Дело №2-337/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2015 года город Онега
Онежский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего Яровицыной Д.А.,
с участием прокурора Феопентова А.В.,
при секретаре Ильиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Онежского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Кодинский производственный комплекс» муниципального образования «Кодинское» об обязании провести специальную оценку условий труда,
установил:
Онежский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к МУП «Кодинский ПК» о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда рабочих мест.
В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка трудового законодательства в деятельности МУП «Кодинское ПК». Проверкой установлено, что указанным предприятием допускаются нарушения норм трудового законодательства, регулирующего охрану труда, а именно, на момент проведения проверки специальная оценка условий труда ответчиком не проведена, ранее аттестация рабочих мест на предприятии также не проводилась. Несоблюдение и невыполнение работодателем требований по проведению специальной оценки условий труда затрагивает как интересы работников данного предприятия, работающих в настоящее время, так и работников, которые будут приняты на работу в дальнейшем. В связи с чем, просит возложить на МУП «Кодинский ПК» обязанность провести специальную оценку условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда»
В судебном заседании старший помощник прокурора Феопентов А.В. заявленные требования поддержал в полном объеме. Просил обязать ответчика провести специальную оценку условий труда в срок до 01 июня 2016 года.
Ответчик извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, заявлением директор МУП «Кодинское ПК» Ромашева И.П. просит рассмотреть дело в свое отсутствие. Согласно представленного отзыва, указывает, ранее аттестация рабочих мест на предприятии не проводилась, вместе с тем, в настоящее время с ООО «Северный Центр» заключен договор о выполнении комплекса услуг по специальной оценке условий труда.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Суд, заслушав помощника прокурора, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Согласно пункту 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со ст.20 ТК РФ юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником, является работодателем.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии со ст. 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее по тексту – Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2014 г.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ установлено, что обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
В силу ч. 3 ст. 3 указанного Закона специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.
Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, (ч.3 ст.8 ФЗ № 426).
Методика проведения специальной оценки условий труда, утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 года № ЗЗн, зарегистрированным в Минюсте России 21 марта 2014 года № 31689.
В силу части 2 статьи 4 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан: обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 указанного Федерального закона; предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда; не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения; ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте; давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте; реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.
В статье 9 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» установлен порядок проведения оценки условий труда.
Из материалов дела следует, что Онежской межрайонной прокуратурой Архангельской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране труда на производстве МУП «Кодинское ПК».
В ходе проверки установлено, что основными видами деятельности предприятия, на основании ст. 4.2 Устава является содержание и обслуживание жилого фонда; коммунальные услуги, а именно услуги теплоснабжения, холодного водоснабжения; услуги бани; сбор и вывоз бытовых и промышленных отходов, содержание мест складирования и захоронение бытовых и промышленных отходов; автотранспортные услуги; ритуальные услуги; заготовка лесоматериалов, их переработка и реализация; услуги по ремонту и строительству зданий и сооружений; содержание и ремонт объектов благоустройства и дорог; услуги гостиницы, при этом согласно штатного расписания на момент проведении проверки на производстве занято 21 работник, а на момент рассмотрения дела в суде - 13.
Из сообщения директора МУП «Кодинское ПК» следует, что в период действующего до 01 января 2014 года законодательства аттестация рабочих мест на предприятии не проводилась, после указанной даты в ответчиком специальная оценка условий труда также не производилась.
Из материалов дела следует, что в настоящее время МУП «Кодинское ПК» проводятся мероприятия по специальной оценке условий труда.
Так, 25 марта 2015 года между ООО «Северный центр» и ответчиком заключен договор №38/1, по условиям которого исполнитель обязуется провести специальную оценку условий труда 13 рабочих мест. Вместе с тем, суд приходит к выводу, что заключение договора №38/1 на выполнение комплекса услуг по специальной оценке условий труда, не свидетельствует само по себе, что работодателем исполнена возложенная на него обязанность по проведению указанной оценки.
На момент рассмотрения дела стороной ответчика, в нарушение ст. 56 ГПК РФ сведений о проведении специальной оценки условий труда всех рабочих мест в МУП «Кодинское ПК» суду не представлено, тогда как обязанность по проведению специальной оценки условий труда возникла у последнего с момента вступления в силу Закона N 426-ФЗ, то есть с 1 января 2014 года и является безусловной обязанностью работодателя.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении на ответчика обязанности по проведению специальной оценки условий труда.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В противном случае искажается сама суть правосудия по гражданским делам, к процедуре которого обращается истец для защиты своего права, не достигается цель защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов. Защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется.
Принимая во внимание обстоятельства дела, суд полагает обоснованным установить ответчику срок для исполнения возлагаемой обязанности до 01 июня 2016 года, считая данный срок разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, подлежат взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход местного бюджета на сумму 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Онежского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Кодинский производственный комплекс» муниципального образования «Кодинское» об обязании провести специальную оценку условий труда удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Кодинский производственный комплекс» муниципального образования «Кодинское» провести специальную оценку условий труда в срок до 01 июня 2016 года.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Кодинский производственный комплекс» муниципального образования «Кодинское» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в суд апелляционной инстанции Архангельского областного суда через Онежский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Д.А.Яровицына
...
...
...