апелляционное дело № 33-4632/2023 УИД 21RS0005-01-2023-000281-33
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 октября 2023 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Юркиной И.В., судей Карачкиной Ю.Г. и Лащеновой Е.В.
при секретаре Владимировой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики об обязании создать специализированную площадку для размещения загрязненного снега, поступившее по апелляционной жалобе ответчика на решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 7 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Карачкиной Ю.Г., судебная коллегия
установила :
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор (далее также прокурор) в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации предъявил иск к администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики, в котором просил возложить на ответчика обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать специализированную площадку для размещения загрязненного снега, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и СП 32.13330.2018 «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения».
Исковые требования обоснованы тем, что по результатам проведенного Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой анализа соблюдения ответчиком природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при реализации полномочий по уборке территорий населенных пунктов от снега установлено отсутствие на территории муниципального округа в нарушение п.34 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и п.6.11 СП 32.13330.2018 «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения» специализированных площадок для сбора загрязненного снега, снегоплавильных установок; 10 марта 2023 года в адрес ответчика внесено представление об устранении нарушений законодательства, и согласно ответу площадки для размещения снега и льда в соответствии с санитарными правилами не созданы; выявленные в деятельности органа местного самоуправления нарушения закона не обеспечивает защиту гарантированного ст.42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивают реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона, создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, а также нарушают интересы государства, заключающиеся в исполнении и соблюдении федерального законодательства всеми органами власти, организациями, предприятиями, юридическими и физическими лицами.
В суде первой инстанции помощник прокурора Попова А.В. иск поддержала; представитель ответчика администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики Михайлова И.Н. иск не признала, пояснив, что в Ибресинском муниципальном округе Чувашской Республики вывоз и складирование снега не производятся, после чистки дорог снег остается лежать вдоль обочин, поэтому необходимости в организации специализированной площадки для его сбора не имеется, нарушений природоохранного законодательства администрацией не допущено, денежные средства на оборудование специализированной площадки для сбора снега в бюджете отсутствуют, испрошенного в иске 6-месячного срока для оборудования такой площадки не достаточно; третье лицо Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике явку представителя не обеспечило.
Решением Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 7 августа 2023 года на администрацию Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу создать специализированную площадку для размещения загрязненного снега, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, оранизаций и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» и «СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85».
В апелляционной жалобе ответчик администрация Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики по мотивам неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильного применения норм материального и процессуального права просит об отмене имеющегося и принятии нового – отказного – решения; указывает, что на территории Ибресинского муниципального округа вывоз снега не осуществляется, в связи с чем потребность в создании специализированной площадки для его складирования отсутствует; при вынесении решения судом не учтено, что действующим законодательством обязательное создание на территории муниципального образования площадки для сбора снега не предусмотрено, поскольку снег может как складироваться на спецплощадках, так и вывозиться на снегоплавильные установки, а решение о том, каким образом будет организована уборка снега, принимается органом местного самоуправления самостоятельно, при этом учитывается возможность размещения площадки, отвечающей требованиям санитарных норм и правил, что возможно только при наличии генерального плана Ибресинского муниципального округа, который находится в разработке; кроме того, из анализа п.8.6 ГОСТ Р 50597-2017, п.23 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества и многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, п.2.1.4-2.1.6 Рекомендаций по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 09.12.1999 № 139, можно сделать вывод, что не всякий снег, выпавший на улицы, тротуары, пешеходные дорожки, площадки, придомовую территорию, подлежит вывозу, а допускается его сдвигание на обочины дорог, газоны и оставление его там до весны, когда он естественным путем растает, в таком случае этот снег не является отходами производства и потребления, и потому не подлежит вывозу на площадки или снегоплавильные установки; удовлетворяющее иск прокурора решение суда является вмешательством в деятельность органа местного самоуправления, который вправе выбрать другой способ утилизации снега; доказательств того, что на территории Ибресинского муниципального округа складируется загрязненный снег и тем самым причиняется вред окружающей среде и создается угроза здоровью населения, не имеется, также отсутствуют доказательства загрязненности снега; установленный судом срок исполнения решения – 1 год – является неразумным и недостаточным. В судебной практике имеют место случаи установления 36-месячного срока исполнения аналогичных решений.
Прокурор представил письменные возражения на жалобу в поддержку решения суда, где указал, что отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог имеют код 7 31205 11 72 4 и относятся к 4 классу опасности, что ведет к необходимости соблюдения требований ст.1, 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которым отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды; поскольку собранный при зимнем содержании дорог снег относится к отходам 4-5 класса опасности, его несанкционированное складирование на необорудованных местах может привести к загрязнению окружающей среды в результате обильного таяния снега и смывания вредных веществ в почву; в разделе 5 Правил благоустройства территории Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики, утвержденных решением Собрания депутатов Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от 19.08.2021 № 19/1 (с изменениями от 12.04.2022), предусмотрено, что содержание и благоустройство территории Ибресинского городского поселения заключается в проведении мероприятий, обеспечивающих в зимнее время года уборку и вывоз снега, обработку объектов улично-дорожной сети противогололедными препаратами, аналогичные нормы предусмотрены правилами благоустройства и остальных поселений, вошедших в состав Ибресинского муниципального округа в соответствии с Законом Чувашской Республики от 29.03.2022 № 18 «О преобразовании муниципальных образований Ибресинского района Чувашской Республики …», то есть администрация муниципального округа должна принять меры к созданию (обустройству) соответствующей п.34 СанПиН 2.1.3684-21 площадки для складирования снега, собираемого с территории Ибресинского муниципального округа.
На заседании суда апелляционной инстанции ст.помощник прокурора Хрычев А.В. выступил в поддержку обжалуемого решения, а ответчик представил заявление с просьбой о рассмотрении и удовлетворении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Согласно ч.1, 3 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, а сверх того проверяет, не допущено ли судом первой инстанции нарушений, перечисленных в части 4 ст.330 настоящего Кодекса.
Изучив дело, судебная коллегия существенных процессуальных нарушений не обнаружила и в доводах апелляционной жалобы оснований для отмены решения не усмотрела.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенного Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой анализа соблюдения администрацией Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при реализации полномочий по уборке территорий населенных пунктов от снега установлено отсутствие на территории муниципального округа специализированных площадок для сбора загрязненного снега, снегоплавильных установок; 10 марта 2023 года в адрес администрации муниципального округа внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства, однако площадки для размещения снега и льда в соответствии с санитарными правилами администрацией муниципального округа не созданы, снегоплавильные установки не используются.
Пунктами 5, 11, 24, 25 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа отнесены: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории муниципального округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального округа, организация благоустройства территории муниципального округа в соответствии с указанными правилами.
В соответствии с п.8.6 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст) снег с проезжей части для временного складирования убирают в лотковую часть, на разделительную полосу или обочину и формируют в виде валов шириной не более 1,5 м с разрывами длиной 2,0 - 2,5 м, перемещение снега на бортовой камень, тротуары, газоны при формировании снежных валов с улиц группы А-Д осуществляют в течение 9 дней, групп Е – в течение 12 дней с момента окончания снегопада; в соответствии с таблицей 4.1 ГОСТ Р 50597-2017 к группам улиц категории «Д» относятся улицы и дороги местного значения (кроме парковых), главные улицы, улицы в жилой застройке основные, к группам улиц категории «Е» - улицы в жилой застройке второстепенные, проезды основные, велосипедные дорожки.
Таким образом, снежные валы, сформированные при очистке улиц указанных категорий, подлежат вывозу в указанный срок. Оставление снежных валов на указанных выше территориях в черте населенного пункта для естественного таяния законодательством не предусмотрено. А пунктами 8.7 - 8.9 ГОСТ Р 50597-2017 и вообще установлены запреты на формирование снежных валов в определенных местах дорог и улиц.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, убираемый снег является отходом от зимней уборки улиц (код ФККО 7 31210 00 00 0), указанный код отходов входит в категорию отходов от уборки территории городских и сельских поселений, относящихся к твердым коммунальным отходам.
На основании п.1 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно п.2 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу п.1 ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п.3 ст.13.4).
Согласно Федеральному закону от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила (п.1, 2 ст.12); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п.2 ст.21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.1 ст.22); соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п.3 ст.39).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
В соответствии с п.34 СанПиН 2.1.3684-21 собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки. Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.
Согласно пунктам 6.11.1-6.11.2 СП 32.13330.2018 «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения», утвержденных Приказом Минстроя России от 25.12.2018 № 860/пр, устройство снегоплавильных пунктов допускается при сооружениях водоотведения с применением для плавления снега и льда, убираемого с улиц, тепловой энергии сточных вод, со сбросом получаемой талой воды в самотечную сеть водоотведения. Количество подаваемых на плавление снега сточных вод должно определяться теплотехническим расчетом. Снегоплавильные пункты следует проектировать на основании генеральной схемы их размещения, учитывающей близость расположения основных убираемых от снега территорий, наличие точек подачи сточной воды и отвода талой на очистные сооружения, доступность относительно дорожной сети, удобство подъездов и организации встречного движения грузового автотранспорта, возможность возникновения очередей в периоды после сильных снегопадов, удаленность от жилья и т.п.
Из системного анализа вышеприведенных положений следует, что для вывоза и складирования загрязненного снега с территорий населенных пунктов администрацией Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики при отсутствии снегоплавильных пунктов должны быть обустроены площадки с водонепроницаемым покрытием и обвалованные сплошным земляным валом.
Обжалуемое решение суда не определяет место расположения специализированной площадки для размещения загрязненного снега, потому довод жалобы о нахождении генерального плана Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики в разработке значения не имеет.
Удовлетворение заявленных прокурором требований не ущемляет и самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку направлено на понуждение ответчика к исполнению обязанности, возложенной на него законом, а не к совершению действия, относящегося к его усмотрению. Неисполнение ответчиком указанной обязанности добровольно нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду.
Довод жалобы об отсутствии доказательств причинения в Ибресинском муниципальном округе Чувашской Республики реального вреда здоровью населения и окружающей среде не может повлечь отмену судебного решения, так как согласно ст.12 ГК РФ судебной защите подлежит не только нарушенное право, но и право, поставленное под угрозу.
Срок для исполнения решения судом установлен с учетом требований разумности в два раза больше испрошенного прокурором. Довод жалобы о его недостаточности никакими объективными обстоятельствами не обоснован, потому не может привести к изменению решения в этой части. При появлении обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению решения суда, ответчик вправе ставить перед судом вопрос об отсрочке исполнения.
На основании вышеизложенного судебная коллегия отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 7 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, но в течение трех месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) через суд первой инстанции.
Председательствующий И.В. Юркина
Судьи : Ю.Г. Карачкина
Е.В. Лащенова
Мотивированное апелляционное определение составлено 31.10.2023.