Дело №2а-999/2020
УИД 91RS0021-01-2020-001847-61
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2020 года г. Судак
Судакский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Боси Е.А.,
при секретаре – Абдувелиевой Э.У.,
при участии:
представителя админ. истца – Щукиной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сеттарова Сейдамета Бакиевича к Администрации г. Судака, заместителю главы Администрации г. Судака Д.Н. Ткаченко, заинтересованное лицо – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Судакский городской совет Республики Крым о признании незаконным отказа Администрации г. Судака в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления замелённого участка, -
УСТАНОВИЛ:
Сеттаров С.Б. обратился в суд с административным иском к Администрации г. Судака, заместителю главы Администрации г. Судака Д.Н. Ткаченко, заинтересованное лицо – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Судакский городской совет Республики Крым о признании незаконным отказа Администрации города Судака Республики Крым, изложенного в письме №С-1195/09 от 05 октября 2020г., принятый по результатам рассмотрения заявления Сеттарова Сейдамета Бакиевича от 01 сентября 2020 года об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка и обязании Администрацию города Судака Республики Крым повторно рассмотреть заявление от 01 сентября 2020 года об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка, в 3-хдневный срок, с момента вступления решения суда в законную силу по данному делу.
Административные исковые требования мотивированны тем, что согласно выписки из ЕГРН от 26.08.2020г., за Сеттаровым Сейдаметом Бакиевичем, зарегистрировано право собственности на жилой дом общей площадью 101,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, номер государственной регистрации права 90:23:040201:853-90/090/2020-1 от 26.08.2020г. Основанием возникновения права собственности на указанный жилой дом, является решение Судакского городского суда Республики Крым по делу №2-169/2020 от 21 января 2020 года. Данное решение Судакского городского суда Республики Крым от 21 января 2020 года по делу №2-169/2020, вступило в законную силу 26 февраля 2020 года. Согласно указанного решения, судом установлено, что 02.11.1977г. Бакиев Баки купил целый жилой дом с надворными строениями /сарай/, жилой площадью 40 кв.м., на земельном участке, площадью 750 кв.м., по адресу: <адрес>, №, что подтверждается договором купли-продажи, зарегистрированного в похозяйственной книге Грушевского сельского совета под №. Таким образом, право собственности наследодателя, на жилой дом, общей площадью 101,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> возникло до ДД.ММ.ГГГГ, а именно 02.11.1977г., на основании договором купли-продажи от 02.11.1977г. 01.09.2020г. административным истцом, в лице своего представителя Шумкова В.С., подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 2100 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, цель использования земельного участка: для индивидуального жилищного строительства, кадастровый №, испрашиваемое право – собственность (целое). 05.10.2020г. администрация г. Судака Республики Крым своим письмом исх. №С-1195/09 отказала в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка. Данный факт послужил основанием для подачи иска в суд.
Административный истец Сеттаров С.Б. в зал судебного заседания не явился, был извещена надлежащим образом, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
Представитель административного истца Щукина А.В. в зале судебного заседания поддержала заявленные требования в полном объёме, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Администрации города Судака Республики Крым в зал судебного заседания не явился, был извещен надлежащим образом, о рассмотрении дела в их отсутвие не просили.
Заместитель главы Администрации г. Судака Д.Н. Ткаченко представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Судакский городской совет Республики Крым будучи надлежащим образом уведомленными о дате, времени и месте рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явились, направили в суд ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии.
В соответствии со ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствии неявившихся лиц.
Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ст.62 ч.1 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административного исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Согласно ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Части 1,2 и 8 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии ч. 1 ст. 39.29. Земельного кодекса Российской Федерации, в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
Закон Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее – Федеральный конституционный закон) устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее – государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Согласно ст. 1 Закона Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", определено, что предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Статьей 2 Закона Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", определено, что заявления о предоставлении земельных участков, об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, об установлении сервитута, о заключении соглашения о перераспределении земельных участков и иные заявления, связанные с возникновением, изменением, прекращением прав на земельные участки, рассматривает уполномоченный орган местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности соответствующего публичного образования.
Постановлением администрации г. Судака Республики Крым от 23.09.2016г. №1452 «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией города Судака муниципальной услуги «Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка» был утвержден соответствующий регламент.
Предметом регулирования указанного Регламента является определение стандарта и порядка предоставления муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка.
Согласно п. 10 указанного Регламента, результатом предоставления муниципальной услуги является:
- постановление администрации города Судака о предварительном согласовании земельного участка,
- письмо об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Пунктом 13 указанного Регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги:
- заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка,
- документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов,
- схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок,
- проектная документация о местоположении, границах, площади и об количественных и качественных характеристиках лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка,
- документ подтверждающий полномочия представителя действовать от имени гражданина или юридического лица при обращении за предоставлением муниципальной услуги,
- заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо,
- подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
Пунктом 18 указанного Регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка:
схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по следующим основаниям, в том числе такие основания как:
- с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов,
- на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке рас-положены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, размещение которого может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления серви-тутов (за исключением нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешённым использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершённого строительства.
Из анализа ст. 3, 4, 5 и 6 Закона Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" действительно усматривается, что особенности предоставления земельных участков гражданам, определенной категории, на условиях и в порядке определенном Закона Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" земельный участок предоставляется однократно (ч. 1 ст. 5 Закона).
Статьей 13 Закона Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" установлен исчерпывающий перечень оснований по которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть предоставлены гражданам или юридическим лицам в собственность, аренду, безвозмездное пользование (за исключением служебных наделов), если они являются земельными участками:
1) предоставление которых не допускается федеральным законодательством;
2) в отношении которых Советом министров Республики Крым заключено соглашение о реализации инвестиционного проекта или о государственно-частном партнерстве на территории Республики Крым с другими лицами;
3) цели предоставления которых не соответствуют действующей градостроительной документации.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, согласно выписки из ЕГРН от 26.08.2020г., за Сеттаровым Сейдаметом Бакиевичем, зарегистрировано право собственности на жилой дом общей площадью 101,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, номер государственной регистрации права 90:23:040201:853-90/090/2020-1 от 26.08.2020г. Основанием возникновения права собственности на указанный жилой дом, является решение Судакского городского суда Республики Крым по делу №2-169/2020 от 21 января 2020 года, согласно которого:
- установлен факт принятия наследства Сеттаровым Сейдаметом Бакиевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, после смерти Бакиевой Авашерфе, умершей ДД.ММ.ГГГГ, состоящего из жилого дома, общей площадью 101,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;
- признано за Сеттаровым Сейдаметом Бакиевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, право собственности на жилой дом, общей площадью 101,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти Бакиевой Авашерфе, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Данное решение Судакского городского суда Республики Крым от 21 января 2020 года по делу №2-169/2020, вступило в законную силу 26 февраля 2020 года.
Согласно указанного решения, судом установлено, что 02.11.1977г. Бакиев Баки купил целый жилой дом с надворными строениями /сарай/, жилой площадью 40 кв.м., на земельном участке, площадью 750 кв.м., по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи, зарегистрированного в похозяйственной книге Грушевского сельского совета под №1058.
Так же судом установлено, что после смерти Бакиева Баки, умершего 14.01.1998г., наследство фактически приняла его супруга – Бакиева Авашерфе. В последующем, после смерти Бакиевой Авашерфе, наследство принял ее сын - Сеттаров Сейдамет Бакиевич.
Таким образом, право собственности наследодателя, на жилой дом, общей площадью 101,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> возникло до ДД.ММ.ГГГГ, а именно 02.11.1977г., на основании договора купли-продажи от 02.11.1977г.
01.09.2020г. административным истцом, в лице своего представителя Шумкова В.С., подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 2100 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, цель использования земельного участка: для индивидуального жилищного строительства, кадастровый №:ЗУ1, испрашиваемое право – собственность (целое).
К указанному заявлению приложены следующие документы для предоставления земельного участка: выписка из ЕГРН о праве собственности на жилой дом, решение Судакского городского суда Республики Крым №2-169/2020 от 21.01.2020г., договор купли-продажи целого дома, схема расположения земельного участка в количестве 4 экз., паспорт заявителя, а так же паспорт и доверенность представителя.
05.10.2020г. администрация г. Судака Республики Крым своим письмом исх. №С-1195/09 отказала в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка по следующим основаниям:
- абз. 2 п. 6 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ, учтено, что предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно,
- ранее администрацией г. Судака было принято постановление от 07.04.2020г. № 384 «О предоставлении земельного участка бесплатно в общую долевую собственность гражданм Сеттарову С.Б., Сеттаровой Н.А., Сеттарову Э.С., Сеттарову Э.С., Сеттарову С.С., Сеттарову Л.С.».
Как усматривается из отказа администрации города Судака, основанием для принятия такого решения послужило наличие факта предоставления ранее административному истцу земельного участка в долевую собственность, в связи с чем административный ответчик посчитал, что административный истец исчерпал свое право на предоставление земельного участка в собственность (предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно).
С таким суждением согласиться нельзя, поскольку согласно ч. 7 ст. 18 Закона Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" определено, что гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 18 марта 2014 года, либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты. В случае если такой земельный участок не допускается предоставлять в собственность, гражданин вправе заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов. При этом правила статей 3 - 6 настоящего Закона в отношении указанных случаев не применяются.
Данной нормой Закона определено особое основание – бесплатной передачи земельного участка – наличие у гражданина Российской Федерации права собственности на жилой дом, расположенного на испрашиваемом земельном участке и находящегося в его фактическом пользовании, право собственности на который возникло у гражданина до 18 марта 2014 года, либо право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты.
Указанная норма Закона, исключает применение кратности предоставления бесплатно в собственность земельного участка, поскольку связывает наличие такого права не с принадлежностью заявителя к определенной Законом категории граждан, а с наличием права собственности на жилой дом у заявителя, расположенного на испрашиваемом земельном участке.
Таким образом, при вынесении отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, административный истец нарушил нормы Закона Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", регулирующие возникшие правоотношения, что привело к нарушению права и законных интересов административного истца.
Основываясь на установленных в судебном заседании обстоятельствах и исследованных в судебном заседании доказательствах с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности в совокупности с отсутствием бесспорных доказательств, подтверждающих требования административного истца, оценив все представленные суду доказательства всесторонне, полно и объективно, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Сеттарова Сейдамета Бакиевича к Администрации г. Судака, заместителю главы Администрации г. Судака Д.Н. Ткаченко, заинтересованное лицо – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Судакский городской совет Республики Крым о признании незаконным отказа Администрации г. Судака в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации города Судака Республики Крым, изложенный в письме №С-1195/09 от 05 октября 2020г., принятый по результатам рассмотрения заявления Сеттарова Сейдамета Бакиевича от 01 сентября 2020 года об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Обязать Администрацию города Судака Республики Крым повторно рассмотреть заявление Сеттарова Сейдамета Бакиевича от 01 сентября 2020 года об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка, в 3-хдневный срок, с момента вступления решения суда в законную силу по данному делу.
Взыскать с административного ответчика в пользу административного истца государственную пошлину в размере 300,00 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Судакский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 25 ноября 2020 года.
Председательствующий – судья Е.А. Боси
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>