Решение по делу № 33-2302/2019 от 21.02.2019

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

                                                                                             33-2302/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Белгород                                                                  9 апреля 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:

председательствующего Мотлоховой В.И.,

судей: Щербаковой Ю.А. и Поликарповой Е.В.

    при секретаре Нарыковой В.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ушаковой Екатерины Афанасьевны к Захваткиной Ларисе Петровне об обязании заключить договор дарения жилого дома и земельного участка

по апелляционной жалобе Ушаковой Е.А.

на решение Белгородского районного суда Белгородской области от         1 ноября 2018 года.

Заслушав доклад судьи Мотлоховой В.И., выслушав пояснения сторон, судебная коллегия

установила:

Ушакова Е.А. подарила своей дочери Захваткиной Л.П. квартиру в доме по <адрес>.

Захваткина Л.П. продала вышеназванную квартиру и на вырученные от продажи денежные средства приобрела на свое имя земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: Белгородская <адрес>.

Ушакова Е.А. обратилась к Захваткиной Л.М. с иском о признании за ней права собственности на приобретенные Захваткиной Л.П. жилой дом и земельный участок, прекратив право собственности ответчика на данные объекты недвижимости.

Решением Белгородского районного суда от 25.09.2017 по гражданскому делу № 2-1678/2017, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 02.10.2018, в удовлетворении иска Ушаковой Е.А. о признании за ней права собственности на земельный участок и жилой дом по адресу: <адрес>, отказано.

В настоящем иске Ушакова Е.А. просила суд обязать ответчицу Захваткину Л.П. заключить и подписать с ней договор дарения вышеназванного недвижимого имущества. В обоснование требований сослалась на письменное обещание Захваткиной Л.М. после приобретения ею дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, подарить их истице.

В судебном заседании истица и ее представитель Петрунин В.А. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик и ее представитель Сотников А.Н. возражали против заявленных требований, просили в их удовлетворении отказать; представили возражения на исковое заявление.

Решением суда исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель Ушаковой Е.А. - Петрунин А.В. просит об отмене решения ввиду неправильного применения судом норм материального права.

Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Из содержания ч. 1 ст. 8 ГК РФ, следует, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно ст.ст. 209, 218 ГК РФ собственнику принадлежит право на владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему имуществом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно ч. 2 ст. 572 ГК РФ обещание безвозмездно передать кому- либо вещь или имущественное право либо освободить кого-либо от имущественной обязанности (обещание дарения) признается договором дарения и связывает обещавшего, если обещание сделано в надлежащей форме (пункт 2 статьи 574) и содержит ясно выраженное намерение совершить в будущем безвозмездную передачу вещи или права конкретному лицу либо освободить его от имущественной обязанности.

Пункт 2 ст. 574 ГК РФ предусматривает, что договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме в случаях, когда договор содержит обещание дарения в будущем. Как следует из представленной истицей расписки Захваткиной Л.П., выданной ею истице 24.01.2017, она выразила свою волю оформить дарственную в пользу Ушаковой Е.А. на земельный участок и жилой дом по адресу: <адрес>, после их приобретения.

Из материалов дела следует, что по договору купли-продажи от 14.02.2017 Захваткина Л.П. приобрела в собственность указанные объекты недвижимости. Выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 14.06.2017 и 19.06.2017, подтверждается право собственности Захваткиной Л.П. на жилой дом, площадью 142,0 кв.м, с кадастровым номером и земельный участок, площадью 1524 кв.м., кадастровый номер , расположенные по адресу: <адрес>. Вместе с тем она уклоняется от безвозмездной передачи этих объектов в собственность истице, что и побудило последнюю предъявить иск о понуждении ее заключить договор дарения.

Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что в силу ст. 421 ГК РФ граждане свободны в заключении договора, в силу чего понудить ответчика заключить договор дарения невозможно.

Судебная коллегия также считает, что истицей избран ненадлежащий способ защиты права, исходя из следующего.

Согласно ч. 2 ст. 572 ГК РФ, предусматривающей, что обещание безвозмездно передать кому-либо вещь или имущественное право либо освободить кого-либо от имущественной обязанности (обещание дарения) признается договором дарения и связывает обещавшего, если обещание сделано, как того требует п.2 ст. 574 ГК РФ, в письменной форме.

В письменной расписке ответчика явно выражена ее воля на дарение своей матери Ушаковой Е.А. объектов недвижимости в виде земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: Белгородская <адрес> после их приобретения.

Исходя из содержания расписки и вышеуказанной нормы права, при уклонении ответчицы от исполнения обязательства по безвозмездной передаче приобретенных объектов недвижимости истица вправе ставить вопрос о передаче ей этих объектов и государственной регистрации перехода к ней на эти объекты права собственности.

Согласно п. 61 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности.

Иск покупателя о государственной регистрации перехода права подлежит удовлетворению при условии исполнения обязательства продавца по передаче имущества. Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 556 ГК РФ в случае, если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче. В случае, если обязательство продавца передать недвижимость не исполнено, покупатель вправе в исковом заявлении соединить требования об исполнении продавцом обязанности по передаче (абзац седьмой статьи 12 ГК РФ, статья 398 ГК РФ) и о регистрации перехода права собственности.

Указанные нормы могут быть применены по аналогии и в случае уклонения дарителя от передачи вещи одариваемому и государственной регистрации на нее перехода права собственности от дарителя к одариваемому.

Однако истица с такими требованием не обращалась, и применить этот механизм в рамках заявленного ею иска суду не представляется возможным.

Вывод решения суда первой инстанции о том, что Захваткина Л.П. не брала на себя обязательства по дарению истице спорных объектов, является неправильным, противоречит имеющейся в деле расписке ответчика, однако не влияет в целом на решение суда об отказе истице в иске по заявленным ею требованиям.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения не имеется.

Доводы апелляционной жалобы представителя Ушаковой Е.А. – Петрунина В.А. о том, что суд не применил к спорным правоотношениям п. 2 ст. 572 ГК РФ, ст.ст. 309,310 ГК РФ, не свидетельствуют о неправильности решения, а указывают на противоречивость доводов жалобы. Ссылаясь на то, что расписка в силу ч.2 572 ГК РФ признается договором дарения, сторона истца в тоже время заявила требование о заключении договора дарения.

Все остальные доводы жалобы сводятся к изложению обстоятельств, в силу которых ответчик выдала указанную расписку о дарении объектов недвижимости матери, и не влияют на правильность решения суда первой инстанции.

Судебная коллегия находит суждения и выводы решения суда первой инстанции правильными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании.

В связи с изложенным оснований к отмене постановленного решения по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 329, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Белгородского районного суда Белгородской области от              1 ноября 2018 года по делу по иску Ушаковой Екатерины Афанасьевны к Захваткиной Ларисе Петровне об обязании заключить договор дарения жилого дома и земельного участка оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-2302/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Ушакова Екатерина Афанасьевна
Ответчики
Захваткина Лариса Петровна
Другие
Сотников Андрей Николаевич
Петрунин Валерий Анатольевич
Суд
Белгородский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.blg.sudrf.ru
26.02.2019Передача дела судье
09.04.2019Судебное заседание
19.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.04.2019Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее