Ад. дело № 2а-558/18г.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
27 июня 2018 года г. Зеленоградск
Судья Зеленоградского районного суда Калининградской области
Сайбель В.В.
при секретаре Божинской А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Зеленоградского районного суда Калининградской области
административное дело по административному исковому заявлению Алексеева Николая Александровича, Молякова Сергея Александровича, Евтушенко Ярослава Николаевича к администрации МО «Зеленоградский городской округ» об оспаривании отказа в согласовании публичных мероприятий
установил:
Алексеев Н.А., Моляков С.А., Евтушенко Я.Н. обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором оспаривали действия администрации МО «Зеленоградский городской округ» в части отказа в согласовании проведения публичных мероприятий в форме шествия и пикетирования и обязать администрацию согласовать проведение заявленных ими публичных мероприятий.
В обосновании своих требований указали, что 24 мая 2018 года главе администрации МО «Зеленоградский городской округ» истцами были поданы уведомления о проведении трех публичных мероприятий, а именно:
- 29 мая с 9 до 10 час на городской площади г. Зеленоградска, с количеством участников до 200 человек пикетирования с призывом к превращению города курорта Зеленоградск в главный гей- курорт России по аналогии с испанским Ситжесом;
- 29 мая 2018 года с 12 до 13 часов на городской площади г. Зеленоградска с количеством участников до 200 человек пикетирования против запрета на усыновление российских детей -сирот иностранными однополыми парами с целью призыва к отмене закона о таким запрете;
- 06 июня 2018 года с 09 до 11 часов шествия Зеленоградского гей-парада по <адрес> в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации в России. Однако 24 и 25 мая 2018 года заместитель главы администрации ФИО6 уведомил истцов об отказе в согласовании проведения этих публичных мероприятий, сославшись на имеющееся законодательство о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, в частности ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», при этом администрация не предложила организаторам публичных мероприятий альтернативных мест и (или) времени проведения заявленных публичных мероприятий. Считают данный отказ незаконным, нарушающим Конституцию РФ, ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», нарушающий их права на свободу мысли и слова, право на свободу собраний и основаны на дискриминационном отношении к лицам гомосексуальной ориентации, и прежде всего, к организаторам и потенциальным участникам заявленных публичных мероприятий, в связи с чем, вынуждены обратиться в суд с вышеуказанным иском.
В судебное заседание административные истцы Алексеев Н.А., Моляков С.А. и Евтушенко Я.Н. не явились, извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель административного ответчика администрации МО «Зеленоградский городской округ» Гринцевич Г.Э., действующий на основании доверенности в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении отказать, по основаниям, изложенным в данных истцам ответах.
Выслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела и представленные в нем доказательства в их совокупности, и дав им оценку, суд приходит к следующему.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регламентируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В силу пункта 1 статьи 2 вышеуказанного Закона под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, указанного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 5 и 6 данной статьи шествием считается массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам; пикетированием признается форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Из материалов дела следует, что от гражданина Российской Федерации Российской Алексеева Н.А. главе администрации МО «Зеленоградский городской округ» было подано 24 мая 2018 года уведомление о проведении 29 мая 2018 с 09 час до 10 час. на городской площади г. Зеленоградска публичного мероприятия в форме пикетирования, с призывом к превращению города Зеленоградска в главный гей-курорт России по аналогии с испанским Ситжесом, с количеством участников- 200 чел.
Данное уведомление, кроме Алексеева Н., подписали в качестве организаторов мероприятия Моляков С. и Евтушенко Я.(л.д. 13-14).
Кроме того, 24 мая 2018 в адрес главы администрации МО «Зеленоградский городской округ» от гражданина Российской Федерации Алексеева Н.А. было подано уведомление о проведении 29 мая 2018 с 12 до 13 час на городской площади г. Зеленоградска публичного мероприятия в форме пикетирования против запрета на усыновление российских детей-сирот иностранными однополыми парами, целью проведения которого является призыв к отмене принятого в России закона о запрете на усыновление детей-сирот иностранными однополыми парами, а так же отдельными индивидами из стран, узаконивших браки геев и лесбиянок. Данное уведомление кроме Алексеева Н., так же подписали указанные в качестве организаторов мероприятия Моляков С. и Евтушенко Я. (л.д. 17-18).
24 мая 2018 года главе администрации МО « Зеленоградский городской округ» от гражданина Российской Федерации Алексеева Н.А. так же было направлено уведомление о проведении 06 июня 2018 года с 09 час. до 11 час публичного мероприятия в форме шествия по <адрес>, а именно шествия 200 чел Зеленоградского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России, целью которого указано на привлечение внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека и лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечение внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии.
Данное уведомление кроме Алексеева Н., так же подписали указанные в качестве организаторов мероприятия Моляков С. и Евтушенко Я. (л.д. 21-22).
Ответами от 24 мая 2018 года администрация МО «Зеленоградский городской округ» отказала в согласовании проведения публичных мероприятий 29 мая 2018 года в форме пикетирования, в связи с нарушением ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», предложив заявителям устранить несоответствие заявленных в уведомлениях целей требованиям федерального закона. Одновременно заявители были предупреждены о недопустимости проведения несанкционированных публичных мероприятий, в случае нарушения они будут привлечены к установленной законом ответственности (л.д. 25, 26).
25 мая 2018 года администрация МО «Зеленоградский городской округ» направила Алексееву Н.А. ответ, в котором так же отказала в согласовании проведения заявленного публичного мероприятия 06.06.2018 –шествия, в связи с нарушением ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», предложив заявителям устранить несоответствие заявленных в уведомлении целей требованиям федерального закона. Одновременно заявители были предупреждены о недопустимости проведения несанкционированного публичного мероприятия, с указанием на то, что в случае нарушения они будут привлечены к установленной законом ответственности (л.д. 27).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административные истцы наделены правом на обращение в суд в защиту нарушенных прав.
Оценивая требования истцов, заявленные в обосновании своих доводов и давая оценку действиям ответчика, связанным с обращением истцов, суд приходит к следующему.
По смыслу положений ст. 227 КАС Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина в соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации не должно нарушать права и свободы других лиц.
Как следует из уведомлений, целью проведения публичных мероприятий, заявленных истцами, является привлечение внимание общества и власти к проблемам соблюдения прав лиц гомосексуальной ориентации, возможности усыновлениями детей- сирот иностранными однополыми парами, проведение гей-парада, с целью привлечения в г. Зеленоградск российских и иностранных гомосексуальных туристов.
Вместе с тем, согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 124-ФЗ) целями государственной политики в интересах детей является в том числе, и защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 14 Федерального закона N 124-ФЗ на органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию мер по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе и от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения (п. 1).
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.
Положения ч. 3 ст. 16 этого же Федерального закона устанавливают, что такая информация не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.
Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного наказания (ч. 1 ст. 6.21. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Учитывая, что город Зеленоградск является городом курортом федерального значения, в котором, кроме проживающих граждан, имеющих несовершеннолетних детей, проводят летний отдых граждане Российской Федерации совместно с детьми, а так же расположены летние оздоровительные лагеря для несовершеннолетних, санатории, в которых проходят лечение, как взрослые, так и дети, место проведения публичных мероприятий - центр города приближенный к пляжу, утреннее и дневное время, суд приходит к выводу, что действия администрации по направлению истцам предложения об устранении несоответствия заявленных в уведомлении целей требованиям федерального закона являются законными и обоснованными, направленными на соблюдение прав третьих лиц, в том числе и несовершеннолетних, от навязывания им информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, которая может вызвать их интерес к таким отношениям.
Данные действия администрации соответствуют п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", которым предусмотрено, что орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Из представленных материалов дела следует, что срок доведения до организаторов публичных мероприятий предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона администрацией МО «Зеленоградский городской округ» был соблюден.
Доводы истцов о том, что данным предложением были нарушены их права на свободу мысли и слова, на свободу собраний суд обоснованными не находит, поскольку никакими доказательствами лишение истцов возможности реализовать закрепленное за ними Конституций Российской Федерации право на свободу шествий и пикетирований, при условии соблюдения действующего законодательства, эти доводы не подтверждены.
Факт дискриминационного характера действий администрации по отказу в согласовании публичных мероприятий в судебном заседании так же не подтвержден.
Довод истцов о том, что администрация обязана была предложить организатору для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели, так же во внимание судом принят быть не может, поскольку учитывая, что весь город расположен вдоль пляжного побережья, заявленные истцами публичные мероприятия, с обозначенной в них целью пропаганды гомосексуальных отношений, в любом его месте будут нарушать права несовершеннолетних, что действующим законодательством запрещено.
При этом судом так же учитывается, что подпунктом 7 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установлено, что в период проведения спортивного соревнования Президентом Российской Федерации могут быть введены усиленные меры безопасности, включающие в себя ограничение проведения публичных мероприятий, не связанных со спортивными соревнованиями.
Во исполнение вышеназванного Федерального закона, Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 202 "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года" на территориях субъектов Российской Федерации, в пределах которых расположены объекты инфраструктуры, предназначенные для проведения чемпионата мира по футболу и Кубка конфедераций, а также в прилегающих к ним акваториях введены усиленные меры безопасности при проведении Кубка конфедераций с 1 июня по 12 июля 2017 года и чемпионата мира по футболу с 25 мая по 25 июля 2018 года.
Пунктом 11 названного Указа установлено, что в субъектах Российской Федерации, на территориях которых вводятся усиленные меры безопасности, собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, не связанные с проведением Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу, в период с 1 июня по 12 июля 2017 года и в период с 25 мая по 25 июля 2018 года могут проводиться в местах и (или) по маршрутам движения участников публичного мероприятия с количеством участников и во временной интервал, которые определяются органами исполнительной власти таких субъектов Российской Федерации или соответствующими органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами безопасности.
Вместе с тем, никаких данных о том, что административные истцы обращались в УМВД России по Калининградской области и УФСБ России по Калининградской области, в которой проходят соревнования по футболу в рамках чемпионата мира, для согласования проведении публичных мероприятий 29 мая и 06 июня 2018 года, не связанных с проведением этих соревнований, не представлено, и в заявлении об этом не указано.
Следовательно, без выполнения данной процедуры, понуждение администрации к проведению действий по согласованию публичных мероприятий произведено быть не может.
Таким образом, учитывая, что действия органа местного самоуправления, направившего истцам ответ о несогласовании проведения публичных мероприятий до устранения несоответствия указанных в уведомлении целей проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона проведены в рамках предоставленных ответчику полномочий, соответствуют требованиям действующего законодательства и прав истцов не нарушают, следовательно, заявленные истцами требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных Алексеевым Николаем Александровичем, Моляковым Сергеем Александровичем, Евтушенко Ярославом Николаевичем к администрации МО «Зеленоградский городской округ» требований о признании незаконными отказов в согласовании публичных мероприятий и понуждении к такому согласованию- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через суд Зеленоградского района Калининградской области в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено 02.07.2018.
Судья Сайбель В.В.