Дело №
УИД - 16RS0№-91
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
ДД.ММ.ГГГГ п.г.т. Богатые Сабы
Сабинский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Сабирова Д.Р.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Башарова Р.Г. к Исполнительному комитету Сабинского муниципального района Республики Татарстан об установлении родственных отношений, о признании принявшим наследство и признании права долевой собственности в порядке наследования на недвижимое имущество,
У С Т А Н О В И Л :
Башаров Р.Г. (далее - 6 Р.Г., истец) обратился в суд с иском к Исполнительному комитету Сабинского муниципального района Республики Татарстан в вышеуказанной формулировке.
В обосновании иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ умерла полнородная сестра матери истца ФИО2, проживавшая до смерти в с. <адрес>, а ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца-ФИО3, проживавшая до смерти в <адрес>
После смерти ФИО2 открылось наследство в виде жилого дома ДД.ММ.ГГГГ года постройки, расположенного по адресу: <адрес>
В актовых документах, подтверждающих родственные отношения, допущены ошибки. В свидетельстве о рождении ФИО3, выданном Сабинским райбюро ЗАГС, отцом значится «ФИО4», а матерью «ФИО5», а в свидетельстве о рождении ФИО2, выданном Сабинским райборо ЗАГС, отцом значится «ФИО4», отчество не указано, матерью – «<данные изъяты>».
Согласно справке БТИ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не является самовольной постройкой, дом построен в ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и она с этого времени фактически до смерти владела, пользовалась на праве собственности земельным участком, жилым домом с надворными постройками, производила ремонт, уплачивала налоги, добросовестно владела недвижимым имуществом в течение ДД.ММ.ГГГГ лет. Вышеуказанный жилой дом расположен на земельном участке общей площадью № кв.м. с кадастровым номером №. Каких-либо правоустанавливающих документов на указанный земельный участок на имя ФИО2 не выдавались, так как она умерла до выдачи Государственного акта на право собственности на землю. После смерти ФИО2 наследство фактически приняла ее полнородная сестра ФИО3, которая пользовалась земельным участком по назначению, сажала картофель, присматривала за домом, управляла наследственным имуществом, но в установленный законом срок не обратилась нотариусу с заявлением о принятии наследства.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умерла.
Со дня смерти ФИО3, истец как наследник по закону, несет бремя собственности, пользуется наследственным имуществом, проживает в этом доме, управляет наследственным имуществом, принимает меры на содержание наследственного имущества.
В ДД.ММ.ГГГГ году истцом без получения разрешения, с целью улучшения жилищных условий, благоустройства, на собственные средства была осуществлена реконструкция жилого дома: к дому возведены деревянный каркасно-засыпный пристрой (литера А1), пристрой площадью всех частей здания (комнат и помещений вспомогательного использования) №.м., общей площадью № кв.м. а в ДД.ММ.ГГГГ году к дому возведена деревянная веранда (литера а) площадью всех частей здания (комнат и помещений вспомогательного использования) №4 кв.м. Площадь всех частей здания (комнат и помещений вспомогательного использования составила №1 кв.м., общая площадь дома составила № кв.м. Хотя работы по реконструкции дома были произведены самовольно, ни чьих прав нарушено не было, все работы были произведены с соблюдением всех строительных, санитарных, пожарных норм и правил. За время эксплуатации со стороны соседей и эксплуатирующих организаций претензий не было, архитектурный стиль улицы не нарушен, разрывы между строениями соблюдены, права соседей не нарушены. Из заключения архитектора Сабинского муниципального района Республики Татарстан ФИО7 следует, что помещения жилого дома полностью соответствуют требованиям части 1 «Общие указания, санитарно-гигиенические требования, освещенность и инсоляция» и СНиП 21-0197 «Пожарная безопасность зданий и сооружений». Все элементы жилого дома находятся в рабочем состоянии, не имеют видимых повреждений, деформаций, отклонений от нормативных требований, которые могли бы влиять на потерю их несущей способности. Реконструкция жилого дома сохраняет конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, не превышает предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, не представляет угрозу безопасности и здоровью окружающих, соответствует градостроительным, противопожарным и санитарно-бытовым требованиям.
В связи с этим истец просит установить, что ФИО2, умершая ДД.ММ.ГГГГ и ФИО3, умершая ДД.ММ.ГГГГ являлись полнородными сестрами; установить факт принятия ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ наследства, открывшегося после смерти ФИО8, умершей ДД.ММ.ГГГГ; признать за истцом право собственности в порядке наследования после смерти 9, умершей ДД.ММ.ГГГГ, принявшей, но не оформившей свои наследственные права после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, на расположенный в <адрес> № жилой дом (литера А) площадью всех частей здания (комнат и помещений вспомогательного использования) №.м., общей площадью №.м., жилой площадью № кв.м. с пристроем (литера А1) площадью всех частей здания (комнат и помещений вспомогательного использования) № кв.м., общей площадью № кв.м. с деревянной верандой (литера а) площадью всех частей здания (комнат и помещений вспомогательного использования) № кв.м.
Истец 6 Р.Г. в судебное заседание не явился, надлежаще извещен.
Представитель истца по доверенности ФИО11 в представленном до судебного заседания заявлении, поддержав исковые требования, просила рассмотреть дел без участия истца и его представителя.
Ответчик – Исполнительный комитет Сабинского муниципального района Республики Татарстан не возражал против исковых требований, просила рассмотреть дело без участия своего представителя.
Третье лицо – нотариус Сабинского нотариального округа Республики Татарстан ФИО10 представила суду отзыв, в котором просила рассмотреть дело без ее участия.
Третье лицо – Межмуниципальный отдел по Сабинскому и <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> просил рассмотреть дело без участия своего представителя.
Третье лицо – Исполнительный комитет Корсабашского сельского поселения Сабинского <адрес> Республики Татарстан не возражал против исковых требований, просил рассмотреть дело без участия своего представителя.
Третье лицо – отдел ЗАГС Исполнительного комитета Сабинского <адрес> Республики Татарстан, надлежаще извещен, просил рассмотреть дело без участия своего представителя.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1, пунктами 1 и 9 части 2 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Суд рассматривает дела об установлении родственных отношений и об установлении факта принятия наследства.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо – гражданин или юридическое лицо, – не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
По смыслу статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и другие нематериальные блага.
В соответствии с частью 1 статьи 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Согласно части ДД.ММ.ГГГГ Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления (часть 2 статьи 1142 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 1143 Гражданского кодекса Российской Федерации, если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери.
В силу части 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно части 2 статьи 1153 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы по содержанию наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателю или получил от третьих лиц причитавшие наследодателю денежные средства.
Судом установлено, что ФИО2, умершая ДД.ММ.ГГГГ и мать истца - ФИО3, умершая ДД.ММ.ГГГГ являлись полнородными сестрами. Однако в актовой записи о рождении ФИО3, выданном ДД.ММ.ГГГГ Сабинским райбюро ЗАГС, фамилия, имя, отчество отца указаны как «ФИО4», матери – «ФИО5», а в свидетельстве о рождении ФИО2, выданном ДД.ММ.ГГГГ Сабинским райбюро ЗАГС, отцом указан «ФИО4» отчество не указано, матерью – <данные изъяты>», отчество матери не указано.
Согласно техническому паспорту здания АО «Бюро технической инвентаризации и кадастровых работ Республики Татарстан», ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ году был построен жилой дом по адресу: <адрес>
Данный жилой дом расположен на земельном участке общей площадью № кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-<данные изъяты>, площадь земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> составляет № кв.м.
В материалах дела отсутствуют правоустанавливающие документы о выдаче вышеуказанного земельного участка ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО2 с момента постройки – с ДД.ММ.ГГГГ года и по день смерти добросовестно, открыто и непрерывно владела как своим собственным недвижимым имуществом – жилым домом (литера А) площадью всех частей здания (комнат и помещений вспомогательного использования) № кв.м., общей площадью № кв.м., жилой площадью № кв.м., с пристроем (литера А1) площадью всех частей здания (комнат и помещений вспомогательного использования) №.м., общей площадью № кв.м., с деревянной верандой (литера а) площадью всех частей здания (комнат и помещений вспомогательного использования) № кв.м.
Однако, не успев зарегистрировать право собственности на вышеуказанные земельный участок и жилой дом, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла.
После смерти ФИО2 открылось наследственное имущество в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
Со дня смерти ФИО2, её полнородная сестра ФИО3 фактически приняла наследство, пользовалась земельным участком по назначению, сажала картофель, присматривала за домом, что подтверждается справкой Исполнительного комитета Корсабашского сельского поселения Сабинского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ за №.
Однако, не успев оформить свои наследственные права после смерти полнородной сестры ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Со дня смерти ФИО3 истец, как наследник по закону, несет бремя собственности, пользуется наследственном имуществом проживает в этом доме, пользуется земельным участком по назначению, сажает картофель, присматривает за домом, управляет наследственным имуществом, принимает меры по сохранению наследственного имущества, за свой счет производит расходы на содержание наследственного имущества, таким образом, истец фактически принял наследство.
В ДД.ММ.ГГГГ году истцом без получения разрешения была осуществлена реконструкция указанного жилого дома, к дому деревянный каркасно- засыпный пристрой (литера А1), пристрой площадью всех частей здания (комнат и помещений вспомогательного использования) № кв.м., общей площадью № кв.м., в ДД.ММ.ГГГГ году к дому возведена деревянная веранда (литера а) площадью всех частей здания (комнат и помещений вспомогательного использования) № кв.м. <адрес> всех частей здания (комнат и помещений вспомогательного использования) составила № кв.м., общая площадь дома – № кв.м.
Из представленного суду заключения главного архитектора Сабинского муниципального района Республики Татарстан ФИО7 за № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> собой одноэтажное здание, бревенчатая часть (литера А) которого построена в ДД.ММ.ГГГГ году, деревянная каркасно-засыпная часть (литера А1), построена в ДД.ММ.ГГГГ году, деревянная веранда (литера а) построена ДД.ММ.ГГГГ году.
Помещения указанного жилого дома полностью соответствуют требованиям части 1 «Общие указания, санитарно-гигиенические требования, освещенность и инсоляция» и СНиП 21-0197 «Пожарная безопасность зданий и сооружений». Все элементы жилого дома находятся в рабочем состоянии, не имеют видимых повреждений, деформаций, отклонений от нормативных требований, которые могли бы влиять на потерю их несущей способности. Реконструкция жилого дома сохраняет конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, не превышает предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, не представляет угрозу безопасности и здоровью окружающих, соответствует градостроительным, противопожарным и санитарно-бытовым требованиям.
Как следует из ответа на судебный запрос нотариуса Сабинского нотариального округа Республики Татарстан ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ, что в её производстве имеются наследственное дело №, открытое к имуществу ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, наследниками, принявшими наследство по закону являются: в ? доле ее муж 6, умерший ДД.ММ.ГГГГ, в ? доле ее сын Башаров Р.Г.; наследственное дело №, открытое к имуществу 6, умершего ДД.ММ.ГГГГ, наследником принявшим наследство по закону является его сын 6 Р.<адрес> дела к имуществу ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ в её производстве не имеется.
Указанные обстоятельства подтверждаются копиями актовых документов; выпиской из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости; копией технического паспорта на жилой дом; справкой нотариуса Сабинского нотариального округа Республики Татарстан ФИО10, справкой Сабинского подразделения АО «БТИ РТ»; заключением главного архитектора Сабинского муниципального района Республики Татарстан ФИО7 за № от ДД.ММ.ГГГГ; справкой Исполнительного комитета Корсабашского сельского поселения Сабинского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому ФИО2, с ДД.ММ.ГГГГ года по день своей смерти ДД.ММ.ГГГГ постоянно была зарегистрирована по месту жительства и проживала в <адрес>, совместно с ней по день ее смерти никто не проживал и по настоящее время никто не зарегистрирован и не проживает, справкой № о том, что полнородная сестра ФИО3 ухаживала за домом, пользовалась земельным участком, владела и пользовалась имуществом, расположенным по адресу<адрес>
Вышеприведенными доказательствами подтверждается, что истец 6 Р.Г., после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, принял наследство и в силу вышеуказанных норм закона принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства, суд считает возможным удовлетворить требования истца об установлении неправильности актовой записи о рождении и внесении в нее исправлений установлении факта принятия наследства и о признании за ним права собственности в порядке наследования на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск удовлетворить.
Установить, что ФИО2, умершая ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО3, умершая ДД.ММ.ГГГГ, являлись полнородными сестрами.
Установить факт принятия ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, наследства, открывшегося после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Башаровым Р.Г. (паспорт №), родившимся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Сабинского <адрес> Татарской АССР, проживающим по адресу: <адрес>А, <адрес>, право долевой собственности в порядке наследования после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, принявшей, но не оформившей свои наследственные права после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, на расположенный в <адрес> жилой дом (литера А) общей площадью № кв.м., с пристроем (литера А1) площадью № кв.м., с деревянной верандой (литера а) площадью №
№ может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Сабинский районный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Д.Р. Сабиров