Решение по делу № 33а-1773/2020 от 19.08.2020

Председательствующий: ФИО2

УИД 19RS0004-01-2020-001071-46

Дело № 33а-1773/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Абакан                                                                       21 августа 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Страховой О.А.,

судей Вениченко О.В., Паксимади Л.М.,

с участием прокурора Кузнецовой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Павлюченко Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пягая Андрея Владимировича к территориальной избирательной комиссии Аскизского района Республики Хакасия с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа № 1 по выборам депутатов Совета депутатов Бельтирского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия четвертого созыва о признании незаконным, отмене постановления от 04 августа 2020 года № 232/1530-4 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Бельтирского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия четвертого созыва по пятимандатному избирательному округу № 1, обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты Совета депутатов Бельтирского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия четвертого созыва по пятимандатному избирательному округу № 1, опубликовать в средствах массовой информации и на сайте Избирательной комиссии Республики Хакасия в сети «Интернет» информацию об отмене оспариваемого постановления,

по апелляционной жалобе административного истца и апелляционному представлению и.о. прокурора Аскизского района Республики Хакасия на решение Аскизского районного суда Республики Хакасия от 13 августа 2020 года, которым в удовлетворении требований отказано.

Заслушав доклад судьи Вениченко О.В., объяснения представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Республики Хакасия Адмаевой И.С., заключение прокурора Кузнецовой Н.В., выразивших согласие с решением суда, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Решением Совета депутатов Бельтирского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия от 23 июня 2020 г. № 174 на 13 сентября 2020 г. назначены выборы депутатов Совета депутатов Бельтирского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия.

Постановлением от 4 августа 2020 г. № 232/1530-4 территориальная избирательная комиссия Аскизского района Республики Хакасия с полномочиями окружной избирательной пятимандатного избирательного округа № 1 по выборам депутатов Совета депутатов Бельтирского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия четвертого созыва (далее – территориальная избирательная комиссия) отказала Пягаю А.В., выдвинутому избирательным объединением Аскизского местного отделения Хакасского регионального отделения КПРФ, в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Бельтирского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия по пятимандатному избирательному округу № 1, с указанием на имеющееся гражданство иностранного государства, исключающего у него наличие пассивного избирательного права.

Пягай А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанного постановления. Просил признать его незаконным, отменить и возложить обязанность зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты, возложить обязанность опубликовать в средствах массовой информации и на сайте Избирательной комиссии Республики Хакасия в сети «Интернет» информацию об отмене оспариваемого постановления. Полагал необоснованным вывод административного ответчика о наличии двойного гражданства, включающего гражданство Российской Федерации и гражданство Республики Узбекистан. Указывал, что у территориальной избирательной комиссии не имелось законных оснований для отказа в регистрации его кандидатом в депутаты, поскольку от гражданства Республики Узбекистан он отказался, направив соответствующее заявление в Посольство Узбекистана. Решение о принятии его в гражданство Российской Федерации, которое не отменено, подтверждает отсутствие у него гражданства иностранного государства.

Определениями суда от 11 и 13 августа 2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Избирательная комиссия Республики Хакасия, прокурор Аскизского района Республики Хакасия и Аскизское местное отделение Хакасского регионального отделения Коммунистической партии Российской Федерации (далее - Аскизское МО ХРО КПРФ).

    В судебном заседании административный истец настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного ответчика Покачакова З.К. полагала оспариваемое постановление законным, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях.

Участвующий в деле прокурор Кайдаракова К.В. в своем заключении указала на отсутствие оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Представитель заинтересованного лица Аскизского МО ХРО КПРФ Гулиев А.Г. поддержал административный иск.

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Республики Хакасия в судебное заседание не явился.

Решением суда от 13 августа 2020 г. в удовлетворении административного иска отказано.

Не согласившись с решением, административный истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, требования удовлетворить. Повторяя доводы, изложенные в суде первой инстанции, настаивает на ошибочности вывода о наличии у него гражданства Республики Узбекистан, который, по мнению административного истца, не подтверждается материалами дела. Ссылаясь на положения статей 13, 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62 (в редакции от 30 декабря 2008г.) «О гражданстве Российской Федерации», а также на положения национального законодательства Республики Узбекистан, указывает на то, что в связи с приобретением гражданства Российской Федерации у него прекращено гражданство Республики Узбекистан.

Прокурор Аскизского района Республики Хакасия обратился с апелляционным представлением, в котором, анализируя положения Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», полагал, что административным ответчиком не представлены доказательства отсутствия у Пягая А.В. пассивного избирательного права, достоверно указывающие на наличие у него гражданства Республики Узбекистан. В материалы дела представлены сведения о направлении административным истцом в Посольство Республики Узбекистан в Российской Федерации нотариально заверенного заявления об отказе от гражданства Республики Узбекистан в связи с принятием гражданства Российской Федерации, что, по мнению прокурора, в отсутствие иной информации свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления об отказе в регистрации Пягай А.В.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу административного истца председатель территориальной избирательной комиссии Покачакова З.К. выразила согласие с решением суда.

При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Республики Хакасия Адмаева И.С. и прокурор Кузнецова Н.В. в своем заключении выразили согласие с решением суда.

Выслушав явившихся лиц, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В силу частей 2, 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

Решением Совета депутатов Бельтирского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия от 23 июня 2020 г. № 174 на 13 сентября 2019 г. назначены выборы депутатов Совета депутатов Бельтирского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия.

В силу части 1 статьи 6 Закона Республики Хакасия от 20 декабря 2012г. № 123-ЗРХ «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Республике Хакасия» (далее – Закон Республики Хакасия     № 123-ЗРХ) окружные избирательные комиссии формируются при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии решением Избирательной комиссии Республики Хакасия.

Окружная избирательная комиссия осуществляет на территории избирательного округа контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации; взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в избирательном округе; осуществляет регистрацию кандидатов, выдвинутых по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, их доверенных лиц, уполномоченных представителей по финансовым вопросам и выдает им удостоверения установленного образца (пункты 1, 2, 3 части 9 статьи 6 Закона Республики Хакасия № 123-ЗРХ).

Полномочия окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа № 1 по выборам депутатов Совета депутатов Бельтирского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия четвертого созыва решением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 30 июня 2020 г. № 165/980-7 возложены на территориальную избирательную комиссию Аскизского района Республики Хакасия в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона № 67-ФЗ, частью 1 статьи 6 Закона Республики Хакасия № 123-ЗРХ.

Из материалов дела следует, что 13 июля 2020 г. территориальная избирательная комиссия приняла от Пягая А.В. заявление с приложением документов для уведомления о выдвижении избирательным объединением Аскизское местное отделение ХРО КПРФ и регистрации его кандидатом в депутаты по пятимандатному избирательному округу № 1 на выборах депутатов Совета депутатов муниципального образования Бельтирского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия четвертого созыва.

Порядок регистрации кандидатов на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления определен Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) и Законом Республики Хакасия от 8 июля 2011 г. № 65-ЗРХ «О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия» (далее – Закон Республики Хакасия № 65-ЗРХ).

Пунктом 1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения (пункт 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ).

Согласно пункту 6 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с пунктами 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, а также сведений о кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее также - Совет Федерации), представляемых кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), о проверке выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 настоящей статьи, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи, а также сведений о кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации в течение десяти дней, а сведений, представляемых в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, и выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 настоящей статьи, в течение 20 дней. Если указанное представление поступило за десять и менее дней до дня голосования, соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный избирательной комиссией.

Реализуя свои полномочия, предусмотренные пунктом 6 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, территориальная избирательная комиссия направила в Избирательную комиссию Республики Хакасия информацию о кандидате для инициирования в порядке взаимодействия проведения соответствующими органами проверки достоверности сведений о гражданстве, представленных в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования Бельтирского сельсовета Аскизского района Пягаем А.В.

По результатам проверки в адрес территориальной избирательной комиссии 3 августа 2020 г. через Избирательную комиссию Республики Хакасия из МВД по Республике Хакасия поступили сведения о наличии у Пягая А.В., являющегося с 2009 года гражданином Российской Федерации, также гражданства Республики Узбекистан.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ одним из оснований отказа в регистрации кандидата является отсутствие у кандидата пассивного избирательного права.

В силу части 4 статьи 3 Закона Республики Хакасия № 65-ЗРХ не имеют права быть избранными главой муниципального образования и депутатом представительного органа муниципального образования граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

    Между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией не заключался международный договор, предусматривающий возможность быть избранными в органы местного самоуправления Российской Федерации при наличии гражданства Республики Узбекистан.

Постановлением от 4 августа 2020 г. № 232/1530-4 территориальная избирательная комиссия отказала в регистрации Пягая А.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов Бельтирского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия четвертого созыва по пятимандатному избирательному округу № 1 с указанием на наличие выявленного по результатам проверки представленных документов гражданства иностранного государства, исключающего наличие у него пассивного избирательного права.

Доводы административного истца о незаконности указанного постановления не нашли своего подтверждения.

Прием Пягая А.В. в гражданство Российской Федерации осуществлен на основании решения УФМС по Республике Хакасия от 14 декабря 2009 г. в соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002г. либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части 1 статьи 13 указанного Федерального закона, если они до 1 июля 2009 г. заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

При приеме в гражданство Российской Федерации Пягай А.В. в соответствии с требованиями пункта «г» части 1 статьи 13 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» направил в адрес Посла Республики Узбекистан согласие на выход из гражданства Республики Узбекистан, однако доказательства принятия по данному согласию решения в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и выхода из гражданства Республики Узбекистан не представлены.

В отсутствие сведений, подтверждающих выход из гражданства Республики Узбекистан, у территориальной избирательной комиссии отсутствовали основания не доверять информации, полученной от МВД по Республике Хакасия, являющегося уполномоченным государственным органом в сфере миграции на территории Республики Хакасия в соответствии с пунктом 13 Положения о МВД по Республике Хакасия, утвержденного приказом МВД России от 1 августа 2017 г. № 583.

Оспариваемое постановление от 4 августа 2020 г. № 232/1530-4 не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает прав административного истца, принято территориальной избирательной комиссией в пределах полномочий, процедура принятия соблюдена.

Установив указанные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с судебным актом и не могут служить основанием для ее удовлетворения и отмены решения, принятого при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела, и правильном применении норм материального и процессуального права.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 303 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказ от апелляционных жалобы, представления допускается до вынесения судом апелляционного определения.

О принятии отказа от апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции выносит определение, которым прекращает производство по соответствующим апелляционным жалобе, представлению.

Отказ прокурора от апелляционного представления не нарушает права иных лиц и может быть принят судебной коллегией.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Принять отказ от апелляционного представления и.о. прокурора Аскизского района Республики Хакасия. Апелляционное производство по апелляционному представлению и.о. прокурора Аскизского района Республики Хакасия прекратить.

Решение Аскизского районного суда Республики Хакасия от 13 августа 2020 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Пягая Андрея Владимировича - без удовлетворения.

Председательствующий О.А. Страхова
Судьи О.В. Вениченко
Л.М. Паксимади

33а-1773/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Пягай Андрей Владимирович
Прокурор Аскизского района РХ
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия Аскизского района
Другие
Избирательная комиссия РХ
Аскизское местное отделение КПРФ
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Судья
Вениченко Олег Владимирович
Дело на сайте суда
vs.hak.sudrf.ru
19.08.2020Передача дела судье
19.08.2020Судебное заседание
24.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2020Передано в экспедицию
21.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее