Дело № 2а-308/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 мая 2018 года с. Кош-Агач
Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Ватутиной А.А.,
при секретаре Малчанове Ч.-Б.Г.,
с участием помощника прокурора Кош-Агачского района Олчёновой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Кош-Агачского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Село Кош-Агач», сельской администрации Кокоринского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Казахского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Джазаторского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Курайского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Бельтирского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Ортолыкского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Ташантинского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Теленгит-Сортогойского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Тобелерского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Чаган-Узунского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации МО Мухор-Тархатинского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения санитарных правил и норм,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кош-Агачского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Село Кош-Агач», сельской администрации Кокоринского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Казахского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Джазаторского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Курайского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Бельтирского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Ортолыкского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Ташантинского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Теленгит-Сортогойского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Тобелерского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Чаган-Узунского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации МО Мухор-Тархатинского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, мотивируя тем, что в результате проверки соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле администрациями муниципальных образований Кош-Агачского района выявлены нарушения. В адрес глав администраций сельских поселений прокурором района вынесены представления об устранении выявленных нарушений, на сегодняшний день нарушения не устранены, в связи с чем прокурор Кош-Агачского района просит признать бездействия сельских поселений незаконным и возложить обязанность устранить нарушения санитарных правил и норм в срок до 01.10.2018 г.
В судебном заседании помощник прокурора Олчёнова И.В. настаивала на удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание административные ответчики не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, требования прокурора признали.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ч.1 ст.1 Закона Республики Алтай от 07.07.2015 г.№32-РЗ (ред. от 09.06.2017) «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Алтай» к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
На основании части 2 статьи 18 указанного закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
На основании части 1 статьи 18 указанного закона общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями статьи 8, части 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьями 3 и 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 года № 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», распространяющиеся на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
Согласно пункту 1.1. СанПиН 2.1.2882-11, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
В соответствии с п. 2.7 1.1. СанПиН 2.1.2882-11, устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: - наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; - систему дренажа; - обваловку территории; - характер и площадь зеленых насаждений; - организацию подъездных путей и автостоянок; - планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; - разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); - канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.
В силу пункта 6.6 СанПиН 2.1.2882-11, на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
В соответствии с требованиями пункта 6.7 СанПиН 2.1.2882-11, площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Из материалов дела следует, что основанием для обращения в суд явились результаты проведенной прокуратурой Кош-Агачского района Республики Алтай проверки исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства в части содержания мест захоронения.
В ходе проверки установлено, что на территории сельских поселений Кош-Агачского района с. Кош-Агач, с. Тобелер, с. Теленгит-Сортогой, с. Ташанта, с. Кокоря, с.Новый Бельтир и Бельтир, с. Беляши и Аркыт, с.Курай, с.Чаган-Узун, с.Жана-Аул, с.Мухор-Тархата территория кладбищ на функциональные зоны не разделена, не обеспечена организация автостоянок, не обеспечено благоустройство территории кладбищ, находящихся в ведении органов местного самоуправления, что послужило основанием для внесения в адрес сельских поселений представления об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в части содержания мест захоронения (л.д. 7-9).
Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, являющиеся вопросами местного значения сельского поселения, с учетом п.п. 22 ч. 1 ст. 4 Устава (л.д. 12-16) отнесены к полномочиям сельского поселения.
Прокуратурой района в адрес глав администраций сельских поселений вносились представления об устранении вышеизложенных нарушений, однако до настоящего времени нарушения не устранены.
Учитывая вышеназванные положения закона и подзаконных нормативных правовых актов, суд приходит к выводу о том, что администрациями сельских поселений Кош-Агачского района осуществляются полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории поселения, однако содержание указанных кладбищ не отвечает санитарным требованиям, указанным в пунктах 6.4, 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11, что является основанием к удовлетворению заявленных прокурором требований и возложении на административного ответчика обязанности устранить вышеназванные нарушения перечисленных требований СанПиН 2.1.2882-11, которые ущемляют конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
В связи с тем, что осуществление полномочий по решению вопросов местного значения является обязанностью органов местного самоуправления, и создание такой специализированной службы носит исполнительно-распорядительный характер, обращение прокурора Кош-Агачского района, в порядке ст. 39 КАС РФ, в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Село Кош-Агач», сельской администрации Кокоринского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Казахского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Джазаторского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Курайского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Бельтирского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Ортолыкского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Ташантинского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Теленгит-Сортогойского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Тобелерского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Чаган-Узунского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации МО Мухор-Тархатинского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения санитарных правил и норм, суд признает правомерным и исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Решая вопрос о сроке устранения допущенных нарушений, суд, принимая во внимание необходимость понесения расходов, а также оценивая срок, предлагаемый административным истцом, считая разумным создание условий позволяющих сохранить возможность исполнения решения суда, не делая данного обстоятельства невозможным, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда до 01.10.2018, полагая его достаточным обоснованным и для устранения нарушения законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Кош-Агачского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «Село Кош-Агач», сельской администрации Кокоринского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Казахского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Джазаторского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Курайского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Бельтирского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Ортолыкского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Ташантинского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Теленгит-Сортогойского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Тобелерского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации Чаган-Узунского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельской администрации МО Мухор-Тархатинского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай по устранению нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучия населения.
Обязать администрацию МО «Село Кош-Агач», сельскую администрацию Кокоринского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельскую администрацию Курайского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельскую администрацию Чаган-Узунского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельскую администрацию МО Мухор-Тархатинского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, в срок до 01.10.2018 года устранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» при осуществлении полномочий по содержанию кладбища, а именно: разделить территорию кладбищ на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища), обеспечить благоустройство территорий, организовать стоянку автотранспорта, установить урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, с ограждением и твердым покрытием.
Обязать сельскую администрацию Казахского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельскую администрацию Ортолыкского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельскую администрацию Теленгит-Сортогойского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, сельскую администрацию Тобелерского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, в срок до 01.10.2018 года устранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» при осуществлении полномочий по содержанию кладбища, а именно: разделить территорию кладбищ на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища), обеспечить благоустройство территорий, обеспечить общественными туалетами выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, организовать стоянку автотранспорта, установить урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, с ограждением и твердым покрытием.
Обязать сельскую администрацию Ташантинского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай в срок до 01.10.2018 года устранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» при осуществлении полномочий по содержанию кладбища, а именно: разделить территорию кладбищ на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища), обеспечить благоустройство территории, организовать стоянку автотранспорта, оборудовать площадки для мусоросборников ограждением и твердым покрытием.
Обязать сельскую администрацию Джазаторского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, в срок до 01.10.2018 года устранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» при осуществлении полномочий по содержанию кладбищ в селах Беляши и Аркыт Кош-Агачского района Республики Алтай, а именно: разделить территорию кладбищ на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища), организовать стоянку автотранспорта, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, с ограждением и твердым покрытием, а также на кладбище с. Аркыт обеспечить общественным туалетом выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
Обязать сельскую администрацию Бельтирского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, в срок до 01.10.2018 года устранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» при осуществлении полномочий по содержанию кладбищ в с. Новый Бельтир и Бельтир Кош-Агачского района Республики Алтай, а именно: разделить территорию кладбищ на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища), обеспечить благоустройство территорий, организовать стоянку автотранспорта, установить урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, с ограждением и твердым покрытием, а также кладбище в с. Бельтир обеспечить общественными туалетами выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил,
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.
Судья А.А. Ватутина
Мотивированное решение изготовлено 08.05.2018