

Между тем оснований для применения содержащихся в пункте 16 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснений к спорным отношениям не имеется, поскольку в настоящем случае обстоятельства, приведённые в данном пункте, отсутствуют.

Овчинникову А.Н. ответчиком выплачивались ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, исходя из твёрдой денежной суммы в соответствии с действовавшим на момент назначения указанных сумм правовым регулированием, каких-либо задержек по названным выплатам ответчиком не допускалось.

Истцу, с момента назначения с октября 2017 г. ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в твёрдой сумме в зависимости от группы инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ выплата назначенных сумм производилась своевременно и с учётом предусмотренной специальным законом индексации (в том числе после вступления в силу ФЗ от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ).

Требование истца на возмещение имущественного вреда в связи с инфляцией, причиненного ему несвоевременной выплатой сумм возмещения вреда здоровью уже было разрешено в судебном порядке, и перерасчёт ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью истца был произведён с 01.10.2017 г. на основании вступившего в законную силу решения Майкопского городского суда от 25.01.2018 г.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Разрешая требования о взыскании с ответчика в пользу Овчинникова А.Н. причинённых ему убытков в связи с несвоевременной выплатой сумм возмещения вреда здоровью по общему правилу возмещения убытков (статьи 15, 393 ГК РФ), должен устанавливаться не только факт наличия убытков у лица, заявившего требования об их возмещении, но и его размер должен быть подтверждён истцом надлежащими доказательствами.

Возникновение убытков, причинённых истцу инфляционными процессами вследствие несвоевременной выплаты сумм возмещения вреда здоровью, не подтверждёно какими-либо доказательствами, таких обстоятельств по настоящему делу не установлено, что дает основание прийти к выводу о возможности в отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 198-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В иске Овчинникова А.Н. к Государственному казенному учреждению РА «Центр труда и социальной защиты населения» об индексации присужденных сумм отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца.

Председательствующий           подпись                 П.Ю. Агафонов

Уникальный идентификатор дела 01RS0004-01-2020-000125-36

Подлинник находится в материалах дела № 2-699/2020

в Майкопском городском суде Республики Адыгея

2-699/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Овчинников Александр Николаевич
Ответчики
Государственное казенное учреждение Республики Адыгея «Центр труда и социальной защиты населения»
ГБУ РА "Комплексный центр социального обслуживания населения в г. Майкопе"
Суд
Майкопский городской суд Республики Адыгея
Судья
Агафонов Павел Юрьевич
Дело на странице суда
maikopsky.adg.sudrf.ru
10.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2020Передача материалов судье
15.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.01.2020Предварительное судебное заседание
31.01.2020Судебное заседание
25.02.2020Судебное заседание
28.02.2020Судебное заседание
11.03.2020Судебное заседание
23.06.2020Производство по делу возобновлено
23.06.2020Судебное заседание
16.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее