Решение по делу № 21-140/2022 от 13.05.2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

    ул. Коммунистическая, д. 51,

    г. Улан-Удэ, 670000

    тел/факс: 8 (3012) 21-44-62,

    E-mail: vs.bur@sudrf.ru mailto:office@vsbur.ru

    Официальный сайт: http://vs.bur.sudrf.ru/

04RS0007-01-2022-000740-26

Судья Доржиева С.Л., № 12-113/2022

Дело № 21-140/2022 пост. 13.05.2022 г.

Р Е Ш Е Н И Е

12 июля 2022 года                                                      г. Улан-Удэ

Судья Верховного Суда Республики Бурятия Назимова П.С., при секретаре Федоровой Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ПАО «ТГК-14» на решение судьи Железнодорожного районного суда      г. Улан-Удэ от 28 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, в отношении ПАО «ТГК-14»,

                                                 установил:

постановлением № 04-013/2022-АТВЗ-359 старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия Хатхеевой Е.Х. от 24 января 2022 года ПАО «ТГК-14» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 95 000 руб.

Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от          28 марта 2022 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.

Не согласившись с решением судьи районного суда, ПАО «ТГК-14» обратилось в Верховный Суд Республики Бурятия с жалобой, в которой просит его отменить и прекратить производство по делу, ссылаясь отсутствие события административного правонарушения. Указывает, что при определении показателей промышленных выбросов котельной п. Стеклозавод (код объекта 81-0103-001772-П) концентрация загрязняющего вещества «мазутная зола теплоэлектростанций (в пересчете на ванадий) – код 2909» не определялась.

В судебном заседании представители ПАО «ТГК-14» Гендунова Ю.А., Папырина Т.В. доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.

Старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия Хатхеева Е.Х., ее представитель Юрьев И.В. полагали, что судебное решение отмене не подлежит.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, экспертов, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Статьей 21 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (пункт 1).

Согласно абзацу 23 статьи 1 названного Закона нормативы допустимых выбросов - нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для выброса в атмосферный воздух стационарными источниками.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы.

Согласно пункту 9 Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2020 года № 2055, нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий.

Для объектов I и III категорий нормативы допустимых выбросов рассчитываются только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при их наличии в выбросах. Классы опасности загрязняющих веществ определяются в соответствии с гигиеническими нормативами.

Для объектов III категории указанные в заявке о постановке объектов на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, выбросы загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов.

Из материалов дела следует, что в период с 30 ноября по 9 декабря, с       22 по 23 декабря 2021 года Забайкальским Межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении ПАО «ТГК-14» проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды.

В ходе проверки установлено, что на объекте - котельная п. Стеклозавод расположенной по адресу: <...>, основным источником загрязнения являются дымовые газы, образованные при сжигании мазута. В качестве топлива в котельной используется мазут малосернистый марки М-100, при сжигании которого в атмосферный воздух поступает бенз(а)пирен, мазутная смола ТЭС (в пересчете на ванадий), сажа, азота диоксид, азота оксид, серы диоксид и углерода оксид. Очистка отходящих дымовых газов не производится.

Специалистами филиала по Восточно-Сибирскому региону ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» произведен отбор проб газовоздушной смеси на источнике - труба дымовая № 1 котельной, объект НВОС - 3 категории, и составлен протокол испытаний промышленных выбросов № БУР 1031ПВ-21 от 14 декабря 2021 года (далее – Протокол испытаний).

Из Протокола испытаний усматривается, что при работе котельной в результате сжигания мазута в атмосферный воздух выбрасываются следующие загрязняющие вещества: бен(а)пирен; сажа и запыленность (массовое содержание взвешенных частиц (пыль).

То есть твердым загрязняющим веществом, помимо сажи и банзапирена, является мазутная зола теплоэлектростанций.

В соответствии с Перечнем загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 года № 1316, в отношении золы ТЭС мазутной (в пересчете на ванадий) (пункт 23) применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.

    При рассмотрении дела с учетом сведений, указанных в Протоколе испытаний, административным органом установлено, что запыленность (массовое содержание взвешенных частиц) (пыль) составляет 0, 1007 г/сек, что в 4, 4 раза (на 0, 08 г/сек) превышает норматив допустимых выбросов, равный     0, 023 г/сек, указанный в заявке ПАО «ТГК-14» о постановке объекта III категории на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, выбросами загрязняющих веществ, которые признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов по загрязняющему веществу (мазутная зола теплоэлектростанций (в пересчете на ванадий).

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ПАО «ТГК-14» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении № 04-013/2022-АТВЗ-359 от 14 января 2022 года, актом выездной проверки № АТВЗ-359 от 22 декабря 2021 года, протоколом отбора промышленных выбросов № БУР431ПВ-21 от 6 декабря 2021 года, протоколом испытаний промышленных выбросов № БУР1031ПВ-21 от 14 декабря 2021 года и иными имеющимися в деле материалами.

Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.

Оснований не согласиться с такими выводами не имеется.

Довод жалобы о том, что при определении показателей промышленных выбросов котельной п. Стеклозавод концентрация вещества «мазутная зола теплоэлектростанций (в пересчете на ванадий)» не определялась, являлся предметом рассмотрения районным судом и обоснованно отклонен.

Согласно пункту 2.8 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработанного в 2012 году и введенного в действие письмом Минприроды России от 29 марта 2012 года № 05-12-47/4521 (далее – Методическое пособие), выбросы диоксида серы, мазутной золы (исходя из количества и качества используемого топлива), сажи, бенз(а)пирена от котельных установок можно определять расчетным методом.

    Как следует из пункта 2.15 Приложения № 5 Методического пособия, при сжигании мазута и нефти в атмосферу поступают твердые частицы в виде мазутной золы и сажи. Выбросы мазутной золы определяются в пересчете на ванадий.

Нормированию подлежат выбросы следующих загрязняющих веществ, содержащихся в дымовых газах, отходящих от котлоагрегатов:

диоксид азота; оксид азота; диоксид серы; зола твердого топлива; мазутная зола ТЭС (в пересчете на ванадий); оксид углерода; сажа (только для котлов производительностью менее 30 т/час); бенз(а)пирен (только для котлов производительностью менее 30 т/час)(пункт 2.1 Приложения № 5 Методического пособия).

При сжигании мазута в котлоагрегатах котельной твердые загрязняющие вещества в отходящих газах идентифицируются как:

мазутная зола теплоэлектростанций (в пересчете на ванадий);

сажа;

бенз(а)пирен.

В судебном заседании опрошенные в качестве экспертов сотрудники филиала по Восточно-Сибирскому региону ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» ФИО1. и ФИО2 пояснили, что в Протоколе испытаний от 14 декабря 2021 года указано твердое загрязняющее вещество «запыленность» (массовое содержание взвешенных частиц (пыль), его показатель равен 0, 1007 г/сек. Данный показатель определялся по ГОСТ 33007. Учитывая, что показатели концентрации и весового количества сажи и бензапирена имеют мизерное значение (меньше 1,0 (по ФР.1.31.2001.00384) и 0, 01 (ПНД Ф 13.1.76-15) соответственно), эти твердые загрязняющие вещества в расчет не принимаются. Следовательно, показатель «запыленность» фактически равен показателю мазутной золы.

Суд принимает во внимание указанные пояснения экспертов, а также мнение должностного лица Росприроднадзора Хатхеевой Е.Ф. о том, что отсутствие в Протоколе испытаний показателя мазутной золы «в пересчете на ванадий» (его концентрации и весового количества) не влияет на вывод о наличии в действиях ПАО «ТГК-14» состава административного правонарушения в части нарушения экологических требований; фактически показатель мазутной золы превысил установленные нормативы более чем в 4 раза.

Мазутная зола представляет собой сложную смесь, состоящую, в основном, из оксидов металлов. В качестве контролирующего показателя принят ванадий, по содержанию которого установлен санитарно-гигиенический норматив. Однако биологическое воздействие мазутной золы на окружающую среду рассматривается как воздействие одного целого. При любом физическом или химическом изменении вещество не возникает и не исчезает, оно лишь изменяет свое физическое или химическое состояние.

    В силу пункта 1 статьи 39 Закона об охране окружающей среды эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Таким образом, при вынесении постановления по делу об административном правонарушении должностное лицо административного органа пришло к правильному выводу о необходимости привлечения ПАО «ТГК-14» к административной ответственности за несоблюдение экологических требований при эксплуатации котельной п. Стеклозавод г.Улан-Удэ.

Оснований для удовлетворения жалобы не усматривается.

Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено. Обжалуемые постановление по делу об административном правонарушении и решение отмене не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 28 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, в отношении ПАО «ТГК-14» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья                                                                                            Назимова П.С.

21-140/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ПАО "ТГК-14"
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Назимова Полина Савельевна
Статьи

8.1

Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
13.05.2022Материалы переданы в производство судье
14.06.2022Судебное заседание
07.07.2022Судебное заседание
12.07.2022Судебное заседание
21.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.07.2022Дело оформлено
21.07.2022Дело передано в экспедицию
12.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее