11RS0004-01-2021-002948-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми
в составе судьи Баталова Р.Г.,
при секретаре судебного заседания Кораблёвой Е.В.,
с участием истца Каневой Ю.А.,
представителя ответчика – председателя ГСК «Данька-Ель» Мефодьева А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Печоре 26 января 2022 года гражданское дело №2-147/2022 по исковому заявлению Каневой Юлии Александровны к гаражно-строительному кооперативу «Данька-Ель» о признании общего собрания недействительным, возложении обязанности восстановить электроснабжение гаражного бокса,
установил:
Канева Ю.А. обратилась в Печорский городской суд с иском к гаражно-строительному кооперативу «Данька-Ель» о признании решений, принятых на общем отчетном собрании ГСК «Данька-Ель» от 12 июня 2021 года и оформленные протоколом общего отчетного собрания ГСК «Данька-Ель» от 12 июня 2021 года №1, недействительными. Так же просила признать незаконными действия председателя ГСК «Данька-Ель» по отключению электроэнергии в гаражных боксах под номерами №... по ряду №... и №... по ряду №..., расположенных в ГСК «Данька-Ель» и принадлежащих истцу; возложить на ГСК «Данька-Ель» обязанность восстановить электроснабжение в указанных гаражных боксах. В обоснование требований, указав, что является собственником указанных выше гаражных боксов и членом ГСК «Данька-Ель». Из-за межличностного конфликта по поводу оплаты электрической энергии председатель ГСК МАН 29.05.2021 произвел отключение от электрической энергии гаражных боксов, принадлежащих истцу. 12.06.2021 общим собранием членов ГСК «Данька-Ель» было принято решение об отключении от электроэнергии гаражных боксов истца из-за якобы задолженности по оплате за электрическую энергию. Решения, принятые общим собранием членов ГСК «Данька-Ель» являются недействительными в силу ст.181.5 ГК РФ, поскольку отсутствовал кворум членов ГСК.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено - АО «Коми энергосбытовая компания».
В ходе судебного разбирательства истец уточнила исковые требования, просила признать незаконным решение общего отчетного собрания ГСК «Данька-Ель» от 12.06.2021 в части отключения от электросети гаража Каневой Ю.А. Отказалась от исковых требований к ответчику о признании незаконными действий председателя ГСК «Данька-Ель» по отключению электроэнергии в гаражных боксах под номерами №... по ряду №... и №... по ряду №..., расположенных в ГСК «Данька-Ель» и принадлежащих истцу; возложении на ГСК «Данька-Ель» обязанность восстановить электроснабжение в указанных гаражных боксах. Определением суда от 26.01.2022 производство по делу в указанной части исковых требований прекращено.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика исковые требования не признал.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, просил дело рассмотреть без его участия.
Суд с учетом требований ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело без участия третьего лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ) сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов.
Пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ установлено, что Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.
Абзацем 2 подпункта "б" пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 предусмотрена возможность ограничения режима потребления за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).
В силу подп. "а" п. 4 Правил ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), - в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и четвертом подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил.
Из материалов дела следует, что Канева Ю.А. является собственником гаражных боксов, расположенных по адресу: **********
Истец является членом ГСК «Данька-Ель».
На основании договора энергоснабжения от 01 апреля 2009 года №256 гарантирующим поставщиком, осуществляющим подачу электрической энергии в ГСК «Данька-Ель» является АО «Коми энергосбытовая компания».
Таким образом, в силу положений ст. 546 ГК Российской Федерации именно АО «Коми энергосбытовпая компания» принадлежит право прекращения и отключения электроэнергии потребителю, как энергоснабжающей организации, осуществляющей подачу электрической энергии в ГСК «Данька-Ель».
06 мая 2021 года комиссией членов ГСК «Данька-Ель» в присутствии собственника гаража №... Каневой Ю.А. составлен акт об отсутствии прибора электрической энергии в нежилом помещении.
12 мая 2021 года председатель ГСК «Данька-Ель» МАН произвел отключение энергоснабжения в гаражных боксах, принадлежащих истцу.
В соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе из решений собраний в случаях, предусмотренных законом.
Решение собрания может служить основанием возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей в случаях, предусмотренных законом в соответствии с п. 2 ст. 181.1 ГК РФ.
Пунктом 2 ст. 123.2 ГК РФ установлено, что устав потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.
12.06.2021 общим собранием членов ГСК «Данька-Ель» было принято решение об отключении от электроэнергии гаражного бокса Каневой Ю.А. за незаконное потребление электроэнергии. Указанное решение оформлено протоколом №1 общего отчетного собрания ГСК «Данька-Ель» (4 пункт повестки дня). На указанном заседании принимали участие 7 членов гаражно-строительного кооператива.
Согласно п.2.1 Устава ГСК «Данька-Ель» от 17.10.2005 (далее Устав), кооператив создан с целью обеспечения членов кооператива индивидуальными гаражами путем строительства и дальнейшей их эксплуатации на собственные средства членов кооператива.
Пунктом 5.2.9 Устава предусмотрено, что за неуплату за месяц и более за потребленную электроэнергию и теплоэнергию по решению правления неплательщика отключают от электро – и теплоснабжения.
При задолженности три месяца и более или при отказе платить взносы за потребленную электроэнергию и теплоэнергию, а также за систематическое загрязнение территории ГСК, виновному правлением может быть сделано предложение выйти из кооператива, продать гараж, либо передать владение гаражом другому лицу. К нарушителю могут быть применены административные меры воздействия, а также судебное преследование (п.5.9.3 Устава).
Такой ответственности как отключение члена ГСК от электроснабжения за отсутствие в гаражном боксе прибора учета электрической энергии, положениями устава ГСК «Данька-Ель» не предусмотрено.
Поскольку законом, уставом ГСК «Данька-Ель» не предусмотрено ответственности за отсутствие у члена ГСК в гаражном боксе прибора учета электрической энергии, суд приходит выводу о том, что оспариваемое решение общего собрания членов ГСК является недействительным, поскольку в полномочия общего собрания не входит принятие решений о прекращении подачи электроэнергии членам кооператива по мотиву отсутствия прибора учета в гаражном боксе.
Кроме того, заслуживает внимание довод истца об отсутствии кворума на общем собрании при принятии решения.
В силу положений п. 1 ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Согласно ст. 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно, в случае, если оно: принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; принято при отсутствии необходимого кворума; принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; противоречит основам правопорядка или нравственности.
Из представленного ответчиком списка членов ГСК «Данька-Ель» следует, что в нем состоит 52 человека, следовательно, кворум имеется при участии в собрании 26 членов ГСК.
На собрании приняло участие 7 членов ГСК, что свидетельствует об отсутствии кворума (менее 26 человек).
С учетом установленных обстоятельств дела, а также вышеприведенных норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца, поскольку отсутствие кворума, а также принятие решения в отсутствие на то полномочий, является безусловным основанием для признания принятого на общем собрании решения в отношении Каневой Ю.А. недействительным и не имеющим юридической силы.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца следует взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Каневой Юлии Александровны удовлетворить.
Признать недействительным решение общего отчетного собрания членов ГСК «Данька-Ель» в части отключения от электросети гаража Каневой Ю.А. от 12 июня 2021 года, оформленное протоколом общего отчетного собрания членов ГСК «Данька-Ель» от 12 июня 2021 года №1.
Взыскать с ГСК «Данька-Ель» в пользу Каневой Юлии Александровны расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья - Р.Г. Баталов
Мотивированное решение составлено 29.01.2020.