УИД: № 59RS0004-01-2022-004959-24
Дело № 2-3833/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 27 октября 2022 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Чикулаевой И.Б.
при секретаре судебного заседания Гнездиловой З.В.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г. Перми Каменских В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску ЧММ к администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
установил:
ЧММ обратилась с исковым заявлением к администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить ей в границах г. Перми во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающие санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18,1 кв.м. В обоснование требований указала, что является нанимателем жилого помещения, состоящего из комнаты в четырехкомнатной квартире, общей площадью 18,1 кв.м, расположенной по адресу: <Адрес>. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми многоквартирный <Адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Планируемый срок расселения граждан, проживающих в указанном выше доме – ДД.ММ.ГГГГ. Согласно заключению о техническом состоянии многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ № имеются признаки аварийности отдельных конструктивных элементов здания. Ухудшения их эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Согласно технического отчета, выполненного ООО «Бюро технической инвентаризации и кадастровых работ», по результатам обследования технического состояния строительных конструкций и инженерных сетей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес> выявлено неудовлетворительное и аварийное состояние строительных конструктивных элементов многоквартирного дома.
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела, извещена. Ранее в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований, пояснила, что проживает в коммунальной квартире, занимает одну комнату, остальные три комнаты занимает другая семья, которая ведет аморальный образ жизни, не соблюдает санитарные нормы. Дом признан аварийным, соответственно квартира является аварийной. Дом рушится, потолок падает, пол проваливается. В приватизации жилого помещения участие не принимала. Коммунальные услуги в дом поставляются. Задолженности по коммунальным платежам не имеет. Дополнительных доказательств представлять не намерена. Нравится жить в спорной квартире, съехать желает из-за неблагополучных соседей. У ребенка появилась отдышка из-за состояния дома.
Представитель ответчика администрации г. Перми КОА в судебное заседание не явилась, направила отзыв, в котором в удовлетворении исковых требований просит отказать в полном объеме, поскольку жилой дом не включен в действующие на территории г. Перми программы по расселению из аварийного жилого фонда, процедура, предусмотренная ст. 32 ЖК РФ, не соблюдена, земельный участок не изъят, жилые помещения также не изъяты. Установленный срок для расселения не истек, доказательств возникновения чрезвычайной ситуации истцом не представлено, соответственного ее права не нарушены.
Третье лицо управление жилищных отношений администрации г. Перми представителя в суд не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещалось в порядке, предусмотренном законом.
Представитель третьего лица МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором разрешение вопроса по существу заявленных требований оставила на усмотрение суда.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Прокурор полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку установленный срок для отселения граждан не истек, процедура, предусмотренная ст. 32 ЖК РФ не выполнена, доказательств невозможности проживании в спорном жилом помещении не представлено.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, заключение прокурора, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Часть 2 статьи 49 ЖК РФ определяет, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев; вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Положениями ст. 86 ЖК РФ предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
В судебном заседании установлено, что жилое помещение по адресу <Адрес> на праве собственности принадлежит муниципальному образованию город Пермь (л.д. 55-58).
ДД.ММ.ГГГГ с ЧММ заключен договор социального найма жилого помещения №, согласно которому ей передано в бессрочное владение и пользование, изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из комнаты в четырехкомнатной квартире, общей площадью 18,1 кв.м, по адресу: <Адрес> (л.д. 10-11).
ДД.ММ.ГГГГ с ЧММ заключен договор № социального найма жилого помещения, согласно которому ей передано в бессрочное владение и пользование, находящееся в муниципальной собственности жилое помещение, представляющую собой комнату в четырехкомнатной квартире, общей площадью 18,4 кв.м, по адресу: <Адрес>. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселен и зарегистрирован следующий член семьи: сын ЧЕК ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 62).
В жилом помещении по адресу <Адрес> зарегистрированы по месту жительства ЧММ ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ, ЧЕК ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9, 12, 63).
ЧММ жилых помещений на праве собственности не имеет (л.д. 53-54).
Согласно выводам заключения ИГЖН Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № о техническом состоянии многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес>, имеются признаки аварийности отдельных конструктивных элементов здания, ухудшения их эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (л.д. 18).
Согласно техническому отчету от 2020 года по результатам обследования жилого <Адрес>, выполненного ООО «Бюро технической инвентаризации и кадастровых работ» (л.д. 19-49), объект обследования – жилой <Адрес> года постройки. При обследовании строительных конструкций установлено:техническое состояние фундамента оценено как аварийное, поскольку фундамент имеет трещины, частичное разрушение блоков, разрушение защитного слоя бетона фундамента, шелушение и разрушение окрасочного слоя стен и цоколя, поражение цоколя биокоррозией, трещины бетона на отмостке, поражение отмосткибиокоррозией, разрушение отмостки; техническое состояние наружных стен оценено как аварийное, поскольку наружные стены имеют разрушение штукатурного слоя с оголением кладки, отслоение окрасочного слоя цоколя, поражение цоколя биокоррозией, разрушение карниза по периметру дома, разрушение кирпичной кладки карниза; техническое состояние внутренних стен оценено как аварийное, техническое состояние перегородок оценено как неудовлетворительное, поскольку внутренние стены и перегородки имеют местами следы замачивания стен помещений, поражением плесневым грибком, шелушение и разрушение окрасочного слоя внутренних стен, разрушение штукатурного слоя внутренних стен, трещины внутренних стен шириной до 2,0мм;техническое состояние перекрытий оценено как аварийное, поскольку перекрытия имеют следы замачивания, шелушение и разрушение отделочного слоя, трещины;техническое состояние крыши и кровли оценено как аварийное, поскольку имеют следы замачивания деревянных стропильных конструкций, местами поражены гнилью, сколы кровельного покрытия, скопление строительного мусора на чердаке;техническое состояние окон, дверей, полов, крылец, лестниц, балконов, козырьков, инженерных систем теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения оценено как неудовлетворительное.
Физический износ здания составляет 65%, техническое состояние многоквартирного дома оценивается как ветхое, при котором состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а несущих – весьма ветхое. Ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь по проведении охранных мероприятий или полной смены конструктивного элемента. Рекомендовано признать многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу.
ДД.ММ.ГГГГ заключением межведомственной комиссии № выявлены основания для признания многоквартирного <Адрес> аварийным и подлежащим сносу (л.д. 16-17, 66).
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми, в том числе многоквартирный <Адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам жилых помещений предписано освободить занимаемые жилые помещения и снести аварийные дома в течение 6 месяцев с даты получения уведомления. Отделу расселения жилищного фонда предписано принять меры по отселению граждан в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-15, 67).
В соответствии с п.п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (ст.ст. 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Вместе с тем, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия установленного органом местного самоуправления срока расселения дома, в случае, если будет установлено, что помещение, в котором проживают граждане, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Соответствующая правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 16.09.2009 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года».
На основании технического отчета, составленного в 2020 году, физический износ здания составляет 65%, состояние несущих конструктивных элементов– аварийное, а несущих – ветхое, в связи с чем <Адрес> в <Адрес> рекомендовано признать аварийным и подлежащим сносу. При этом выводов о невозможности проживания в указанном доме, наличия опасности для жизни и здоровья людей при нахождении в указанном доме, данное заключение не содержит.
Доказательств наличия опасности для жизни и здоровья истца, которая требует незамедлительного решения вопроса о переселении в другое жилое помещение не представлено, судом не установлено. Напротив истец в предварительном судебном заседании пояснила, что в настоящее время в доме проживать возможно, все необходимые коммунальные услуги предоставляются, но она проживает с соседями по коммунальной квартире, которые ведут неподобающий образ жизни.
Учитывая данные обстоятельства, а также то, что наличие оснований для внеочередного обеспечения истца жилым помещением по договору социального найма не установлено, истец малоимущей и нуждающейся в жилом помещении не признана, срок расселения, установленный органом местного самоуправления, не наступил, необоснованным не признан, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого на условиях договора социального найма, аварийным и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения нанимателя и членов его семьи жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ при отсутствии иных, предусмотренных законом условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими и нуждающимися в жилом помещении в установленном порядке. Кроме того, в нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств, что дальнейшее проживание в непригодном для проживания доме опасно, угрожает их жизни и здоровью.
Кроме того, срок установленный для расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме признанном аварийном, не истек. Длительного бездействия со стороны администрации г. Перми по переселению граждан в настоящее время не усматривается.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований ЧММ к администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить жилое помещение следует отказать.
руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ЧММ к администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить жилое помещение оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий - подпись -И.Б. Чикулаева
Копия верна
Судья И.Б. Чикулаева
Мотивированное решение изготовлено 03.11.2022
Подлинное решение вшито в материалы гражданского дела № 2-3833/2022
Ленинского районного суда г. Перми