Решение по делу № 2а-88/2022 (2а-1382/2021;) от 27.08.2021

УИД 47RS0014-01-2021-001879-94Дело № 2а-88/2022

г. Приозерск                                                                           15 апреля 2022 годаРешение

Именем Российской Федерации

Приозерский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Строгановой О.Г.,

при секретаре Фоменко Е.Р.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Приозерского городского прокурора Ленинградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Приозерского муниципального района Ленинградской области о признании незаконными действий об установлении сроков сноса и расселения жителей многоквартирного дома, возложение обязанностей по установлении иного срока расселения многоквартирного дома,

УСТАНОВИЛ:

           Приозерский городской прокурор обратился с данным административным иском к администрации Приозерского муниципального района <адрес>, в котором указывает, что постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. В пункте 2 данного постановления срок расселения данного жилого многоквартирного дома определен до 2030 года. Указанный срок, по мнению прокурора, является неразумным, поскольку согласно акту обследования указанного многоквартирного дома выявлен общий физический износ здания не менее 73 %, что в свою очередь свидетельствует о наличие реальной угрозы обрушения дома и причинения вреда жизни и здоровью граждан. Поскольку установленный административным ответчиком срок расселения многоквартирного дома нарушает жилищные права граждан, установлен администрацией без учета технического состояния дома, наличия угрозы для жизни и здоровья граждан, проживающих в нем, то прокурор просит признать указанные действия администрации Приозерского муниципального района <адрес> незаконными и обязать в течении одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда установить иной срок расселения спорного многоквартирного жилого дома, установив, что дом подлежит расселению в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

          В ходе судебного разбирательства прокурор уточнял свои требования, представив в судебное заседание от ДД.ММ.ГГГГ уточненный административный иск (т. 2 л.д. 70-71), в котором просит возложить на администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район обязанность в течении одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда установить иной срок расселения спорного многоквартирного жилого дома, установив, что дом подлежит расселению в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

          Прокурор в судебном заседании поддержал заявленные административные исковые требования в уточненном виде, пояснив, что учитывая ветхое аварийное состояние дома, может произойти его полное или частичное обрушение. Также прокурор пояснил, что срок, который он просит установить для расселения дома в уточненном иске, обусловлен сроком действия следующей региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

         Заинтересованные лица ФИО1, ФИО2, являющиеся владельцами жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, административный иск прокурора поддержали, указав, что дом деревянный, капитальный ремонт в нем не проводился, дом находится в очень плохом состоянии, в стенах большие щели, в перекрытиях живут крысы, в связи с чем его расселение должно произойти ранее декабря 2030 года.

       Заинтересованные лица ФИО3, ФИО4, ФИО5, являющиеся собственниками жилых помещений указанного многоквартирного дома пояснили, что не считают дом аварийным, а его снос и расселение считают нецелесообразным.

          Представитель администрации Приозерского муниципального района <адрес> ФИО12 просила отказать в удовлетворении административного иска, указав, что административный иск прокурора подан не в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку круг владельцев помещений в многоквартирном доме определен. Также представитель административного ответчика указала, что следующая адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда будет разработана на срок с 2026 года до 2030 года, и с учетом даты признания спорного многоквартирного дома аварийным, и наличия еще одного многоквартирного дома в <адрес>, который признан аварийным и подлежащим расселению ранее спорного дома, то срок его расселения, установленный постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ , является разумным. Срок, который просит установить прокурор является неисполнимым.

           В судебное заседание не явились представители заинтересованных лиц Фонда содействия реформированию жилищно-коммунальной сферы, и Комитета по строительству <адрес>, а также заинтересованные лица ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 (ранее Домнышева).

          Указанные заинтересованные лица извещены о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, не просили об его отложении, в связи с чем, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд определил рассмотреть административное дело в их отсутствие.

          Согласно отзыву представителя Комитета по строительству <адрес> срок расселения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> является реальным и разумным, поскольку в соответствии с реализуемой на территории <адрес> региональной адресной программой, разработанной на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в период с 2019 по 2025 года подлежат расселению дома, признанные аварийными до ДД.ММ.ГГГГ. Спорный многоквартирный дом признан аварийным в декабре 2019, и может быть включен только в следующую региональную адресную программу, срок реализации которой начнется в 2026 году. Также представитель Комитета по строительству <адрес> сообщает, что с момента признания многоквартирного дома аварийным и до момента его расселения проходит в среднем 9 лет (т. 2 л.д. 27-31).

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что административный иск Приозерского городского прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

           В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городских поселений относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Уставом муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения (ч. 2 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

        Уставом муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> предусмотрено, что администрация муниципального района исполняет полномочия администрации муниципального образования Приозерское городское поселение (ч. 2 ст. 35 Устава).

          Аналогичное положение имеется в п. 3 ст. 24 Устава Приозерского городского поселения Приозерского муниципального района <адрес>, находящегося в свободном доступе на сайте администрации Приозерского муниципального района <адрес> (admpriozersk.ru).

          В статье 14 Жилищного кодекса РФ перечислены полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, пунктом 8 части 1 которой, к таким полномочиям относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

         Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 ЖК РФ).

         Основания и порядок признания многоквартирного дома авариным и подлежащим сносу предусмотрены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом"

       Согласно указанному Положению оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям (п. 7 Положения).

        На основании полученного заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 49 Положения).

        ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации МО Приозерский муниципальный район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, было произведено обследование многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно акту обследования фундамент под наружными стенами частично разрушен, имеют место вертикальные трещины, отмостка – частично разрушена, частично заросла растительностью, стены имеют выгиб, по всей площади стен имеются разрушения облицовочной вагонки, наблюдаются перекосы и рассыхание оконных и дверных заполнений, несущие конструкции дома находятся в неудовлетворительном состоянии. В этой связи выявлены основания для признания жилого многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (т. 1 л.д. 10-12).

         ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией вынесено заключение , согласно которому по результатам осмотра многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, введенного в эксплуатацию в 1948 году, установлено, что общий физический износ здания не менее 73 %, выявлены основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (т. 1 л.д. 13-14).

         ДД.ММ.ГГГГ главой администрации МО Приозерский муниципальный район <адрес> вынесено постановление , которым многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. В пункте 2 данного постановления срок расселения жилого многоквартирного дома, признанного аварийным, определен до 2030 года (т. 1 л.д. 15-16).

          Конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлен, однако они должны отвечать требованиям разумности.

         Основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции указаны в пункте 34 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", согласно которому основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.

         Из изложенного следует, что поскольку многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным решением главы администрации муниципального образования, то состояние его несущих конструкций находится в неудовлетворительном состоянии, а квартиры в доме непригодны для проживания.

         Как следует из отчета по результатам обследования технического состояния строительных конструкций спорного многоквартирного дома, проведенного ООО «ПТК «Созидание», состояние здания оценивается как ветхое, переходящее в аварийное. Физический износ конструкций составляет не менее 73 %. Дом непригоден для проживания, эксплуатация его возможна только при проведении незамедлительного капитального ремонта. Поскольку незамедлительный капитальный ремонт трудоемок и экономически нецелесообразен, то необходимо расселить проживающих с предоставлением благоустроенного жилья (т. 1 л.д. 34-100).

         Вышеуказанное заключение дано в сентябре 2019 года, то есть более двух лет назад, тогда как капитальный ремонт здания не осуществлялся, и состояние дома в силу его естественного износа может становиться только хуже.

         Учитывая степень физического износа дома, конструктивные элементы которого требуют незамедлительного капитального ремонта, срок эксплуатации дома без капитального ремонта, то суд приходит к выводу, что установленный главой администрации Приозерского муниципального района срок расселения дома до 2030 года не отвечает требованиям разумности, и является чрезмерно длительными.

          В соответствии с п. 62 постановления пленума Верховного суда от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

           Несмотря на то обстоятельство, что определение срока расселения спорного многоквартирного дома, признанного аварийным, относится к компетенции администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес>, и данный срок устанавливается администрацией по своему усмотрению, тем не менее, принимая данное решение, администрация должна действовать в законных интересах граждан, проживающих в многоквартирном доме. Вместе с тем решение об установлении срока расселения дома указанным целям не отвечает, что является основанием для признания действий административного ответчика незаконными.

           При определении разумного срока расселения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, суд принимает во внимание нижеследующее.

           Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

            Согласно ст. 16 ч. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после ДД.ММ.ГГГГ, она утверждается на период до ДД.ММ.ГГГГ.

            На основании данного федерального закона на территории <адрес> с 2019 года реализуется региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> в 2019-2025 годах», утвержденная постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно части 2 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

        При этом положения ч. 2.2. ст. 16 указанного Федерального закона указывают на то, что не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи

           Из изложенного следует, что в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> в 2019-2025 годах», не могут быть включены многоквартирные дома, признанные аварийными в период после ДД.ММ.ГГГГ.

         Поскольку иных возможностей по расселению спорного многоквартирного дома, помимо его включения в региональную адресную программу, разработанную на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", финансирование мероприятий по которой осуществляется за счет средств как федерального, так и региональных и местных бюджетов, не имеется, то установление срока расселения данного многоквартирного дома до 2025 года, то есть до окончания действующей адресной программы, не будет отвечать требованиям исполнимости.

           Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.

          В этой связи при определении срока расселения многоквартирного дома, признанного аварийным, органам, принимающим решение о сроке его сноса и расселения, надлежит руководствоваться техническим состоянием дома, наличием возможности проживания в данном доме гражданами, а не сроками федеральных или региональных программ.

          Согласно отчету по результатам обследования технического состояния строительных конструкций спорного многоквартирного дома, проведенного ООО «ПТК «Созидание», прямо не установлено, что имеется угроза обрушения спорного жилого многоквартирного дома. Вместе с тем, состояние указанного дома расценивается специалистами как ветхое, переходящее в аварийное.

          В этой связи, требование прокурора о сокращении установленного административным ответчиком срока расселения дома, однако в переделах действия следующей региональной программы является разумным, а также согласуется по сроку со сведениями, предоставленными Комитетом по строительству <адрес> о среднем сроке расселения аварийных домов в <адрес>, составляющим девять лет с даты признания их аварийными.

          Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предполагается, что по окончании действующих региональных адресных программ расселения аварийного жилого фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, будут разработаны и начнут действовать адресные программы на следующую пятилетку (с 2026 по 2030 годы). Указанное прямо следует из ст. 20.15 данного федерального закона.

           В п. 2 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" говорится, что в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.

          Таким образом, руководствуясь датой     признания спорного дома аварийным – ДД.ММ.ГГГГ, с учетом ветхого состояния несущих конструкций спорного дома и принятия данного судебного решения, его расселение в середине действия следующей региональной адресной программы является реальным к исполнению, отвечающим требованию законности, разумности, и служит целям защиты прав граждан, проживающих в данном доме.

        В той связи требования прокурора о возложении на административного ответчика обязанности установить срок расселения многоквартирного дома до ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

        Довод административного ответчика о том, что административный иск подан не в защиту прав и законных интересов неограниченного круга лиц, и без обращения конкретных граждан к прокурору с просьбой защитить их права, суд находит несостоятельным, поскольку ветхое состояние дома, в связи с установлением длительных сроков его расселения, может угрожать здоровью граждан, круг лиц которых определить невозможно. Кроме того, помимо владельцев помещений в доме, указанные помещения могут быть предоставлены для проживания иным гражданам, или могут быть проданы иным лицам, чьи права также затрагивает вопрос о расселении дома, и установить указанных граждан также не представляется возможным.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поскольку ответчики также освобождены от уплаты государственной пошлины, то судебные расходы возмещению в федеральный бюджет не подлежат.

            На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

         Административный иск Приозерского городского прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

    Признать действия администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> по установлению в пункте 2 постановления администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ срока расселения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, незаконными.

          Обязать администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> установить иной срок расселения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, установив, что данный многоквартирный дом подлежит расселению в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

          Обязать администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> исполнить решение суда в срок не позднее 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Приозерский городской суд <адрес>.

Судья                                                                                       О.Г. Строганова

Мотивированное решение составлено 28.04.2022

2а-88/2022 (2а-1382/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Приозерский городской прокурор
Ответчики
Администрация МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области
Другие
Гаргун Ольга Серапионовна
Пахалкова (Домнышева) Ирина Викторовна
Архипова Ольга Владимировна
Колосницина Ирина Ильинична
Падун Ирина Александровна
Карпова Ольга Владимировна
Кощеева Ирина Дмитриевна
Комитет по строительству
Меджидова Зайнаб Гусейнгаджиевна
Дорогов Андрей Владимирович
Ретюшкина Людмила Викторовна
ГК - Фонд содействия реформированию ЖКХ
Суд
Приозерский городской суд Ленинградской области
Судья
Строганова Ольга Григорьевна
Дело на странице суда
priozersky.lo.sudrf.ru
27.08.2021Регистрация административного искового заявления
30.08.2021Передача материалов судье
30.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
30.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.09.2021Предварительное судебное заседание
05.10.2021Предварительное судебное заседание
28.10.2021Предварительное судебное заседание
02.12.2021Предварительное судебное заседание
17.01.2022Судебное заседание
17.02.2022Судебное заседание
11.03.2022Судебное заседание
18.03.2022Судебное заседание
15.04.2022Судебное заседание
28.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее