Решение по делу № 2-272/2022 (2-2319/2021;) от 17.11.2021

УИД: 91RS0009-01-2021-004698-17

Дело № 2-272/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июня 2022 года                            г. Евпатория

Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Лантратовой А.И.

при секретаре судебного заседания Хайбердыевой Л.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Науменко Татьяны Алексеевны к Администрации г. Евпатории Республики Крым, третьи лица Науменко Виталий Юрьевич, Науменко Алексей Юрьевич, Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Евпатории Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственное автономное учреждение «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Науменко Т.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г. Евпатории Республики Крым, третьи лица Науменко Виталий Юрьевич, Науменко Алексей Юрьевич, Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Евпатории Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственное автономное учреждение «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» об обязании совершить определенные действия.

Требования мотивированы тем, что истец НауменкоТ.А. проживает в жилом доме по адресу: <адрес> 1978 года после того, как вышла замуж за ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживавшего в доме по указанному адресу вместе со своими родителями. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 скончался. В доме по <адрес> осталась проживать Науменко Т.А. с двумя сыновьями - Науменко Виталием Юрьевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Науменко Алексеем Юрьевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В ходе сбора документов для получения свидетельства о праве на наследство по закону стало известно, что, несмотря на регистрацию места жительства по адресу: <адрес> и оформление домовой книги с соответствующей регистрацией в органах МВД, документы на объекты недвижимого имущества по данному адресу не оформлены должным образом.

Согласно письму Администрации г. Евпатории от 06 октября 2020 года № Н-4/3687/2 в муниципальном Реестре нет сведений об объекте недвижимого имущества, расположенном по адресу: <адрес>.

Как указано в письме Департамента имущественных и земельных отношений г. Евпатории от 08 августа 2019 года № 1463/07 в реестре муниципальной собственности городской округ Евпатория Республики Крым нет сведений о принадлежности земельного участка и его правообладателях по адресу: <адрес>. Все земли в пределах населенных пунктов, кроме земельных участков, частной и государственной собственности, являются муниципальной собственностью.

Согласно письму Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 23 ноября 2020 года № Н-4/3148/2 основания учитывать жилое помещение по <адрес> государственной собственностью Республики Крым отсутствуют.

В соответствии с письмом Государственного автономного учреждения «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» от 03ноября 2020 года № 01-17/4881/1 объекты (имущество) закрепляются за Учреждением в соответствии с распоряжением Совета Министров Республики Крым. В настоящее время жилой дом по <адрес> за Учреждением не закреплен, в связи с чем, информацией по имуществу учреждение не располагает.

Истец указывает, что в течение длительного времени они не могут оформить никаких документов на жилое помещение, в котором их семья поживает с конца сороковых годов 20 века. Не будучи правообладателями имущества и не имея на руках документов о выделении данного жилого помещения, они не могут оформить документы технической инвентаризации, так как в БТИ у них не принимают заказы.

Обращает внимание на то, что, несмотря на отсутствие документов технической инвентаризации по жилому дому и хозяйственно-бытовым строениям домовладения, они на основании согласованных проектов пользуются услугами водоснабжения и водоотведения, электроснабжения, газоснабжения. До 2014 года они регулярно уплачивали земельный налог в налоговую инспекцию г. Евпатории. Данные обстоятельства подтверждаются документами на подключение к коммунальным сетям, заключенными договорами на пользование коммунальными услугами, оплатой коммунальных услуг. Сыновья истца состоят на воинском учете по адресу своей регистрации - <адрес>.

Из схематического плана усадебного участка № 20/1/18 по <адрес>, усматривается, что находящееся в пользовании истца домовладение представляет собой часть когда-то общего домовладения. Однако по отметкам в схематическом плане видно, что часть домовладения выделилась в отдельный инвентарный объект, с присвоением адреса: <адрес>. Выход на занимаемую часть домовладения осуществляется с <адрес>, она отделена от остальной части домовладения забором и глухой стеной жилого дома лит. «В» домовладения по <адрес>.

В материалах инвентарных дел на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресам: <адрес> и <адрес>, сведения об изменении адреса домовладения по <адрес> в <адрес> не значатся. В архиве филиала инвентарное дело на объект недвижимого имущества по <адрес> отсутствует.

Как указывает истец Науменко Т.А., отсутствие надлежащим образом оформленных правоустанавливающих документов на занимаемое жилье не позволяет идентифицировать его и ввести в гражданский оборот. Несмотря на длительный, постоянный и добросовестный характер владения недвижимым имуществом по <адрес>, отсутствие документов на объекты недвижимого имущества не позволяет зарегистрировать право на него, не позволяет распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Обращения в органы, уполномоченные управлять недвижимым имуществом, не привели к желаемому результату. В связи с этим, она была вынуждена обратиться в суд с данным исковым заявлением.

Исходя из полномочий, предоставленных Администрации города Евпатории Республики Крым, истец считает, что в реестр собственности муниципального образования городской округ Евпатория могут быть внесены объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес>, а также могут быть приняты меры по управлению данным имуществом с тем, чтобы оно было введено в гражданский оборот. Также, Науменко Т.А. полагает, что полномочия администрации г. Евпатории позволяют надлежащим образом оформить документы на пользование данным имуществом лицами, которые проживают в доме более 50 лет.

На основании заявления истца кадастровым инженером ИП ФИО10 подготовлены технические планы зданий, расположенных по адресу: <адрес>. Без передачи указанных строений в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым невозможно решение вопроса приватизации или иного оформления права владения и пользования недвижимым имуществом, что нарушает жилищные права истца и её детей, регистрация места жительства которых проведена по указанному адресу.

Таким образом, Науменко Т.А. просит обязать администрацию города Евпатории Республики Крым принять в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества по адресу: <адрес>: жилой дом площадью 64,4 кв.м., летнюю кухню, площадью 11,6 кв.м., кухню площадью 12,2 кв.м., сарай площадью 7,1 кв.м.

Истец Науменко Т.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, причины неявки суду не сообщила. От представителя истца ФИО11 поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие стороны истца, в котором также указано, что истец поддерживает исковые требования с учётом заключения судебной строительно-технической экспертизы, определившей состав и площадь объектов недвижимого имущества по адресу: <адрес>.

От представителя ответчика администрации города Евпатории Республики Крым Кобяковой Л.Б. поступило заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, согласно которому ответчик не возражает против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Евпатории Республики Крым Аллагулова Л.И. направила в адрес суда заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, согласно которому также просит удовлетворить исковое заявление.

Представитель третьего лица «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» ФИО14 просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Третьи лица Науменко В.Ю., Науменко А.Ю. в судебное заседание не явились, причины неявки суду не сообщили, с какими-либо заявлениями в адрес суда не обращались.

Изучив материалы дела, суд считает исковые требования Науменко Татьяны Алексеевны подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В силу ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В соответствии с положениями ст. 212 Гражданского кодекса РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

На основании положений ч. 1, ч. 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Согласно ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, учет муниципального жилищного фонда.

Как следует из ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения в области жилищных отношений относятся:

владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;

утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее также - приведение в соответствие с установленными требованиями), решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;

присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре;

принятие решений и проведение на территории поселения мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, направление сведений о правообладателях данных объектов недвижимости для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.

Из материалов дела установлено следующее:

Согласно свидетельству о заключении брака ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ заключили брак, после заключения брака жене присвоена фамилия Науменко (Т. 1, л.д. 26).

Свидетельствами о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Науменко Алексей Юрьевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Науменко Виталий Юрьевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются детьми ФИО5 и Науменко Татьяны Алексеевны (Т. 1, л.д. 27, 28).

03 ноября 1973 года ФИО5 Евпаторийским городским военным комиссариатом Крымской области выдан военный билет НО , в котором указано, что в состав его семьи входят: отец ФИО7 (сведения о котором в последствии зачёркнуты), мать ФИО8, жена Науменко Татьяна Алексеевна, сын Виталий; адрес семьи: <адрес> (Т. 1, л.д. 23). Аналогичные сведения относительно адреса проживания семьи указаны и в военном билете Науменко Виталия Юрьевича от ДД.ММ.ГГГГ (Т. 1, л.д. 24).

Как следует из адресной книги по <адрес> ФИО7 прописан с 1951 года (Т. 1, л.д. 32-36).

ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ снят с регистрационного учёта по месту жительства по адресу: <адрес>, в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается адресной справкой от ДД.ММ.ГГГГ (Т. 1, л.д. 22).

На момент смерти ФИО5 по адресу: <адрес> были зарегистрированы Науменко Татьяна Алексеевна, Науменко Виталий Юрьевич и Науменко Алексей Юрьевич (Т. 1, л.д. 21).

В соответствии со справкой нотариуса Евпаторийского городского нотариального округа ФИО15 от 19 декабря 2019 года Науменко Татьяна Алексеевна является одним из наследников к имуществу умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, зарегистрированного на момент смерти по адресу: <адрес> (Т. 1, л.д. 20).

Согласно паспортным данным Науменко Татьяна Алексеевна зарегистрирована по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, Науменко Алексей Юрьевич –ДД.ММ.ГГГГ, Науменко Виталий Юрьевич –ДД.ММ.ГГГГ (Т. 1, л.д. 29, 30, 31).

Потребителем коммунальных услуг, включая вывоз ТКО, холодное водоснабжение и водоотведение, услуги связи, газоснабжение и электроснабжение, по адресу: <адрес> является Науменко Т.А., на которую открыты соответствующие лицевые счета, что подтверждается квитанциями-счетами, договорами и расчетными (абонентскими) книжками (Т. 1, л.д. 42, 43, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51). Также 19 ноября 2012 года Науменко Т.А. со страховой компанией ЕФ ЧАО «СК «Юпитер-М» был заключен договор № 302972 страхования имущества – жилого дома со всеми строениями по адресу: <адрес> (Т. 1, л.д. 44).

Таким образом, судом установлено, что истец Науменко Т.А. на протяжении длительного времени, более сорока лет, проживает по адресу: <адрес>. В настоящее время по указанному адресу также зарегистрированы и проживают её дети: Науменко В.Ю. и Науменко А.Ю. Данное жильё находится во владении и пользовании Науменко Т.А., Науменко В.Ю и Науменко А.Ю., которые были вселены туда как члены семьи ФИО5, отец которого прописан по данному адресу с 1951 года.

В соответствии со ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права); результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Согласно ч. 1 ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.

На основании ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Как указывает истец Науменко Т.А., какие-либо документы технической инвентаризации на жилой дом и бытовые строения по адресу: <адрес> отсутствуют, равно как и документы, подтверждающие их права на него. При этом данный объект недвижимости не учтён ни как государственная собственность, ни как муниципальная собственность.

Так, в соответствии с ответом филиала ГУП РК «Крым БТИ» от 20 декабря 2019 года на основании учётных данных архива по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> регистрация прав собственности за ФИО5 отсутствует; в архиве предприятия инвентарное дело на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, не значится (Т. 1, л.д. 131).

Согласно письмам Администрации г. Евпатории от 06 октября 2020 года № Н-4/3687/2, 20 апреля 2021 года № Н-4/1057/2 в Реестре муниципального имущества муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым нет сведений об объекте недвижимого имущества, расположенном по адресу: <адрес> (Т. 1, л.д. 125, 126-127).

В письме Департамента имущественных и земельных отношений г. Евпатории от 08 августа 2019 года № 1463/07 указано, что в реестре муниципальной собственности городской округ Евпатория Республики Крым нет сведений о принадлежности земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и его правообладателях (Т. 1, л.д. 129).

Как следует из письма Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 23 ноября 2020 года № Н-4/3148/2, основания учитывать жилое помещение по <адрес> в <адрес> государственной собственностью Республики Крым отсутствуют (Т. 1, л.д. 128). За государственным автономным учреждением «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» объект недвижимого имущества по адресу: <адрес> не закреплён, на что указано в письме от 03 ноября 2020 года № 01-17/4881/1 (Т. 1, л.д. 132).

Таким образом, данных о зарегистрированных правах на жилое помещение и надворные строения, расположенные по адресу: <адрес>, не имеется, указанный объект не поставлен на кадастровый учет, в Едином государственном реестре недвижимости сведения в отношении него отсутствуют, каких-либо иных идентифицирующих данных по нему не имеется.

В соответствии с положениями ч. 1 – ч. 3 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

На обращение Науменко Т.А. по вопросу признания бесхозяйной недвижимой вещью объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, администрация города Евпатории Республики Крым дала ответ от 20 апреля 2021 года № Н-4/1057/2, в соответствии с которым при наличии прописанных и проживающих лиц в жилом доме, данный объект недвижимости не может быть признан бесхозяйной недвижимой вещью; отсутствие государственной регистрации права само по себе не может являться основанием для признания объекта бесхозяйным (л.д. 126-127).

Согласно п. 6 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, установленных Приказом Минэкономразвития России от 30 августа 2011 года № 424, внесение в реестр сведений об объектах учета и записей об изменении сведений о них осуществляется на основе письменного заявления правообладателя недвижимого и (или) движимого имущества. Заявление с приложением заверенных копий документов предоставляется в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра, в 2-недельный срок с момента возникновения, изменения или прекращения права на объекты учета (изменения сведений об объектах учета).

Как следует из ответа администрации города Евпатории Республики Крым от 06 октября 2020 года № Н-4/3687/2 на обращение Науменко Т.А., основания для заключения договора социального найма и приватизации муниципального жилищного фонда отсутствуют, поскольку в муниципальном Реестре нет сведений об объекте недвижимого имущества, расположенном по адресу: <адрес> (л.д. 125).

Также материалами дела подтверждается, что Науменко Т.А. обращалась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым по вопросу включения в Реестр муниципальной собственности города Евпатории жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, однако ей было отказано, поскольку не представлены документы, подтверждающие принадлежность указанного объекта к государственной собственности Украины, в связи с чем, основания учитывать данной жилое помещение государственной собственности Республики Крым отсутствуют (л.д. 128).

Согласно письму Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым от 08 августа 2019 года № 1463/07 в Реестре муниципальной собственности нет сведений о принадлежности земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и его правообладателях, в учётных делах департамента договор аренды земельного участка не числится (л.д. 129).

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что истец лишен возможность оформить надлежащим образом свои права на жилое помещение, находящееся в его владении и пользовании, истцом исчерпаны все возможные способы защиты своих прав во внесудебном порядке.

С целью определения соответствие спорных объектов требованиям строительных, градостроительных норм и правил и установления их технических характеристик по делу была проведена судебная строительно-техническая экспертиза, выводы которой изложены заключении № 89 от 29 апреля 2022 года (Т. 2, л.д. 2-37). При подготовке заключения экспертом были учтены данные схематического плана земельного участка <адрес>, в составе которого находится домовладение <адрес> (л.д. 37), а также сведения, содержащиеся в Технических планах от 01 июня 2021 года зданий, расположенных в кадастровой квартале 90618:010135 по адресу: <адрес> (Т. 1, л.д. 52-69, 70-88, 89-106, 107-124).

В соответствии с заключением судебной строительно-технической экспертизы № 89 от 29 апреля 2022 года в результате натурного осмотра и выполненных натурных замеров установлены параметры исследованных объектов, расположенных по адресу: Республики Крым, <адрес>: жилой дом литер «Ж-Ж1» общей площадью 57,5 кв.м, в т.ч. жилой 50,0 кв.м; литер «Уб» - уборная, общей площадью 2,3 кв.м; литер «Е» - сарай, общей площадью 4,8 кв.м; литер «3» - кухня, общей площадью 12,16 кв.м; летняя кухня, общей площадью -11,57 кв.м. Жилой дом литер «Ж-Ж1» - отдельно стоящее 1-этажное здание, 1956 года постройки, располагает необходимым составом помещений и внутридомовых жизнеобеспечивающих инженерных систем, оснащенных индивидуальными приборами контроля потребления коммунальных услуг. Придомовая территория имеет ограждение и имеет отдельные выход на территорию общего пользования <адрес>, расположенные по адресу: <адрес>, соответствуют строительным, градостроительным, санитарным, пожарным нормам и правилам, допускается их дальнейшая эксплуатация. Угрозу жизни и здоровью граждан сохранение и использование дома качестве жилого здания с хозяйственными постройками по <адрес> Республики Крым не представляет. Эксплуатация жилого дома по <адрес> <адрес> без угрозы жизни и здоровью людей возможна.

Не доверять данному заключению судебной строительно-технической экспертизы у суда оснований не имеется, поскольку оно отвечает принципам относимости и допустимости, не противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам, выводы эксперта мотивированы, носят последовательный и обоснованный характер.

В силу ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; осуществление муниципального жилищного контроля; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, данным кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ.

Согласно п. 1 приложения № 3 к постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» к муниципальной собственности отнесены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность (п. 2 постановления № 3020-1).

Согласно п. 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 июня 1997 года № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий» объекты, указанные в приложении № 3 к постановлению № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.

В соответствии со ст. ст. 14, 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится организация содержания муниципального жилого фонда.

В собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ).

Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В соответствии с ч. 11 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

В федеральной собственности может находиться только: имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией РФ, а также нормативными правовыми актами РФ, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства РФ к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти; имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов РФ в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ, в соответствии с перечнем, утв. Президентом РФ по представлению Правительства РФ; имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.

Таким образом, основанием передачи имущества является недопустимость нахождения имущества в федеральной собственности, а разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления является одним из таких оснований.

Закон № 122-ФЗ, установив порядок передачи федеральной собственности в муниципальную собственность, не отменил обязанность муниципальных образований принять в свою собственность из федеральной собственности имущество, которое не может находиться в федеральной собственности.

Из материалов дела следует, что спорные объекты недвижимого имущества находятся в границах муниципального образования «городской округ Евпатория Республики Крым» и не относятся ни к одной из указанных в п. 11 ст. 154 Закона № 122-ФЗ категорий имущества, которое может находиться в федеральной собственности, поскольку в силу прямого указания постановления № 3020-1 и Закона № 131-ФЗ относятся к жилищному фонду социального использования, предназначенному для решения вопросов местного значения и подлежащего безвозмездной передаче в муниципальную собственность. Следовательно, жилые помещения подлежат передаче в муниципальную собственность.

В соответствии с Уставом муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, принятым решением Евпаторийского городского совета Республики Крым от 07 ноября 2014 года № 1-4/14, администрация города Евпатории осуществляет владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, в порядке, установленном городским советом. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статья 66 Устава).

Правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества установлены Приказом Минэкономразвития России от 30 августа 2011 года № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества». Согласно п. 2 данных Правил объектами учета в реестрах являются, в том числе находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).

Таким образом, анализируя вышеизложенное, исследовав обстоятельства дела, проверив их доказательствами, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из принципов разумности и справедливости, с учётом заключения судебной строительно-технической экспертизы № 89 от 29 апреля 2022 года, а также принимая во внимание позицию ответчика, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Науменко Татьяны Алексеевны к Администрации г. Евпатории Республики Крым, третьи лица Науменко Виталий Юрьевич, Науменко Алексей Юрьевич, Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Евпатории Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственное автономное учреждение «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» об обязании совершить определенные действия.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 209, 320, 321 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Науменко Татьяны Алексеевны к Администрации г. Евпатории Республики Крым, третьи лица Науменко Виталий Юрьевич, Науменко Алексей Юрьевич, Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Евпатории Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственное автономное учреждение «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым» об обязании совершить определенные действия - удовлетворить.

Обязать администрацию города Евпатории Республики Крым принять в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества, расположенные в кадастровой квартале по адресу: <адрес>: жилой дом общей площадью 57,5 кв.м, в том числе жилой площадью 50,0 кв.м; уборную, общей площадью 2,3 кв.м; сарай, общей площадью 4,8 кв.м; кухню, общей площадью 12,16 кв.м; летнюю кухню, общей площадью 11,57 кв.м.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым в течение месяца.

Судья                                А.И. Лантратова

2-272/2022 (2-2319/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Науменко Татьяна Алексеевна
Ответчики
Администрация г.Евпатория
Другие
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Науменко Виталий Юрьевич
Государственное Автономное Учреждение "Распорядительная дирекция имущества РК"
Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Евпатория
Науменко Алексей Юрьевич
Суд
Евпаторийский городской суд Республики Крым
Судья
Лантратова Антонина Ивановна
Дело на странице суда
evpatoriya.krm.sudrf.ru
17.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.11.2021Передача материалов судье
17.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.12.2021Предварительное судебное заседание
21.12.2021Судебное заседание
08.06.2022Производство по делу возобновлено
22.06.2022Судебное заседание
22.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее