Дело № 2-19/2024
34RS0014-01-2023-000827-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Дубовка 23 января 2024 года
Дубовский районный суд Волгоградской области
в составе: председательствующего судьи Генералова А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Коробовой О.М.,
участием: старшего помощника прокурора Дубовского района Волгоградской области Дубаненко Ю.И.,
истца Шлыкова А.В.,
представителя истца Шлыкова А.В.– адвоката Быстрова В.В., удостоверение №
представителя Министерству Финансов Российской Федерации Шлыковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Шлыкова ФИО11 к Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
истец Шлыков А.В. обратился в суд с иском к ответчику Министерству финансов Российской Федерации с требованием о взыскании 300000 рублей в счёт компенсации морального вреда, причинённого в результате незаконного применения в качестве меры пресечения содержание под стражей.
При подаче искового заявления в обосновании заявленного требования указано, что постановлением Дубовского районного суда Волгоградской области суда от 17 июня 2023 года в отношении Шлыков А.В., как обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, что было мотивировано тяжестью обвинения и возможностью повлиять на хо предварительного расследования по делу. 23 августа 2023 года в отношении Шлыкова А.В. было прекращено уголовное преследование по ч 4 ст. 111 УК РФ и действия Шлыков А.В. были квалифицированы по ч 1 ст. 109 УК РФ. Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде до двух лет лишения свободы, в связи с чем Шлыков А.В. считает, что подлежал немедленному освобождению из под стражи ещё 23 августа 2023 года и дальнейшее его содержание под стражей было незаконно. Однако Шлыков А.В. из-под стражи освобождён не был и содержался в местах лишения свободы. После передачи дела в суд защитником Шлыкова А.В. было подано ходатайство об освобождении Шлыков А.В. из-под стражи ввиду отсутствия к тому законных оснований. Постановлением Дубовского районного суда Волгоградской области от 13 сентября 2023 года было признано незаконным содержание Шлыкова А.В. под стражей и мера пресечения изменена на подписку о невыезде, Шлыков А.В. из-под стражи был освобождён. Считает, что с 23 августа 2023 года по 13 сентября 2023 года Шлыков А.В. содержался под стражей незаконно. Указано, что при изменении обвинения на менее тяжкое, по которому не может быть применена мера пресечения в виде содержания под стражей или домашнего ареста, у Шлыкова А.В. возникает право на компенсацию морального вреда в порядке реабилитации. Истец считает, что незаконным содержанием под стражей ему был причинён моральный вред.
Истец Шлыков А.В., представитель истца Быстров В.В. просили удовлетворить заявленные требования по основаниям указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации Шлыкова Е.В. просила отказать в удовлетворении требований Шлыкова А.В., пояснив, что не имеется оснований считать, что Шлыкову А.В. был причинён моральный вред нахождением под стражей, так как мера пресечения была избрана решением суда, которое не отменено. Срок нахождения под стражей был включен в срок отбытия наказания.
Старший помощник прокурора Дубовского района Волгоградской области Дубаненко Ю.И. просила отказать в требованиях Шлыкова А.В., так как не установлено незаконность избранной меры пресечения в виде заключения под стражу. Также врем нахождения под стражей в период с 23 августа 2023 года по 13 сентября 2023 года зачтено в срок наказания.
Представитель следственного управления Следственного комитета России по Волгоградской области надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Судом на основании положений ст. 167 ГПК РФ было определено рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя следственного управления Следственного комитета России по Волгоградской области
Выслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно статье 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные,, права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др. (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда».
Принципы законодательного регулирования возмещения вреда, причинёнными органами государственной власти закреплены в ст. 1070, 1071 ГК РФ.
В соответствии с п.1 ст. 1070 ГК РФ, вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В силу абз. 3 ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Согласно положений ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (п.1). Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п. 2).
В судебном заседании установлено, что 16 июня 2023 года было возбуждено уголовное дело по факту умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлёкшего смерть ФИО12 по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ.
16 июня 2023 года по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ был задержан Шлыков А.В., в дальнейшем в отношении которого постановлением судьи Дубовского районного суда Волгоградской области от 17 июня 2023 года была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на два месяца, то есть до 16 августа 2023 года.
21 июня 2023 года Шлыкову А.В. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ.
Постановлением судьи Дубовского районного суда Волгоградской области от 8 августа 2023 года мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении Шлыкова А.В., обвиняемого органом предварительного расследования в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, была продлена сроком на один месяц, а всего до трёх месяцев, то есть до 16 сентября 2023 года.
Постановлением старшего следователя Городищенского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Волгоградской области от 18 августа 2023 года уголовно-наказуемое деяние Шлыкова А.В. было переквалифицировано с ч. 4 ст. 111 УК РФ на ч.1 ст. 109 УК РФ.
23 августа 2023 года Шлыкову А.В. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 109 УК РФ.
31 августа 2023 года уголовное дело в отношении Шлыкова А.В. обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 109 УК РФ было направлено в Дубовский районный суд Волгоградской области.
Постановлением судьи Дубовского районного суда Волгоградской области от 13 сентября 2023 года, в отношении Шлыкова А.В. была изменена мера пресечения в виде заключения под стражу на меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
Приговором Дубовского районного суда Волгоградской области от 28 сентября 2023 года постановлено: Шлыкова ФИО13 признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 109 УК РФ, и назначить ему по нему наказание в виде лишения свободы на срок один год. На основании ч. 4 ст. 74 УК РФ отменить условное осуждение по приговору Дубовского районного суда Волгоградской области от 11 апреля 2022 года, в соответствие с которым Шлыков ФИО14 осуждён по ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 222 УК РФ, с применением правил ч. 2 ст. 69 УК РФ, с учётом постановления судебной коллегии по уголовным делам Волгоградского областного суда от 2 июня 2022 года, к трём годам лишения свободы, на основании ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком в два года. В соответствии со ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров к назначенному наказанию по настоящему приговору частично присоединить не отбытую часть наказания по приговору Дубовского районного суда Волгоградской области от 11 апреля 2022 года, и назначить Шлыкову ФИО15 окончательное наказание в виде лишения свободы на срок три года шесть месяцев с отбыванием наказания в колонии-поселении. С учётом положений п. «в» ч. 3.1 ст. 72 УК РФ время содержания под стражей Шлыкова ФИО16 с 16 июня 2022 года по 13 сентября 2023 года зачесть в срок лишения свободы из расчёта один день за два дня отбывания наказания в колонии-поселении. Меру пресечения Шлыкову А.В. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу оставить без изменения. Обязать Шлыкова ФИО17 по вступлении приговора в законную силу самостоятельно проследовать к месту отбытия наказания. Срок отбытия наказания Шлыкову ФИО19 исчислять со дня его прибытия в колонию-поселение. Время следования Шлыкова ФИО18 к месту отбытия наказания в соответствии с предписанием, предусмотренным ч.1 ст. 75.1 УИК РФ зачесть в срок лишения свободы из расчёта один день за один день.
Частью 1 статьи 108 УПК РФ установлено, что заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трёх лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в постановлении судьи должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых судья принял такое решение. Такими обстоятельствами не могут являться данные, не проверенные в ходе судебного заседания, в частности результаты оперативно-розыскной деятельности, представленные в нарушение требований статьи 80 УПК РФ. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трёх лет, при наличии одного из следующих обстоятельств: 1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; 2) его личность не установлена; 3) им нарушена ранее избранная мера пресечения; 4) он скрылся от органов предварительного расследования и суда.
Согласно ч. 1 ст. 109 УК РФ причинение смерти по неосторожности -наказывается исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Судья Дубовского районного суда Волгоградской области принимая 13 сентября 2023 года решение об изменении меры пресечения Шлыкову А.В. в виде заключения под стражу на подписку о невыезде и надлежащем поведении, установил, что в отношении обвиняемого обстоятельств, перечисленных в пунктах 1-4 части 1 статьи 108 УПК РФ, дающих основание оснований для содержания Шлыкова А.В. под стражей не имеется.
Из изложенного следует, что оснований для содержания Шлыкова А.В. под стражей, после предъявления ему обвинения в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 109 УК РФ, в период с 23 августа 2023 года, не имелось, однако органом предварительного расследования не была изменена ранее избранная мера пресечения в виде заключения под стражу на иную, более мягкую меру пресечения.
Из буквального толкования приведённых норм следует, что положения п. 1 ст. 1070 и абз. 3 ст. 1100 ГК РФ закрепляя предписания о том, что компенсация морального вреда, причиненного гражданину в результате незаконного уголовного преследования, производится независимо от вины соответствующих должностных лиц, не связывают принятие решения об этом только с наличием вынесенного в отношении этого гражданина оправдательного приговора или постановления (определения) о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям.
В результате незаконного содержания Шлыкова А.В. под стражей в период с 23 августа 2023 года по 13 сентября 2023 года, последний имеет право на денежную компенсацию морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в пользу истца, суд исходит из фактических обстоятельств дела, периода на который действовала избранная мера пресечения в виде заключения под стражей, характера и степени причиненных истцу нравственных страданий, данных о личности истца, а также требований разумности и справедливости, в связи с чем, полагает достаточным определить компенсацию в размере 20000 рублей.
Суд считает, что включение срока содержания Шлыкова А.В. под стражей, с 16 июня 2022 года по 13 сентября 2023 года, в срок отбытия наказания не может служить основанием для отказа в иске о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями органа предварительного следствия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194 -198 ГПК РФ,
решил:
требования Шлыкова ФИО20 к Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт Казны Российской Федерации в пользу Шлыкова ФИО21 20000 (двадцать тысяч) рублей в счёт компенсации морального вреда, причинённого в результате незаконного содержания под стражей.
Отказать Шлыкову ФИО22 в требовании взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт Казны Российской Федерации 280000 (двести восемьдесят тысяч) рублей в счёт компенсации морального вреда, причинённого в результате незаконного содержания под стражей.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дубовский районный суд Волгоградской области.
Мотивированный текст решения изготовлен 23 декабря 2024 года.
Судья А.Ю. Генералов