Административное дело № 2а-2759/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2019 года |
город Белгород |
Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:
председательствующего судьи Колмыковой Е.А.,
при секретаре Дубина А.С.,
с участием: административного истца Агеевой О.В., ее представителя Аманатиди В.Н., действующего на основании п. 5 ст. 57 КАС РФ, представителя административных ответчиков администрации г. Белгорода, жилищного управления администрации города Белгорода Медведевой А.О., действующей по доверенности от 01.04.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Агеевой Олеси Владимировны к администрации города Белгорода, жилищному управлению администрации г. Белгорода о возложении обязанности предоставить полную информацию о порядковом номере в списке граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилом помещении и о порядковом номере в списке граждан, состоящих на учете малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении, взыскании судебных расходов,
установил:
Агеева О.В. инициировала обращение административным иском в суд к администрации города Белгорода, жилищному управлению администрации города Белгорода, в котором просит:
- возложить обязанность на администрацию города Белгорода представить полную информацию о порядковом номере нуждающихся в жилых помещениях ее семьи, состоящей из трех человек, и номере как малоимущей, нуждающейся в жилых помещениях по договорам социального найма;
- взыскать с администрации города Белгорода в пользу Агеевой О.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины.
В обоснование заявленных требований указала, что ее семья признана малоимущей и включена в список на получение жилого помещения из муниципального фонда.
В сообщении от 05 декабря 2008 года № «номер» Управление социальной защиты населения администрации города Белгорода проинформировало, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, ст. 3 Закона Белгородской области от 10 мая 2006 года №39 «О порядке осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», распоряжением администрации города Белгорода № «номер» от 21 ноября 2008 года она поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, порядковым номером 10145, и включена в список малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, порядковым номером 24.
08 июня 2018 года она обратилась с заявлением на имя руководителя жилищного управления администрации города Белгорода, в котором просила сообщить о порядковом номере нуждающихся в жилых помещениях ее семьи, состоящей из трех человек, и номере как малоимущей, нуждающейся в жилых помещениях по договорам социального найма.
В сообщении жилищное управление администрации города Белгорода указало, что она составом семьи три человека с 21 ноября 2008 года состоит на учете малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, порядковым номером 7828 по единому списку.
Полагала, что представленный ответ является неполным, поскольку ей не была предоставлена информация по второй категории очереди. 25 марта 2019 года она повторно обратилась с заявлением на имя руководителя жилищного управления администрации города Белгорода, в котором просила сообщить о порядковом номере нуждающихся в жилых помещениях ее семьи, состоящей из трех человек, и номере как малоимущей, нуждающейся в жилых помещениях по договорам социального найма.
Жилищное управление администрации города Белгорода направило Агеевой О.В. ответ от 27 марта 2019 года № «номер», в котором сообщено, что с 21 ноября 2008 года она состоит на учете малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, порядковым номером №7828 по единому списку. Указанный ответ Агеева О.В. полагала неполным, поскольку ей так и не было предоставлено информации по второй категории очереди.
В судебном заседании административный истец Агеева О.В., ее представитель Аманатиди В.Н. поддержали доводы административного иска.
Представитель административных ответчиков администрации города Белгорода, жилищного управления администрации города Белгорода Медведева А.О. в судебном заседании полагала административный иск необоснованным, не подлежащим удовлетворению.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма установлен главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой право на получение жилья по договору социального найма имеют только строго определенные категории граждан (ст. 49 ЖК РФ) и по основаниям признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ст. 51 ЖК РФ).
Частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Таким образом, для постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда необходимо установить, относятся ли граждане к категории лиц, указанных в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть к категории малоимущих и могут ли данные лица быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, указанным в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма.
В силу части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности (пункт 2), являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Агеева О.В. составом семьи 3 человека (она, сын Агеев А.А., «дата» года рождения, дочь Агеева М.А., «дата» года рождения) на основании п.1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, ст. 3 Закона Белгородской области от 10.05.2006 № 39 «О порядке осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», распоряжением администрации города Белгорода № «номер» от 21 ноября 2008 года поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, порядковым номером 10145, и включена в список малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма порядковым номером 24. Данное обстоятельство подтверждается письмом Управления социальной защиты населения администрации города Белгорода от 05 декабря 2008 года № «номер» (л.д. 11).
Агеева О.В. неоднократно обращалась в адрес жилищного управления администрации города Белгорода с заявлениями, в которых просила указать ее номер очередности в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и номер очередности в списке малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма.
Жилищным управлением администрации города Белгорода в письмах от 26 февраля 2014 года № «номер» (л.д. 49), от 11 июня 2015 года № «номер» (л.д. 47), от 25 августа 2016 года № «номер» (л.д. 43), от 04 октября 2016 года № «номер» (л.д. 41), от 20 октября 2016 года № «номер» (л.д. 50) Агеевой О.В. неоднократно сообщалось, что она составом семьи три человека (она, сын, дочь) состоит на учете малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по единому списку. В каждом письме Агеева О.В. была проинформирована о номере очередности в едином списке граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также условиях и порядке предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
В ответе от 20 октября 2016 года № «номер» жилищным управлением администрации города Белгорода Агеевой О.В. было дополнительно разъяснено, что номер очереди 24, указанный в письме от 05 декабря 2008 года № «номер» Управления социальной защиты населения администрации города Белгорода, на который неоднократно ссылается Агеева О.В., является порядковым номером из рабочей выборки малоимущих граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации города Белгорода. Данный номер не имеет приоритетного значения при рассмотрении вопроса предоставления жилья, поскольку списки малоимущих граждан постоянно изменяются в связи с признанием граждан, состоящих на жилищном учете, малоимущими.
Данное обстоятельство было предметом рассмотрения в Свердловском районном суде города Белгорода в рамках гражданского дела №2-823/2014 по иску Агеевой О.В. к администрации города Белгорода о признании действий незаконными и понуждении предоставить жилое помещение по договору социального найма.
Решением Свердловского районного суда города Белгорода от 05 марта 2014 года в удовлетворении иска Агеевой О.В. отказано. При рассмотрении апелляционной жалобы Агеевой О.В. на вышеуказанное решение суда судебной коллегией по гражданским делам Белгородского областного суда в апелляционном определении от 15 июля 2014 года дана оценка действиям администрации города Белгорода, указав, что сам факт предоставления истицей всех необходимых для заключения договора социального найма документов, рассмотрение вопроса о наличии у нее статуса малоимущей, не свидетельствует о незаконности действий администрации г. Белгорода и не подтверждает обстоятельства, на которые ссылается истица о том, что в 2012 году ей должно было быть предоставлено социальное жилье, поскольку ее очередь на получение жилья к указанному времени еще не подошла. То обстоятельство, что истица в списке малоимущих поставлена в очередь под номером 24, не свидетельствуют о незаконности действий администрации, поскольку в едином списке нуждающихся в улучшении жилищных условий истица значится под номером 8100. Учитывая, что для Агеевой О.В. не истек расчетный период - ожидаемый срок предоставления жилого помещения по договору социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, который не может превышать 15 лет (статья 3 Закона Белгородской области от 12.10.2006 № 65 "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма"), доводы Агеевой О.В. о нарушении ее жилищных прав отклонены, как не состоятельные.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Агеева О.В. с 2014 года была проинформирована о том, что состоит на жилищном учете в администрации города Белгорода по единому списку, была осведомлена, что номер очередности в списке малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, не имеет приоритетного значения, что второго списка граждан, состоящих на учете малоимущих граждан, не существует.
Таким образом, довод истца, ее представителя о том, что жилищным управлением администрации города Белгорода на ее обращения от 08 июня 2018 года и от 25 марта 2019 года даны не в полном объеме ответы, поскольку не было представлено информации по второй категории очереди, являются необоснованными, свидетельствуют о неправильном толковании норм жилищного законодательства.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона.
В силу положений ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ, обращаясь в суд, истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены, поскольку судебной защите подлежит только нарушенное право.
В силу требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В судебном заседании установлено, что административным ответчиком даны ответы по существу на поставленные истцом вопросы в сроки, определенные ч. 1 ст. 12 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Несогласие Агеевой О.В. с ответами жилищного управления администрации города Белгорода в связи с ее обращениями о предоставлении информации о порядковом номере нуждающихся в жилых помещениях ее семьи, состоящей из трех человек, и порядковом номере как малоимущей, нуждающейся в жилых помещениях по договорам социального найма, в которых жилищным управлением неоднократно указывался номер очереди по единому списку граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, разъяснялся порядок постановки на учет, нуждающихся в жилых помещениях, и порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, не свидетельствует о нарушении ее прав со стороны административных ответчиков, не является правовым основанием для признания ответов на обращения незаконными и возложении обязанности на администрацию города Белгорода представить полную информацию о порядковом номере нуждающихся в жилых помещениях ее семьи, состоящей из трех человек, и номере как малоимущей, нуждающейся в жилых помещениях по договорам социального найма.
Таким образом, факта нарушения административными ответчиками прав административного истца в рассматриваемых правоотношениях не установлено.
Абзацем 1 п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ установлена недопустимость осуществления гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действий в обход закона с противоправной целью, а также иного заведомо недобросовестного осуществления гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения данного запрета суд на основании п. 2 ст. 10 ГК РФ с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей в том числе в получении необходимой информации.
Принимая во внимание, что административным ответчиком Агеевой О.В. даны полные ответы на поставленные в обращениях вопросы, суд приходит к выводу о злоупотреблении административным правом, что является самостоятельным основанием для отказа в защите принадлежащего права полностью или частично.
Учитывая, что доказательств, подтверждающих нарушение права административного истца действиями административных ответчиков, за восстановлением которого он обратился в порядке административного судопроизводства, не представлено, у суда отсутствуют основания для удовлетворения иска.
По правилам части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 Кодекса.
Поскольку решение суда по настоящему делу принято не в пользу административного истца, понесенные им судебные расходы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Агеевой Олеси Владимировны к администрации города Белгорода, жилищному управлению администрации г. Белгорода о возложении обязанности предоставить полную информацию о порядковом номере в списке граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилом помещении и о порядковом номере в списке граждан, состоящих на учете малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении, взыскании судебных расходов отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Белгородский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Белгорода.
Судья Октябрьского районного суда
города Белгорода Е.А. Колмыкова
Мотивированный текст решения изготовлен 07.06.2019.