Судья Витухина О.В. |
№ 33-2020/2021 10RS0011-01-2020-007889-10 № 2-4969/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 июня 2021 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,
судей Гудковой Г.В., Душнюк Н.В.
при ведении протокола помощником судьи Кудряшовым О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 04 сентября 2020 г. по гражданскому делу № 2-4969/2020 по иску Кучерова А. В. к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике К.. о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Гудковой Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
иск предъявлен по тем основаниям, что решением ответчика истцу отказано в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости по причине отсутствия стажа работы в районах Крайнего Севера (далее также РКС). Не согласившись с данным решением, истец просил обязать ответчика включить ему период прохождения срочной военной службы по призыву с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в стаж работы в РКС, произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом спорного периода.
Решением суда исковые требования удовлетворены, на
ГУ - Управление ПФР в г.Петрозаводске РК (межрайонное) возложена обязанность включить истцу в стаж работы в РКС период срочной военной службы с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с ХХ.ХХ.ХХ.
С данным решением не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на отсутствие правовых оснований для включения истцу в стаж работы в особых климатических условиях периода прохождения военной службы по призыву и установления повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 12.04.2021 было отменено апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 18.11.2020 по настоящему гражданскому делу, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 30.06.2021 произведена замена ответчика ГУ - УПФР в г. Петрозаводске РК (межрайонное) на ответчика ГУ - ОПФР по Республике Карелия.
Истец, его представитель адвокат Варфоломеев И.А., действующий по ордеру, возражали по доводам жалобы, просили оставить решение суда без изменения.
Ответчик своего представителя в суд апелляционной инстанции своего представителя не направил, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что истец Кучеров А.В., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, является получателем страховой пенсии по старости.
ХХ.ХХ.ХХ истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Решением ответчика от ХХ.ХХ.ХХ № в перерасчете было отказано по причине отсутствия у истца стажа работы в РКС.
Судом установлено, что истец в спорный период проходил действительную срочную военную службу по призыву в войсковой части, которая дислоцировалась в (.....).
После увольнения с военной службы ХХ.ХХ.ХХ истец был принят на работу в Петрозаводский мехлесхоз ((.....) К..).
В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утв. постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 (с изменениями и дополнениями), Мурманская область отнесена к РКС, г. Петрозаводск Республики Карелия отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера (далее также МКС).
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из тех обстоятельств, что истец проходил действительную срочную военную службу в РКС, устроился на работу в организацию, расположенную в МКС в течение трех месяцев после увольнения с действительной срочной военной службы, в связи с чем пришел к выводу, что спорный период службы в армии подлежит включению в стаж работы истца в РКС, и истец имеет право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом спорного периода.
Судебная коллегия такими выводами суда первой инстанции согласиться не может в силу следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон
№ 400-ФЗ).
Согласно ст. 12 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены
ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитываются, в том числе период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1
«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (ч. 8 ст. 13 Закона № 400-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 17 указанного Закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной ч.ч. 1 и 2 ст. 16 настоящего Федерального закона.
Одним из условий для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренном ч. 4 ст. 17 (за работу в районах Крайнего Севера) и ч. 5 ст. 17 (за работу местностях, приравненных к районам Крайнего Севера) данного Федерального закона, является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в РКС и МКС.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера (ч. 6 ст. 17 Закона № 400-ФЗ).
Таким образом, законодателем установлено, что лицам, имеющим смешанный стаж работы в РКС и в МКС, стаж работы для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости исчисляется как в отношении лиц, работавших в РКС.
В силу ч. 1 ст. 18 Закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968
№ 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 г., с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и
от 26.09.1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
По смыслу названных нормативных актов вышеуказанным лицам, при соблюдении ряда условий, периоды прохождения действительной срочной военной службы могут быть включены в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) для целей определения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Вместе с тем право на включение периодов действительной срочной военной службы в стаж работы в РКС (либо в МКС) для целей определения размера пенсии и установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости перечисленными нормативными актами не предусмотрено.
При изложенных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене на основании положений п. 4ч. 1
ст. 330ГПКРФ в связи с неправильным применением норм материального права, по делу следует принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия
от 04 сентября 2020 г. по настоящему делу отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи