Решение по делу № 33-5472/2024 от 01.10.2024

УИД 72RS0025-01-2023-008486-49

Номер дела в суде первой инстанции 2-798/2024

Дело № 33-5472/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение

г. Тюмень                                             21 октября 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Чесноковой А.В.,

судей:                           Малининой Л.Б., Шараповой Н.Ф.,

при секретаре:                             Матвеевой О.А.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО3 на решение Центрального районного суда г.Тюмени от 06 марта 2024 года, которым постановлено:

    «Иск ФИО3 к Департаменту социального развития Тюменской области, Управлению социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района, Правительству Тюменской области, Администрации города Тюмени о признании лицом, относящимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, признании права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма жилого помещения, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оставить без удовлетворения».

    Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Чесноковой А.В., объяснения истца ФИО3, поддержавшего доводы апелляционной жалобы в полном объеме, возражения представителя ответчиков Департамента социального развития Тюменской области, Управления социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района, Правительства Тюменской области – ФИО8, действующей на основании доверенностей соответственно от 25.10.2021г., 29.12.2023г., 25.10.2021г., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту социального развития Тюменской области, Управлению социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района, Правительству Тюменской области, Администрации города Тюмени о признании лицом, относящимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, об обязании Департамента социального развития Тюменской области включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам специализированных жилых помещений на территории г.Тюмени, обязании Правительства Тюменской области предоставить жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории г.Тюмени Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м., обязании Администрации г.Тюмени заключить договор найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям.

Требования мотивированы тем, что согласно свидетельству о рождении ФИО3, его родителями являются ФИО1 и ФИО2. Мать умерла в 2003 году, на момент смерти матери истец отбывал наказание в ФКУ Тюменская ВК России по Тюменской области, был освобожден <.......> года. Местонахождение отца ему неизвестно. Согласно справки о рождении №<.......> сведения об отце внесены на основании записи акта о заключении брака <.......> от <.......>.Тюмень. С 2002 года до достижения совершеннолетия отбывал наказания в воспитательных колониях. Своего отца не видел, местонахождение его неизвестно, в его воспитании отец участия не принимал. После выхода из детской колонии скитался по дворам, ночевал на улице.

Истец ФИО3 на удовлетворении исковых требований настаивал по изложенным в иске основаниям.

Представитель Департамента социального развития Тюменской области и Правительства Тюменской области, – ФИО9 возражала против удовлетворения требований.

Представители ответчиков Администрации г.Тюмени в судебном заседании в суде первой инстанции участия не приняли.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен истец ФИО3

В апелляционной жалобе истец ФИО3 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

В доводах жалобы указывает, что за это время он так и не приобрёл своего постоянного места жительства, так как на официальную работу устроиться не может, нет постоянной (временной) регистрации, его материальное положение не изменилось.

Обращает внимание на то, что он проживает у пенсионера, который его приютил.

Указывает, что Администрация г.Тюмени была извещена надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, однако, представитель в суд не явился.

Мать истца умерла в 2003 году, своего отца он не знал и до 2024 года не видел. На момент смерти матери он отбывал наказание в ФКУ ИК г.Тюмени, был освобождён <.......>. Когда он был освобождён из мест лишения свободы, в детский дом его не определили, и поскольку у него не было места для проживания он вновь попал в колонию, где находился до совершеннолетия. Истец является бездомным 21 год.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик Администрация города Тюмени просит принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права по имеющимся в деле доказательствам.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда http://oblsud.tum.sudrf.ru (раздел судебное делопроизводство).

Представитель ответчика Администрации города Тюмени, извещённый о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, ходатайств об отложении дела слушанием не заявлял.

    Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

    Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО2 является матерью истца ФИО3, отцом – ФИО1 (л.д.16, 17).

ФИО2 умерла <.......>, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.18).

На момент смерти матери истец отбывал наказание в ФКУ Тюменская ВК России но Тюменской области, был освобожден <.......> (л.д.14).

В ЕГРН отсутствуют сведения о принадлежности истцу жилых помещений на праве собственности, что подтверждается уведомлением об отсутствии в реестре недвижимости запрашиваемых сведений (л.д.24).

Приказом <.......> от 06.09.2022 Департаментом социального развития Тюменской области отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам специализированных жилых помещений на территории г. Тюмени, поскольку ФИО3 не относится к указанной категории (л.д.19).

В судебном заседании в суде первой инстанции в качестве свидетеля допрошен ФИО1, который пояснил, что является биологическим отцом истца ФИО3 ФИО3 родился у него c женой в браке, затем, когда он был ещё маленький, отец ушёл из семьи. Воспитанием сына никогда не занимался, алименты взысканы не были, самостоятельно свидетель их не платил. То, что умерла ФИО2 слышал, но значение не предал, сына не искал. От родительских прав сам не отказывался, прав не лишали, органы опеки и попечительства про сына ничего не выясняли. В настоящий момент живет с женщиной в Свердловской области.

    В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьёй 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 3 Правил формирования списка в Список в том числе включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013г. или после 1 января 2013г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в Список.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеют право на обеспечение жилым помещением, относятся лица, достигшие возраста 23 лет, имевшие статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не реализовавшие свое право на обеспечение жилым помещением до сроков, указанных в пункте 3 Правил формирования списка.

При этом необходимо отметить, что по общему правилу заявление о включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, подается законными представителями по достижении несовершеннолетними 14 лет.

Однако возможны иные случаи, когда в силу различных причин гражданами, достигшими возраста 23 лет и относившимися к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или их законными представителями не были поданы соответствующие заявления, в связи с чем подлежит выяснению вопрос о том, обращались ли указанные лица (их представители) с заявлениями о постановке их на учет на получение жилого помещения, причины, по которым данные лица не состояли на учете либо были сняты с такого учета, их жилищные условия и другие обстоятельства.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, исходя из установленных по делу обстоятельств и доказательств, представленных сторонами, руководствуясь положениями действующего законодательства, пришёл к правильному выводу о том, что ФИО3 не может быть отнесен к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, поскольку отец в отношении него не был лишён родительских прав, самостоятельно отказ от ребенка не писал, в учреждениях-интернате для указанной категории граждан, истец не проживал, на контроле в органах опеке и попечительства не состоял.

    С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на установленных обстоятельствах дела, полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательств и нормах материального права.

Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Таким образом, настоящий закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.

С 01.03.2005 введен в действие Жилищный кодекс РФ, согласно ч.1 ст.57 которого, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), абзацу четвертому ст.1 и п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой меры социальной поддержки.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу абзаца 5 ч. 3 ст. 8 данного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Законом Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 «О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», установлены категории граждан, нуждающиеся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, порядок их учета и предоставления им жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области, порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Согласно п. 1, 4 ст. 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги. По завершении пребывания ребёнка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, а именно, что отец истца родительских прав лишён не был, отказ от ребенка не писал, на контроле в органах опеки и попечительства ФИО3 не состоял, ранее он в установленном порядке с заявлением о включении его в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготной категории детей-сирот в орган опеки и попечительства не обращался, судебная коллегия приходит к выводу, что ФИО3 не относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и потому он не наделён правом на обеспечение его жилым помещением как лица, относящегося к данной категории лиц.

В связи с вышеизложенным, доводы жалобы о том, что с момента смерти матери в 2003 году ФИО3 не приобрёл своего постоянного места жительства, о невозможности трудоустроиться на официальную работу, об отсутствии постоянной (временной) регистрации, затруднительном материальном положении; проживании у пенсионера, который его приютил; не общении и не участии в его жизни отца; отклонятся судебной коллегией как необоснованные, поскольку не дают право истцу на отнесение его к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отсутствие фактического общения ФИО3 со своим отцом также не свидетельствует, что он является ребенком-сиротой.

Ссылки в жалобе на то, что Администрация города Тюмени была надлежащим образом извещена о месте и времени судебного заседания, однако представитель не явился в суд, что свидетельствует о нарушении норм процессуального права, подлежат отклонению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, о дате и времени рассмотрения дела судом первой инстанции ответчик был извещен (л.д. 44, 46), в материалы дела представлен отзыв Администрации города Тюмени на исковое заявление, согласно которого представитель ответчика просил рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 50-51), об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание по уважительной причине не просил, в то время как неявка представителя ответчика в судебное заседание в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению дела судом.

Таким образом, доводы жалобы истца о нарушении судом норм процессуального права, выразившееся в рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика Администрация г.Тюмени в судебном заседании, не могут служить основанием для отмены постановленного судом решения, поскольку как явка в судебное заседание лиц, участвующих в деле так и направление в суд письменных возражений/отзывов на иск, является правом лица, а не обязанностью.

Кроме того, ФИО3 не наделен правом представления интересов ответчика Администрации города Тюмени.

Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

    Оснований для отмены принятого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда г.Тюмени от 06 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО3 – без удовлетворения.

Председательствующий:        (подписи)

Судьи коллегии:                (подписи)

Мотивированное апелляционное определение составлено 23.10.2024 года.

Копия верна: судья Тюменского

                       областного суда                    А.В. Чеснокова

33-5472/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Логунов Дмитрий Юрьевич
Ответчики
Управление социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района
Правительство Тюменской области
ДСР ТО
Администрация г.Тюмени
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Чеснокова Анжелла Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.tum.sudrf.ru
01.10.2024Передача дела судье
21.10.2024Судебное заседание
30.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2024Передано в экспедицию
21.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее