Дело №12-346/2022
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
10 июня 2022 года г.Ростов-на-Дону
Судья Ленинского районного суда г. Ростов-на-Дону Саницкая М.А.,
рассмотрев жалобу руководителя – главного эксперта по медико-социальной экспертизе ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Медовник А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки г.Ростова-на-Дону, зарегистрированной по адресу: г.Ростов-на-Дону, <адрес>, - на постановление главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в РО №-ППР/12-22304-И/34-204 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в РО №-ППР/12-22304-И/34-204 от ДД.ММ.ГГГГ руководитель – главный эксперт по медико-социальной экспертизе ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Медовник А.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Медовник А.В. обратилась в суд с жалобой в порядке ст.30.1 КоАП РФ, в которой ставится вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу, указав в ее обоснование, что в соответствии с трудовым законодательством вопрос обеспечения и функционирования системы управления охраной труда отнесен к исключительной компетенции работодателя, которым самостоятельно определяются набор и порядок реализации указанных мероприятий. Конкретный срок, в течение которого необходимо произвести идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков, законом не определен. Учреждением ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор №-ОПР-2021 о выполнении организационно-методической работы по оценке уровней профессиональных рисков на рабочем месте, копия которого была представлена в инспекцию труда. В соответствии со ст.212 ТК РФ обязанность по приобретению и выдаче за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, лежит на работодателе, однако согласно специальной оценке условия труда водителей ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» не отнесены к категории «вредных и (или) опасных условий труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», следовательно оснований полагать о нарушении норм ТК РФ и приказа Минтруда от ДД.ММ.ГГГГ №н не имеется.
Руководитель – главный эксперт по медико-социальной экспертизе ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Медовник А.В., надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явилась, направила для представления своих интересов представителя по доверенности Латеранского А.С., в связи с чем в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, дело рассмотрено в порядке ч.1 ст.25.1 КоАП РФ.
Представитель Медовник А.В. по доверенности Латеранский А.С. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме и просил прекратить производство по делу, указав, что на момент проведения проверки работы по оценке уровней профессиональных рисков в полном объеме не были проведены, однако договор о выполнении организационно-методической работы по оценке уровней профессиональных рисков на рабочем месте №-ОПР-2021 от ДД.ММ.ГГГГ уже был заключен; условия труда водителей ФКУ «ГБ МСЭ по РО» относятся ко II классу, в связи с чем нормы закона о вредных и опасных условиях труда на них не распространяются. Кроме того, по итогам проверки ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «ГБ МСЭ по РО» подана заявка на дополнительное финансирование, в том числе, по закупке спецодежды для водителей, и по поступлении денежных средств закупка будет произведена, в связи с чем действия его доверителя не могут быть расценены, как уклонение от исполнения норм ТК и приказа Минтруда от ДД.ММ.ГГГГ №н, и в случае, если суд оснований для прекращения производства по делу не найдет, просит изменить постановление в части замены административного штрафа на предупреждение.
Представитель административного органа Госинспекции труда в РО по доверенности Мышевская И.А. в судебном заседании просила постановление о привлечении Медовник А.В. к административной ответственности оставить без изменения, а ее жалобу – без удовлетворения, указав, что на момент проведения проверки ФКУ «ГБ МСЭ по РО» предоставлялся договор о выполнении организационно-методической работы по оценке уровней профессиональных рисков на рабочем месте №-ОПР-2021 от ДД.ММ.ГГГГ, однако работы по оценке уровней профессиональных рисков в полном объеме не были проведены. В соответствии с п.11 приказа Минтруда от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи спецодежды» работодатель обязан был обеспечить водителей защитными костюмами и резиновыми перчатками, однако в ходе проверки установлено, что указанные требования Медовник А.В. выполнены не были, в связи с чем в ее бездействии имеет место состав административного правонарушения.
Заслушав позиции явившихся в судебное заседание лиц, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении и представленный административный материал в отношении Медовник А.В., суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 2-4 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
Согласно ч.2 ст.22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В соответствии со ст.209 ТК РФ под требованиями охраны труда понимаются государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных актах РФ, и законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ в соответствии со ст.211 ТК РФ устанавливаются правила, процедуры, нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
В силу ст.212 ТК РФ обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Приказом Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда, пункт 8 которого предусматривает внедрение процедуры управления профессиональными рисками – оценка профессиональных рисков.
В соответствии с п.п. 34,35 Типового положения работодателем устанавливается порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения и снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонения в работе, в том числе связанных с возможным авариями.
С целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель ФКУ «ГБ МСЭ по РО» исходя из специфики своей деятельности, не реализовал мероприятия по управлению профессиональными рисками, в частности, не обеспечил и не оценил уровни профессиональных рисков в полном объеме, не обеспечил снижение уровней профессиональных рисков в полном объеме
В соответствии с п. 6 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н, работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников, имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.
Указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения специальной оценки условий труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
В нарушение п.6 Межотраслевых правил, ФКУ «ГБ МСЭ по РО» не разработало и не утвердило локальный нормативный акт, утверждающий нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви, средств индивидуальной защиты.
Согласно ст.221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты.
В силу п.п.4,5 Межотраслевых правил работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты (СИЗ) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя.
В нарушение п.11 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работе с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н, водители автомобилей ФКУ «ГБУ МСЭ по <адрес>» в количестве 29 человек не обеспечены специальной одеждой, специальной обувью и средствами индивидуальной защиты.
Факт совершения правонарушения и вина руководителя – главного эксперта по медико-социальной экспертизе ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Медовник А.В. в его совершении подтверждаются исследованными доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и направлении дела для рассмотрения по существу в Госинспекцию труда в РО, составленным в отсутствие Медовник А.В., надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте вынесения постановления (л.д. 18-23); докладной запиской ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25); списком работников, принятых на работу в ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» в 2020-2021 гг (34-41); выпиской из протокола заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42-47); списком сотрудников ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» (л.д. 50); штатным расписанием ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» (л.д. 52-63); журналом регистрации вводного инструктажа по охране труда ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» (л.д. 64-70).
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в РО пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Медовник А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ и вынес обоснованное постановление №-ППР/12-22304-И/34-204 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Медовник А.В. к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения Медовник А.В. к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание Медовник А.В. назначено с соблюдением требований ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, данных о личности виновной, в пределах санкции ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, с учетом всех значимых обстоятельств по делу, и является справедливым и соразмерным содеянному.
Вместе с тем, вынесенное в отношении Медовник А.В. постановление подлежит изменению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст.3.4 КоАП РФ предупреждение, - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 ст.4.1.1 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что представленные материалы не содержат сведений о том, что Медовник А.В. ранее привлекалась к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, а ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, по которой Медовник А.В. привлекается к административной ответственности, не входит в перечень статей, указанных в п.2 ст.4.1.1 КоАП РФ, исключающих возможность применения ст.3.4 КоАП РФ, суд приходит к выводу о том, что назначенное Медовник А.В., как должностному лицу ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.
При этом суд полагает, что применение административного наказания в виде предупреждения не противоречит принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7-30.9, 31.1, 30.14 КоАП РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░ №-░░░/12-22304-░/34-204 ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░ ░░░ ░░ <░░░░░>» ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.1 ░░.5.27.1 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░ ░░░ ░░ <░░░░░>» ░░░░░░░░ ░.░., ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░ №-░░░/12-22304-░/34-204 ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░.1 ░░.5.27.1 ░░░░ ░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 000 ░░░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░