89RS0012-012022-000460-28

                                                                                                                             гражд. дело № 2-315/2022

                                                                                                                             Судья О.А.Евдокимова

                                                                                                                             апел. дело № 33-594/2023

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Салехард                                                                                    02 марта 2023 года               

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Кайгородовой И.В.

судей коллегии: Козловой М.В., Байкиной С.В.

при ведении протокола помощником судьи Першиной Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика - Администрации Тазовского района Азарова Максима Васильевича на решение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07 декабря 2022 года, которым постановлено:

Обязать Администрацию Тазовского района (ОГРН 1058900661192, ИНН 8910003576), управление по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский Администрации Тазовского района (ОГРН 1208900003685, ИНН 8904090838) оборудовать на территории поселка Тазовский место для складирования снега площадкой с водонепроницаемым покрытием и обвалованием сплошным земляным валом в соответствии с требованиями закона.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Козловой М.В., пояснения прокурора Писаревой О.В., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Тазовского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Тазовского района о возложении обязанности оборудовать на территории п. Тазовский место для складирования снега в соответствии с п. 34 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, площадкой с водонепроницаемым покрытием и обвалованием сплошным земляным валом, поскольку проведенная проверка показала, что на территории п. Тазовский земельный участок с кадастровым номером 89:06:010102:669, площадью 17 583 кв.м., расположенный по адресу: ЯНАО, Тазовский район, п. Тазовский, на 870 метров северо-западнее здания по ул. Калинина, д. 25в, фактически используемый для размещения сухой свалки снега, собранного с улиц поселка, в том числе, содержащего твердые коммунальные отходы (самопроизвольно), названным требованиям не соответствует, что создает негативное воздействие на окружающую природную среду, и нарушает права граждан.

Определением Тазовского районного суда от 10.08.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено управление по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский Администрации Тазовского района.

Протокольным определением Тазовского районного суда от 06.09.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент природных ресурсов и экологии ЯНАО, Управление Роспотребнадзора по ЯНАО в лице Территориального отдела в г. Новый Уренгой, Тазовском районе.

Протокольным определением Тазовского районного суда от 18.10.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление коммуникаций, строительства и жилищной политики Администрации Тазовского района.

В судебном заседании помощник прокурора Тазовского района Хабилуллина А.З. настаивала на удовлетворении иска по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика - Администрации Тазовского района Азаров М.В. просил в удовлетворении иска отказать.

В письменном отзыве на иск представитель ответчика - Администрации Тазовского района Азаров М.В. указал о том, что законом субъекта органы местного самоуправления муниципального округа не наделены полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в то время, как эти полномочия являются расходными обязательствами Российской Федерации. Обязанность, предусмотренная п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнена, Правила благоустройства на территории муниципального округа Тазовский район утверждены решением Думы Тазовского района от 30.06.2021 № 10-1-58. Место вывоза и складирования снега на территории п. Тазовский определено распоряжением Администрации п. Тазовский от 22.07.2015 3 578-р, выделен земельный участок для размещения и складирования снега, убираемого с территории в зимний период, с учетом норм СанПин 2.1.3684-21. При этом химические реагенты при содержании дорожно-уличной сети п. Тазовский не используются, а снег не загрязнен антропогенными веществами и неестественными примесями и не оказывает негативного воздействия на окружающую среду в результате естественного таяния в весенний период (том 2 л.д. 100-103).

В отзыве на иск представитель управления по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский Администрации Тазовского района Ткаченко Г.А. указал о том, что размещение снега осуществляется на площадке, предназначенной для временного хранения снежных масс, и не оказывает негативное воздействие на окружающую среду, так как снег является чистым и не содержит никаких примесей, которые не используются в процессе содержания территорий. Управлением разработано техническое задание на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Строительство полигона накопления снега», которое направлено в МКУ Управление капитального строительства Тазовского района для определения сметной стоимости проектно-изыскательских работ. При этом, поскольку денежных средств на строительство полигона накопления снега не предусмотрено муниципальным и окружным бюджетом, полигон предполагается включить в перечень объектов адресной инвестиционной программы ЯНАО (том 1 л.д. 169-170).

В письменных пояснениях представитель Департамента природных ресурсов и экологии ЯНАО Подьячева С.А. полагала заявленный прокурором иск подлежащим удовлетворению, поскольку уборка и вывоз снега в осенне-зимний период должны организовываться Администрацией в соответствии с установленными законом требованиями, включая требования о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и охране окружающей природной среды. Кроме этого Администрацией должны быть приняты меры к созданию (обустройству) площадки, соответствующей требованиям СанПин 2.1.3684-21, для складирования снега, сбор которого производится с территории поселка (том 3 л.д. 50-53).

Представитель ТО Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в г. Новый Уренгой, Тазовском районе Антропова И.Г. поддержала иск прокурора (том 3 л.д. 70).

Дело рассмотрено в отсутствие представителя управления по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский Администрации Тазовского района и в отсутствие представителей третьих лиц.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе представитель ответчика - Администрации Тазовского района Азаров М.В. просит об отмене указанного решения и о принятии нового судебного постановления - об отказе в удовлетворении иска, приводит доводы о недопустимости возложения на органы местного самоуправления без предоставления соответствующей компенсации бремени расходов по обязательствам, которые возникают в результате решений, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ в пределах их полномочий, что ограничивает самостоятельность местного самоуправления в вопросах местного значения нарушает имущественные права муниципальных образований и тем самым противоречит статьям 7, 10, 12, 72 (ч. 1), 132, 133 Конституции РФ. Полагает необоснованными доводы прокурора о негативном воздействии на окружающую среду складируемых снежных масс на территории выделенного земельного участка, поскольку экспертиза на наличие в снежном покрове антропогенных веществ и неестественных примесей не производилась, пробы не отбирались, заключение эксперта отсутствует (том 3 л.д. 91-95).

Представитель управления по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский Администрации Тазовского района Ткаченко Г.А. поддержал доводы апелляционной жалобы Администрации Тазовского района, просил решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска прокурора (том 3 л.д. 104-105). Указанное мнение представителя управления по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский Администрации Тазовского района Ткаченко Г.А. оформлено в виде возражения, поступило в суд за пределами срока на обжалование решения суда, ходатайств о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы не заявлено. С учетом этого названное возражение в качестве апелляционной жалобы не рассматривается.

Представители ответчиков и третьих лиц при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции участия не принимали.

Прокурор Писарева О.В. при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции полагала решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу представителя ответчика - Администрации Тазовского района Азарова М.В. не подлежащей удовлетворению.

Сведения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа. В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела при данной явке.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.

Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 330 ГПК РФ).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав пояснения прокурора, судебная коллегия таких оснований для отмены или изменения решения суда не находит.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяются Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе земли, недра, почвы.

Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности (ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту, не допускать загрязнение, захламление деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий, выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно положениям, п. 1 ст. 2, ст. 11, 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения санитарных правил.

В силу п. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Как указано в п. 34 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки.

Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.

В 2022 году прокуратурой Тазовского района проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды, по результатам которой выявлены нарушения.

Так, в нарушение требований Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», земельный участок с кадастровым номером 89:06:010102:669, площадью 17 583 кв.м., расположенный по адресу: ЯНАО, Тазовский район, п. Тазовский, на 870 метров северо-западнее здания по ул. Калинина, д. 25в, фактически используемый для размещения сухой свалки снега, собранного с улиц поселка, в том числе, содержащего твердые коммунальные отходы, требованиям, приведенным в п. 34 СанПиН 2.1.3684-21 не соответствует.

По данным выписок из Единого государственного реестра недвижимости, с 21.06.2021, правообладателем вышеуказанного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования является управление по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский Администрации Тазовского района.

30.03.2023 прокурором Тазовского района начальнику управления по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский Администрации Тазовского района Ткаченко Г.А. внесено представление об устранении нарушений закона (том 1 л.д. 10-16), в ответе на которое приведены доводы, аналогичные тем, которые приводятся ответчиками в обоснование возражений на иск (том 1 л.д. 17-18).

Поскольку выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения закона устранены не были, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Разрешая по существу заявленные прокурором требования, суд приходит к следующему.

Конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, по смыслу взаимосвязанных положений ст. 42 и 58 Конституции Российской Федерации, имеет всеобщий характер и предполагает в условиях рыночной экономики покрытие издержек на осуществление государством мероприятий по восстановлению окружающей среды, прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на природную среду негативное воздействие, а от самой публичной власти требует принятия мер, направленных на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.

В реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования. Соответственно, само по себе отнесение к компетенции органов местного самоуправления муниципальных округов участие в организации деятельности по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, не отступает от конституционных гарантий местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации, исходя из понимания местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации, являющейся демократическим правовым государством, признает и гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и предусматривает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).

В развитие этих положений Конституция Российской Федерации закрепляет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением непосредственно и через представительство в органах местного самоуправления вопросов местного значения (ст. 130); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения (ст. 132); местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст. 133).

По смыслу приведенных положений, рассматриваемых во взаимосвязи с иными нормами Конституции Российской Федерации, местное самоуправление по своему конституционно-правовому статусу является обязательной на всей территории Российской Федерации формой публично-территориальной самоорганизации населения и одновременно представляет собой неотъемлемую часть единого механизма управления делами государства, в рамках которого органы местного самоуправления на началах взаимодействия и согласованного функционирования с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации участвуют в конституционно закрепленных пределах в осуществлении на соответствующей территории функций демократического правового и социального государства.

Конституция Российской Федерации, определяя в качестве предметной сферы деятельности местного самоуправления, осуществление которого должно носить законный характер (ст. 15, ч. 2), решение вопросов местного значения (ст. 130, ч. 1), исходит из того, что все вопросы, относящиеся к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, могут и должны решать именно органы местного самоуправления, а не органы государственной власти.

Поскольку Конституция Российской Федерации не предопределяет исчерпывающий перечень вопросов местного значения, компетенция местного самоуправления в соответствии с общими принципами его организации, установление которых является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72, п. «н» ч. 1), подлежит определению на основе Конституции Российской Федерации в федеральном законе (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.1997 № 14-П, от 30.11.2000 № 15-П и от 29.03.2011 № 2-П).

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула). К общим принципам организации местного самоуправления, получившим закрепление в этом Федеральном законе, относятся и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения, их дифференциацию по видам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов и их прав, связанных с решением вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, а также определение порядка и условий наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

В соответствии с положениями п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципальных округов отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на соответствующих территориях.

К вопросам местного значения в соответствии с п. 3 и 4 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в муниципальном образовании, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований по решению рассматриваемого вопроса местного значения установлены также отраслевым федеральным законом - Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Так, к полномочиям органов местного самоуправления всех видов муниципальных образований (с учетом особенностей их исполнения на территории сельских поселений) отнесены создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО (ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, согласно положениям которого, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1). При этом места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в п. 1 ст. 13.4, а также Правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест накопления ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

В п. 8.4.1, 8.4.2, 8.4.3 Правил благоустройства территории муниципального округа Тазовский район, утвержденных решением Думы Тазовского района от 30.06.2021 № 10-1-58 (том 1 л.д. 186-228, том 2 л.д. 46), складирование убранного снега разрешается только в специально отведенных и согласованных в установленном порядке местах. Организация, осуществляющая снегоочистительные работы, обязана содержать выделенный под складирование снега земельный участок в надлежащем состоянии - обеспечить территорию удобными подъездами, ограничить на нее доступ, выполнить грунтовое обвалование, не допускать размещение отходов вместе со снегом, после таяния снега производить уборку закрепленных территорий. Вывоз снега с улиц, проездов, придомовых территорий, должен осуществляться только на специальную площадку (снежный полигон), подготовка которого должна быть завершена до 01 ноября. Определение мест, пригодных для временного складирования снега и организация их работы осуществляется на основании нормативного правового акта на территории п. Тазовский - управления по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский Администрации Тазовского района.

Тем самым, вопреки доводам апелляционной жалобы, с учетом вышеуказанных норм, создание и содержание снежных полигонов относится к полномочиям органов местного самоуправления - Администрации Тазовского района и управления по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский Администрации Тазовского района, как владельца земельного участка с кадастровым номером 89:06:010102:669, фактически используемого для размещения сухой свалки снега, собранного с улиц поселка, и осуществляющей организацию таких снегоочистительных работ, которые являются надлежащими ответчиками по заявленному спору.

Ввиду того, что несанкционированное складирование снега на территории поселка Тазовский может привести к загрязнению окружающей среды посредством обильного его таяния и смывания вредных веществ в почву, ответчики обязаны принять меры к созданию (благоустройству) площадки для складирования снега, собираемого с территории поселка в соответствии с требованиями п. 34 СанПиН 2.1.3684-21.

Отсутствие или недостаточность денежных средств на строительство полигона накопления снега в соответствии с требованиями п. 34 СанПиН 2.1.3684-21 необходимость выполнения ответчиками возложенной на них обязанности не исключает.

При этом, поскольку Правилами благоустройства территории муниципального округа Тазовский район предусмотрены в период с 15 сентября по 25 мая осенне-зимняя уборка и вывоз мусора, снега и льда, грязи, посыпка улиц противогололедными материалами, доводы апеллятора об отсутствии негативного воздействия на окружающую среду в результате складирования снега на необорудованном земельном участке и на необходимость проведения экспертизы для установления наличия в снежном покрове антропогенных веществ и неестественных примесей, являются несостоятельными.

Нарушений норм процессуального права, в том числе, предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, которые являются основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального закона, и оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

          

Судьи:       

                                                                                                                             89RS0012-012022-000460-28

                                                                                                                             гражд. дело № 2-315/2022

                                                                                                                             Судья О.А.Евдокимова

                                                                                                                             апел. дело № 33-594/2023

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Салехард                                                                                    02 марта 2023 года               

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Кайгородовой И.В.

судей коллегии: Козловой М.В., Байкиной С.В.

при ведении протокола помощником судьи Першиной Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика - Администрации Тазовского района Азарова Максима Васильевича на решение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07 декабря 2022 года, которым постановлено:

Обязать Администрацию Тазовского района (ОГРН 1058900661192, ИНН 8910003576), управление по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский Администрации Тазовского района (ОГРН 1208900003685, ИНН 8904090838) оборудовать на территории поселка Тазовский место для складирования снега площадкой с водонепроницаемым покрытием и обвалованием сплошным земляным валом в соответствии с требованиями закона.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Козловой М.В., пояснения прокурора Писаревой О.В., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Тазовского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Тазовского района о возложении обязанности оборудовать на территории п. Тазовский место для складирования снега в соответствии с п. 34 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, площадкой с водонепроницаемым покрытием и обвалованием сплошным земляным валом, поскольку проведенная проверка показала, что на территории п. Тазовский земельный участок с кадастровым номером 89:06:010102:669, площадью 17 583 кв.м., расположенный по адресу: ЯНАО, Тазовский район, п. Тазовский, на 870 метров северо-западнее здания по ул. Калинина, д. 25в, фактически используемый для размещения сухой свалки снега, собранного с улиц поселка, в том числе, содержащего твердые коммунальные отходы (самопроизвольно), названным требованиям не соответствует, что создает негативное воздействие на окружающую природную среду, и нарушает права граждан.

Определением Тазовского районного суда от 10.08.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено управление по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский Администрации Тазовского района.

Протокольным определением Тазовского районного суда от 06.09.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент природных ресурсов и экологии ЯНАО, Управление Роспотребнадзора по ЯНАО в лице Территориального отдела в г. Новый Уренгой, Тазовском районе.

Протокольным определением Тазовского районного суда от 18.10.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление коммуникаций, строительства и жилищной политики Администрации Тазовского района.

В судебном заседании помощник прокурора Тазовского района Хабилуллина А.З. настаивала на удовлетворении иска по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика - Администрации Тазовского района Азаров М.В. просил в удовлетворении иска отказать.

В письменном отзыве на иск представитель ответчика - Администрации Тазовского района Азаров М.В. указал о том, что законом субъекта органы местного самоуправления муниципального округа не наделены полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в то время, как эти полномочия являются расходными обязательствами Российской Федерации. Обязанность, предусмотренная п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнена, Правила благоустройства на территории муниципального округа Тазовский район утверждены решением Думы Тазовского района от 30.06.2021 № 10-1-58. Место вывоза и складирования снега на территории п. Тазовский определено распоряжением Администрации п. Тазовский от 22.07.2015 3 578-р, выделен земельный участок для размещения и складирования снега, убираемого с территории в зимний период, с учетом норм СанПин 2.1.3684-21. При этом химические реагенты при содержании дорожно-уличной сети п. Тазовский не используются, а снег не загрязнен антропогенными веществами и неестественными примесями и не оказывает негативного воздействия на окружающую среду в результате естественного таяния в весенний период (том 2 л.д. 100-103).

В отзыве на иск представитель управления по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский Администрации Тазовского района Ткаченко Г.А. указал о том, что размещение снега осуществляется на площадке, предназначенной для временного хранения снежных масс, и не оказывает негативное воздействие на окружающую среду, так как снег является чистым и не содержит никаких примесей, которые не используются в процессе содержания территорий. Управлением разработано техническое задание на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Строительство полигона накопления снега», которое направлено в МКУ Управление капитального строительства Тазовского района для определения сметной стоимости проектно-изыскательских работ. При этом, поскольку денежных средств на строительство полигона накопления снега не предусмотрено муниципальным и окружным бюджетом, полигон предполагается включить в перечень объектов адресной инвестиционной программы ЯНАО (том 1 л.д. 169-170).

В письменных пояснениях представитель Департамента природных ресурсов и экологии ЯНАО Подьячева С.А. полагала заявленный прокурором иск подлежащим удовлетворению, поскольку уборка и вывоз снега в осенне-зимний период должны организовываться Администрацией в соответствии с установленными законом требованиями, включая требования о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и охране окружающей природной среды. Кроме этого Администрацией должны быть приняты меры к созданию (обустройству) площадки, соответствующей требованиям СанПин 2.1.3684-21, для складирования снега, сбор которого производится с территории поселка (том 3 л.д. 50-53).

Представитель ТО Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в г. Новый Уренгой, Тазовском районе Антропова И.Г. поддержала иск прокурора (том 3 л.д. 70).

Дело рассмотрено в отсутствие представителя управления по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский Администрации Тазовского района и в отсутствие представителей третьих лиц.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе представитель ответчика - Администрации Тазовского района Азаров М.В. просит об отмене указанного решения и о принятии нового судебного постановления - об отказе в удовлетворении иска, приводит доводы о недопустимости возложения на органы местного самоуправления без предоставления соответствующей компенсации бремени расходов по обязательствам, которые возникают в результате решений, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ в пределах их полномочий, что ограничивает самостоятельность местного самоуправления в вопросах местного значения нарушает имущественные права муниципальных образований и тем самым противоречит статьям 7, 10, 12, 72 (ч. 1), 132, 133 Конституции РФ. Полагает необоснованными доводы прокурора о негативном воздействии на окружающую среду складируемых снежных масс на территории выделенного земельного участка, поскольку экспертиза на наличие в снежном покрове антропогенных веществ и неестественных примесей не производилась, пробы не отбирались, заключение эксперта отсутствует (том 3 л.д. 91-95).

Представитель управления по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский Администрации Тазовского района Ткаченко Г.А. поддержал доводы апелляционной жалобы Администрации Тазовского района, просил решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска прокурора (том 3 л.д. 104-105). Указанное мнение представителя управления по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский Администрации Тазовского района Ткаченко Г.А. оформлено в виде возражения, поступило в суд за пределами срока на обжалование решения суда, ходатайств о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы не заявлено. С учетом этого названное возражение в качестве апелляционной жалобы не рассматривается.

Представители ответчиков и третьих лиц при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции участия не принимали.

Прокурор Писарева О.В. при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции полагала решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу представителя ответчика - Администрации Тазовского района Азарова М.В. не подлежащей удовлетворению.

Сведения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа. В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела при данной явке.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.

Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 330 ГПК РФ).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав пояснения прокурора, судебная коллегия таких оснований для отмены или изменения решения суда не находит.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяются Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе земли, недра, почвы.

Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности (ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту, не допускать загрязнение, захламление деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий, выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно положениям, п. 1 ст. 2, ст. 11, 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения санитарных правил.

В силу п. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Как указано в п. 34 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки.

Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.

В 2022 году прокуратурой Тазовского района проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды, по результатам которой выявлены нарушения.

Так, в нарушение требований Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», земельный участок с кадастровым номером 89:06:010102:669, площадью 17 583 кв.м., расположенный по адресу: ЯНАО, Тазовский район, п. Тазовский, на 870 метров северо-западнее здания по ул. Калинина, д. 25в, фактически используемый для размещения сухой свалки снега, собранного с улиц поселка, в том числе, содержащего твердые коммунальные отходы, требованиям, приведенным в п. 34 СанПиН 2.1.3684-21 не соответствует.

По данным выписок из Единого государственного реестра недвижимости, с 21.06.2021, правообладателем вышеуказанного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования является управление по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский Администрации Тазовского района.

30.03.2023 прокурором Тазовского района начальнику управления по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский Администрации Тазовского района Ткаченко Г.А. внесено представление об устранении нарушений закона (том 1 л.д. 10-16), в ответе на которое приведены доводы, аналогичные тем, которые приводятся ответчиками в обоснование возражений на иск (том 1 л.д. 17-18).

Поскольку выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения закона устранены не были, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Разрешая по существу заявленные прокурором требования, суд приходит к следующему.

Конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, по смыслу взаимосвязанных положений ст. 42 и 58 Конституции Российской Федерации, имеет всеобщий характер и предполагает в условиях рыночной экономики покрытие издержек на осуществление государством мероприятий по восстановлению окружающей среды, прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на природную среду негативное воздействие, а от самой публичной власти требует принятия мер, направленных на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.

В реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования. Соответственно, само по себе отнесение к компетенции органов местного самоуправления муниципальных округов участие в организации деятельности по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, не отступает от конституционных гарантий местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации, исходя из понимания местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации, являющейся демократическим правовым государством, признает и гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и предусматривает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).

В развитие этих положений Конституция Российской Федерации закрепляет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением непосредственно и через представительство в органах местного самоуправления вопросов местного значения (ст. 130); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения (ст. 132); местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст. 133).

По смыслу приведенных положений, рассматриваемых во взаимосвязи с иными нормами Конституции Российской Федерации, местное самоуправление по своему конституционно-правовому статусу является обязательной на всей территории Российской Федерации формой публично-территориальной самоорганизации населения и одновременно представляет собой неотъемлемую часть единого механизма управления делами государства, в рамках которого органы местного самоуправления на началах взаимодействия и согласованного функционирования с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации участвуют в конституционно закрепленных пределах в осуществлении на соответствующей территории функций демократического правового и социального государства.

Конституция Российской Федерации, определяя в качестве предметной сферы деятельности местного самоуправления, осуществление которого должно носить законный характер (ст. 15, ч. 2), решение вопросов местного значения (ст. 130, ч. 1), исходит из того, что все вопросы, относящиеся к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, могут и должны решать именно органы местного самоуправления, а не органы государственной власти.

Поскольку Конституция Российской Федерации не предопределяет исчерпывающий перечень вопросов местного значения, компетенция местного самоуправления в соответствии с общими принципами его организации, установление которых является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72, п. «н» ч. 1), подлежит определению на основе Конституции Российской Федерации в федеральном законе (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.1997 № 14-П, от 30.11.2000 № 15-П и от 29.03.2011 № 2-П).

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула). К общим принципам организации местного самоуправления, получившим закрепление в этом Федеральном законе, относятся и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения, их дифференциацию по видам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов и их прав, связанных с решением вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, а также определение порядка и условий наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

В соответствии с положениями п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципальных округов отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на соответствующих территориях.

К вопросам местного значения в соответствии с п. 3 и 4 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в муниципальном образовании, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований по решению рассматриваемого вопроса местного значения установлены также отраслевым федеральным законом - Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Так, к полномочиям органов местного самоуправления всех видов муниципальных образований (с учетом особенностей их исполнения на территории сельских поселений) отнесены создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО (ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, согласно положениям которого, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1). При этом места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в п. 1 ст. 13.4, а также Правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест накопления ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

В п. 8.4.1, 8.4.2, 8.4.3 Правил благоустройства территории муниципального округа Тазовский район, утвержденных решением Думы Тазовского района от 30.06.2021 № 10-1-58 (том 1 л.д. 186-228, том 2 л.д. 46), складирование убранного снега разрешается только в специально отведенных и согласованных в установленном порядке местах. Организация, осуществляющая снегоочистительные работы, обязана содержать выделенный под складирование снега земельный участок в надлежащем состоянии - обеспечить территорию удобными подъездами, ограничить на нее доступ, выполнить грунтовое обвалование, не допускать размещение отходов вместе со снегом, после таяния снега производить уборку закрепленных территорий. Вывоз снега с улиц, проездов, придомовых территорий, должен осуществляться только на специальную площадку (снежный полигон), подготовка которого должна быть завершена до 01 ноября. Определение мест, пригодных для временного складирования снега и организация их работы осуществляется на основании нормативного правового акта на территории п. Тазовский - управления по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский Администрации Тазовского района.

Тем самым, вопреки доводам апелляционной жалобы, с учетом вышеуказанных норм, создание и содержание снежных полигонов относится к полномочиям органов местного самоуправления - Администрации Тазовского района и управления по обеспечению жизнедеятельности поселка Тазовский Администрации Тазовского района, как владельца земельного участка с кадастровым номером 89:06:010102:669, фактически используемого для размещения сухой свалки снега, собранного с улиц поселка, и осуществляющей организацию таких снегоочистительных работ, которые являются надлежащими ответчиками по заявленному спору.

Ввиду того, что несанкционированное складирование снега на территории поселка Тазовский может привести к загрязнению окружающей среды посредством обильного его таяния и смывания вредных веществ в почву, ответчики обязаны принять меры к созданию (благоустройству) площадки для складирования снега, собираемого с территории поселка в соответствии с требованиями п. 34 СанПиН 2.1.3684-21.

Отсутствие или недостаточность денежных средств на строительство полигона накопления снега в соответствии с требованиями п. 34 СанПиН 2.1.3684-21 необходимость выполнения ответчиками возложенной на них обязанности не исключает.

При этом, поскольку Правилами благоустройства территории муниципального округа Тазовский район предусмотрены в период с 15 сентября по 25 мая осенне-зимняя уборка и вывоз мусора, снега и льда, грязи, посыпка улиц противогололедными материалами, доводы апеллятора об отсутствии негативного воздействия на окружающую среду в результате складирования снега на необорудованном земельном участке и на необходимость проведения экспертизы для установления наличия в снежном покрове антропогенных веществ и неестественных примесей, являются несостоятельными.

Нарушений норм процессуального права, в том числе, предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, которые являются основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального закона, и оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

          

Судьи:       

33-594/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Тазовского района
Ответчики
Администрация Тазовского района
Администрация с. Находка Администрации Тазовского района
Другие
ТО Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в г. Новый Уренгой, Тазовском районе
Департамент природных ресурсов и экологии ЯНАО
Суд
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Дело на сайте суда
oblsud.ynao.sudrf.ru
10.02.2023Передача дела судье
02.03.2023Судебное заседание
03.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2023Передано в экспедицию
02.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее