I инстанция – Афанасьева К.Е.
II инстанция – Бочкарев А.Е., Клокова Н.В. (докладчик), Фирсова И.В.
Дело №88-16078/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
10 сентября 2020 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Коргун Н.В.,
судей Васева А.В., Зуевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО3, ФИО2 о признании сделки недействительной, применении недействительности сделки, признании права собственности (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-1274/2019)
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Фрунзенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ,
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Васева А.В., объяснения ФИО1, представителя ФИО1 по ордеру ФИО11, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя ФИО3 по ордеру ФИО12, возражавшего против доводов кассационной жалобы,
у с т а н о в и л а:
Истцом заявлены требования к ответчику о признании сделки недействительной, применении недействительности сделки, признании права собственности.
Решением Фрунзенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить указанные судебные акты, как незаконные.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Судом установлено, что ФИО3 являлась собственником <адрес>-Б по <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Облстройгарант» (застройщик) и ФИО3 (участник долевого строительства) заключен договор об участии в долевом строительстве, согласно которому застройщик обязался передать участнику долевого строительства 2-х комнатную квартиру, строительный №, площадью 53,75 кв.м, во вновь построенном доме по адресу: <адрес>-а, стоимостью 1 000 000 руб., а участник долевого строительства обязался в счет оплаты объекта в течение 30 дней с момента получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию передать под снос находящееся в его собственности недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 44,7 кв.м.
ООО «Облстройгарант» свои обязательства перед ФИО3 по договору об участии в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ исполнило в полном объеме, ДД.ММ.ГГГГ <адрес>-а по <адрес> в <адрес> передана участнику долевого строительства по акту приема-передачи.
Из содержания акта приема-передачи № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что договор об участии в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ является закрытым, стороны претензий друг к другу не имеют.
ДД.ММ.ГГГГ право собственности ФИО3 на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>-а, <адрес>, зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 произвела отчуждение квартиры, расположенной по адресу: <адрес>-б, <адрес>, ФИО2 на основании договора купли-продажи за 550 000 руб.
Предъявляя требования о признании недействительным договора купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>,, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и ФИО2, истец ссылается на то, что данная сделка не соответствует положениям пункта 1 статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку у продавца ФИО3 имелись ограничения на совершение сделки, предусмотренные условиями договора об участии в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 131, 166, 174, 196, 199, 200, 219, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание то, что при совершении ДД.ММ.ГГГГ сделки купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, ФИО3, являясь собственником данного объекта недвижимости, действовала в своих интересах, пришел к выводу о том, что данная сделка не может быть оспорена на основании положений пункта 1 статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом, учитывая то, что на момент совершения сделки право собственности ФИО3 на отчуждаемую квартиру никем не оспаривалось, какие-либо ограничения (обременения) в отношении предмета договора отсутствовали, суд пришел к выводу о том, что, приобретая спорную квартиру по возмездной сделке при отсутствии доступной информации о каких-либо притязаниях на нее со стороны третьих лиц, ФИО2 действовала добросовестно и не могла знать о наличии у продавца неисполненного перед ООО «Облстройгарант» обязательства по договору об участии в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов и оценкой исследованных им доказательств, поскольку суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы, не являются основанием для отмены апелляционного определения суда апелляционной инстанции, ссылки заявителя на неправильное применение судом срока исковой давности.
В силу пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
На основании пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.В силу статьи 201 Гражданского кодекса Российской Федерации перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления. В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Поскольку договором об участии в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен срок передачи находившейся в собственности ФИО3 недвижимого имущества, ссылка в кассационной жалобе на исчисление срока исковой давности по требованиям о передаче ФИО1 права собственности на квартиру с момента ликвидации ООО «Облстройгарант» является несостоятельной.
Кроме того, в соответствии со статей 398 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь в собственность, в хозяйственное ведение, в оперативное управление или в возмездное пользование кредитору последний вправе требовать отобрания этой вещи у должника и передачи ее кредитору на предусмотренных обязательством условиях. Это право отпадает, если вещь уже передана третьему лицу, имеющему право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Если вещь еще не передана, преимущество имеет тот из кредиторов, в пользу которого обязательство возникло раньше, а если это невозможно установить, - тот, кто раньше предъявил иск.
Частью второй той же статьи предусмотрено, что вместо требования передать ему вещь, являющуюся предметом обязательства, кредитор вправе потребовать возмещения убытков.
По смыслу приведенных положений закона наличие у должника двух или более обязательств перед разными кредиторами по передаче индивидуально-определенной вещи не влечет недействительности какого-либо из этих обязательств, а также сделок, на которых они основаны, а влечет лишь предоставление одному из кредиторов преимущественного права требовать исполнения обязательства. Другие же кредиторы, обязательства перед которыми вследствие этого оказываются неисполненными, в этом случае приобретают право требовать возмещения убытков, причиненных неисполнением обязательства.
Соответствующие разъяснения, относящиеся к сходным отношениям по договору купли-продажи, содержатся в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, в абзаце седьмом которого указано, что, если продавец заключил несколько договоров купли-продажи в отношении одного и того же недвижимого имущества и произведена государственная регистрация перехода права собственности за одним из покупателей, другой покупатель вправе требовать от продавца возмещения убытков, вызванных неисполнением договора купли-продажи.
Доводы кассационной жалобы истца являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, в связи с чем основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Результаты оценки доказательств судом первой инстанции отражены в судебном постановлении, в котором приведены мотивы, по которым суды пришли к соответствующим выводам.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Из материалов дела видно, что обстоятельства дела установлены судом на основе надлежащей оценки всех представленных доказательств, имеющих правовое значение для данного дела, в их совокупности, изложенные в решении выводы, соответствуют обстоятельствам дела. Собранные по делу доказательства соответствуют правилам относимости и допустимости, данная им судом оценка соответствует требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применив к правоотношениям сторон нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения сторон, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований.
Выраженное несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке возможна лишь в случае допущения судебными инстанциями существенных (фундаментальных) нарушений норм материального или процессуального права, имевших место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемые заявителем судебные постановления являются законными и обоснованными, постановленными в соответствии с нормами процессуального и материального права, регламентирующими спорные правоотношения.
Таким образом, обжалуемые судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Каких-либо фундаментальных нарушений, в том числе и норм гражданского процессуального закона, влекущих отмену оспариваемых судебных актов, при рассмотрении судом данного дела не допущено.
С учётом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фрунзенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий /подпись/
Судьи /подписи/
Копия верна.
Судья А.В. Васев