Решение по делу № 2-767/2024 от 25.04.2024

Дело

-78

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 мая 2024 года                         г. Архангельск

Исакогорский районный суд г. Архангельска в составе

председательствующего судьи Олупкиной Д.В.,

при секретаре Баскаковой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Окуловой Н. В. к Федеральному казенному учреждению «29 финансово – экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части 77360-Й о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда, процентов,

установил:

Окулова Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением к филиалу федерального казенного учреждения «Объединённое стратегическое командование Северного флота» - «3 финансово-экономическая служба», войсковой части 77360-Й (далее - в/ч 77360-Й) о взыскании    задолженности по заработной плате в сумме 8094,84 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, компенсации морального вреда в размере 7 000 руб., процентов по ст.236 Трудового кодекса Российской Федерации (далее также ( ТК РФ) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1466,63 руб.,    почтовых расходов в размере 255,50 руб.

В обоснование указано, что Окулова Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ работает в войсковой части 77360-Й в должности сторожа команды сторожевой охраны. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работодателем выплачивалась заработная плата, без учета при расчете дополнительных стимулирующих выплат, предусмотренных приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в размере меньше минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

При подготовке дела к судебному разбирательству на основании ст. 150 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) к участию в деле в качестве соответчика привлечено федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (далее - ФКУ «ОСК Северного флота»).

На основании приказа Командующего Северного флота от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена запись о реорганизации в форме выделения федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота». В результате реорганизации все обязательства филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «3 финансово-экономической службы» переданы Федеральному казенному учреждению «29 финансово – экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФКУ «29 финансово – экономическая служба» МО РФ).

Определением Исакогорского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика ФКУ «ОСК Северного флота» на правопреемника - ФКУ «29 финансово – экономическая служба» МО РФ.

В судебное заседание истец Окулова Н.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

    Ответчик 77360-Й о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежаще, в суд своего представителя не направили, об отложении судебного разбирательства не просили.

Ответчик ФКУ «29 финансово – эконмическая служб» МО РФ, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направили, представив возражения, в которых просили отказать в удовлетворении исковых требований.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец с ДД.ММ.ГГГГ работает в войсковой части 77360-Й в должности сторожа команды сторожевой охраны.

Войсковая часть является структурной единицей Вооруженных Сил РФ и находится на финансовом обеспечении ФКУ «29 финансово – экономическая служба» МО РФ.

Истцу установлен оклад в размере 6 975 руб., с ДД.ММ.ГГГГ – 7 359 руб.

Истцу выплачивается должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации №545 от 18.09.2019 «О системе оплаты труда гражданского персонала работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», районный коэффициент и процентная надбавка в связи с работой в районах Крайнего Севера, а также дополнительное материальное стимулирование на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации».

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. При этом в силу статей 315-317 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, а возникающие вследствие этого расходы относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Из системного толкования указанных норм трудового законодательства следует, что районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должны начисляться (выплачиваться) к заработной плате, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 16.12.2019 № 40-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Г.П. Лукичова», согласно которой повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.

В соответствии с частью первой ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 01.01.2023 составляет 16 242 руб. в месяц.

При таких обстоятельствах заработная плата истца при полностью отработанной норме рабочего времени должна была составлять в январе-декабре 2023 года – не менее 16 242 руб. до начисления на нее районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера.

В случае, если норма рабочего времени была отработана не полностью, ее заработная плата не должна была быть меньше указанной суммы, определенной пропорционально времени, фактически отработанному в соответствующем месяце.

Из материалов дела следует, что в спорный период работодателем истцу выплачивалось дополнительное материальное стимулирование на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации».

С учетом данных выплат начисленные истцу суммы превышают минимальный размер оплаты труда (в том числе пропорционально фактически отработанному времени за не полностью отработанные месяцы).

В соответствии со ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу ст.349 ТК РФ на истцов, относящихся к гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, распространяется правовое регулирование, установленное нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

С 01.10.2019 система оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации установлена приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545, утвердившим размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, а также условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с п. 21 приложения № 2 («Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации») к данному приказу гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.

Вместе с тем, Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов» предусмотрено, что средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, исчисленные и сохраненные в соответствии с пунктами 4 и 5 Указа, остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов и могут использоваться ими на цели, предусмотренные пунктом 7 Указа, которым руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).

В соответствии с данным Указом приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 №1010 утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Согласно п.2 указанного Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается (п. 3 Порядка).

Из приведенных норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010, не является гарантированной выплатой, предусмотренной системой оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, и осуществляется только за счет средств, высвободившихся в результате сокращения численности личного состава, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах лимитов, доводимых на указанные цели Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год.

Поскольку дополнительное материальное стимулирование не относится к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, суммы выплаченного дополнительного материального стимулирования не учитываются при определении размера среднего заработка работника для оплаты отпусков и иных периодов, в течение которых за работником сохраняется средний заработок.

Кроме того, из анализа расчетных листков следует, что на суммы выплаченного дополнительного материального стимулирования не производится начисление районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера.

При таких обстоятельствах выплаченное дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010, не может учитываться при оценке соответствия размера заработной платы работника установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда.

Иной подход приведет, в частности, к тому, что средний заработок работника, определенный по правилам ст.139 ТК РФ, будет меньше минимального размера оплаты труда, что недопустимо, а заработная плата работника как вознаграждение за труд в значительной части окажется подмененной выплатами, имеющими иную правовую природу.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требование о взыскании невыплаченной заработной платы в размере разницы между фактически начисленной заработной платой без учета выплаченного дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 №1010, и установленным минимальным размером оплаты труда являются обоснованными.

Единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года предусмотрено пунктом 41 приложения № 2 («Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации») к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 №545, и является стимулирующей выплатой, предусмотренной системой оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Таким образом, единовременное денежное вознаграждение подлежит учету при определении соответствия фактического размера заработной платы работника минимальному размеру оплаты труда в Российской Федерации.

Установление дополнительного материального стимулирования заключается в выплате работникам денежных сумм сверх размера оклада и гарантированных выплат и направлена на усиление материальной заинтересованности, повышения ответственности и улучшения результатов труда работников.

Представленный стороной истца расчет требований недополученной заработной платы не является математически верным.

В связи с чем, с учетом представленного стороной ответчика расчетом недополученная заработная плата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 11 289, 50 руб.

Представленный расчет выполнен на основании табеля учета рабочего времени, исходя из установленного оклада, рассчитанного пропорционально, в том числе, по месяцам, отработанным не в полном объеме.

Суд полагает необходимым выйти за рамки требований в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, поскольку заявлен трудовой спор, работник является объективно слабой стороной в трудовом споре. Следовательно, в пользу истца подлежит взысканию заработная плата в размере 11 289, 50 руб.

Истцом также заявлено требование о взыскании компенсации морального вреда за незаконные действия по невыплате заработной плате в полном объеме.

В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

При определении размера компенсации морального вреда, причиненного истцу вследствие нарушения ответчиком трудовых прав истца, суд, принимая во внимание обстоятельства дела, соотношение степени нравственных страданий с последствиями нарушения трудовых прав, степень вины ответчика, приходит к выводу о взыскании компенсации морального вреда в сумме 5000 руб., что будет отвечать требованиям разумности и справедливости.

Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

В соответствии с п. 17 трудового договора работодатель обязан выплачивать заработную плату не реже, чем каждые полмесяца, за первую половину месяца – 5-го числа каждого месяца, за вторую половину месяца – 20-го числа каждого месяца.

Исходя из представленного контррасчета, истец имеет право на выплату компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Всего в пользу истца в счет процентов подлежит взысканию 2 103, 20 руб., исходя из следующего расчета.

Расчёт процентов по задолженности зарплаты за июль 2023

Задолженность

Период просрочки

Ставка

Доля ставки

Формула

Проценты

с

по

дней

2 500,00

06.08.2023

14.08.2023

9

8,50 %

1/150

2 500,00 * 9 * 1/150 * 8.5%

12,75 р.

2 500,00

15.08.2023

17.09.2023

34

12,00 %

1/150

2 500,00 * 34 * 1/150 * 12%

68,00 р.

2 500,00

18.09.2023

29.10.2023

42

13,00 %

1/150

2 500,00 * 42 * 1/150 * 13%

91,00 р.

2 500,00

30.10.2023

17.12.2023

49

15,00 %

1/150

2 500,00 * 49 * 1/150 * 15%

122,50 р.

2 500,00

18.12.2023

01.04.2024

106

16,00 %

1/150

2 500,00 * 106 * 1/150 * 16%

282,67 р.

Итого:

576,92 руб.

Расчёт процентов по задолженности зарплаты за август 2023

Задолженность

Период просрочки

Ставка

Доля ставки

Формула

Проценты

с

по

дней

2 500,00

06.09.2023

17.09.2023

12

12,00 %

1/150

2 500,00 * 12 * 1/150 * 12%

24,00 р.

2 500,00

18.09.2023

29.10.2023

42

13,00 %

1/150

2 500,00 * 42 * 1/150 * 13%

91,00 р.

2 500,00

30.10.2023

17.12.2023

49

15,00 %

1/150

2 500,00 * 49 * 1/150 * 15%

122,50 р.

2 500,00

18.12.2023

01.04.2024

106

16,00 %

1/150

2 500,00 * 106 * 1/150 * 16%

282,67 р.

Итого:

520,17 руб.

Расчёт процентов по задолженности зарплаты за сентябрь 2023

Задолженность

Период просрочки

Ставка

Доля ставки

Формула

Проценты

с

по

дней

2 500,00

06.10.2023

29.10.2023

24

13,00 %

1/150

2 500,00 * 24 * 1/150 * 13%

52,00 р.

2 500,00

30.10.2023

17.12.2023

49

15,00 %

1/150

2 500,00 * 49 * 1/150 * 15%

122,50 р.

2 500,00

18.12.2023

01.04.2024

106

16,00 %

1/150

2 500,00 * 106 * 1/150 * 16%

282,67 р.

Итого:

457,17 руб.

Расчёт процентов по задолженности зарплаты за октябрь 2023

Задолженность

Период просрочки

Ставка

Доля ставки

Формула

Проценты

с

по

дней

2 500,00

06.11.2023

17.12.2023

42

15,00 %

1/150

2 500,00 * 42 * 1/150 * 15%

105,00 р.

2 500,00

18.12.2023

01.04.2024

106

16,00 %

1/150

2 500,00 * 106 * 1/150 * 16%

282,67 р.

Итого:

387,67 руб.

Расчёт процентов по задолженности зарплаты за ноябрь 2023

Задолженность

Период просрочки

Ставка

Доля ставки

Формула

Проценты

с

по

дней

1 289,50

06.12.2023

17.12.2023

12

15,00 %

1/150

1 289,50 * 12 * 1/150 * 15%

15,47 р.

1 289,50

18.12.2023

01.04.2024

106

16,00 %

1/150

1 289,50 * 106 * 1/150 * 16%

145,80 р.

Итого:

161,27 руб.

Сумма процентов по всем задолженностям: 2 103,20 руб.

Истцом понесены почтовые расходы в размере 255,50 руб. за направление иска в суд и сторонам по делу, которые подлежат взысканию с ответчика в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Окуловой Н. В. к федеральному казенному учреждению «29 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части 77360-Й о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда, процентов удовлетворить.

Взыскать с войсковой части 77360-Й за счет средств федерального казенного учреждения «29 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Окуловой Н. В. (ИНН ) невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11 289,50 руб., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., проценты, рассчитанные по правилам статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2103,20 руб., почтовые расходы в размере 255,50 руб., всего взыскать 18 648 руб. 20 коп.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Исакогорский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий                             Д. В. Олупкина

2-767/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Окулова Надежда Владимировна
Ответчики
ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного Флота»- «3 финансово-экономическая служба»
Войсковая часть 77360-Л
ФКУ «29 финансово-экономическая служба» Министерства обороны РФ
Суд
Исакогорский районный суд г. Архангельск
Судья
Олупкина Дарья Владимировна
Дело на странице суда
sudis.arh.sudrf.ru
25.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.04.2024Передача материалов судье
26.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.05.2024Судебное заседание
31.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее