Решение по делу № 12-58/2018 от 17.09.2018

Дело № 12-58/2018

РЕШЕНИЕ

08 октября 2018 года

село Усть-Кулом

Судья Усть-Куломского районного суда Республики Коми О.В. Барбуца,

рассмотрев жалобу государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканский Зимстанский дом-интернат для престарелых и инвалидов», ОГРН , расположенного по адресу: <адрес>,

на постановление мирового судьи Усть-Куломского судебного участка Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении государственного бюджетного учреждения Республики Коми « Республиканский Зимстанский дом-интернат для престарелых и инвалидов» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей,

установил:

Постановлением мирового судьи Усть-Куломского судебного участка Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Республиканский Зимстанский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее – ГБУ РК «Зимстанский ДИПИ», Учреждение) привлечено к административной ответственности по части 13 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.

    Не согласившись с указанным постановлением, представитель ГБУ РК «Зимстанский ДИПИ» обратился в Усть-Куломский районный суд Республики Коми с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить. В обоснование указано, что суд не установил по делу обстоятельства, свидетельствующие: о постройке и вводе в эксплуатацию здания Зимстанского ДИПИ в ДД.ММ.ГГГГ, то есть до введения в действие СНиП 2.08.02-89*, на который ссылается надзорный орган; о том, что капитальный ремонт, реконструкция, а также техническое перевооружение или перепланировочные работы внутри здания с указанного времени (постройки здания) не проводились. Таким образом, при решении вопроса о привлечении юридического лица к административной ответственности за невыполнение в срок предписания подлежал выяснению вопрос о правомерности самого предписания, и о том, проводились ли в зданиях ГБУ РК «Зимстанский ДИПИ» капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, в ходе которых должны были быть применены требования СНиП 2.08.02-89*. Однако данный вопрос не выяснялся. Кроме того, суд не установил, а государственный орган не доказал, что работы указанные в предписании не связаны с конструктивным изменением здания. Доказательств того, что указанные работы возможно произвести без нарушения несущих конструкций здания, суду так же не были представлены. Суд может освободить юридическое лицо от административного наказания и ограничиться устным замечанием, если признает совершенное правонарушение малозначительным. Такое право предоставлено статьей 2.9 КоАП РФ. Привлечение юридического лица к ответственности в виде штрафа в 90 000 рублей за неисполнение незаконного предписания, в отношении которого в настоящее время готовится административный иск в соответствии со статьей 119 КАС РФ, не отвечает принципам социальной справедливости, а носит чисто формальный характер. В связи с чем просит суд освободить ГБУ РК «Зимстанский ДИПИ» от административной ответственности, предусмотренной частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ, в том числе и в связи с малозначительностью и ограничиться замечанием.

Представитель ГБУ РК «Зимстанский ДИПИ» Лодыгина Е.В. доводы жалобы и дополнения к ней поддержала в полном объеме.

Государственный инспектор Усть-Куломского района по пожарному надзору Копылов А.В. просил оставить постановление мирового судьи без изменения, а жалобу ГБУ РК «Зимстанский ДИПИ» без удовлетворения, поскольку установленные нарушения имеют место быть, что представляет опасность для жизни и здоровья граждан, пребывающих в указанном учреждении.

Заслушав представителей административного органа и ГБУ РК «Зимстанский ДИПИ», исследовав представленные материалы, оценив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Ответственность по части 13 статьи 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

По результатам внеплановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения надзорной деятельности и профилактической работы Усть-Куломского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Коми в адрес государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканский Зимстанский дом - интернат для престарелых и инвалидов» вынесено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности на объектах Учреждения, которым срок устранения нарушений установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Указанное предписание юридическим лицом получено ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует подпись директора ГБУ РК «Зимстанский ДИПИ».

С целью проверки исполнения ранее выданного предписания ДД.ММ.ГГГГ на объектах ГБУ РК «Зимстанский ДИПИ» отделением надзорной деятельности и профилактической работы Усть-Куломского района проведена внеплановая выездная проверка.

Как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ , вышеуказанное предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности ГБУ РК «Зимстанский ДИПИ» к установленному сроку - до ДД.ММ.ГГГГ не исполнено в полном объеме.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» установлено, что органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.

В силу положений статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон «О пожарной безопасности») государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору имеют право: проводить проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты в части соблюдения требований пожарной безопасности; выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.    

Таким образом, предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований пожарной безопасности вынесено уполномоченным должностным лицом государственного пожарного надзора в полном соответствии с его компетенцией.

Требования предписания надзорного органа соответствуют нормам действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы юридического лица. Законность предписания им не оспаривалась, ходатайств об отсрочке его исполнения юридическим лицом в административный орган не подавалось.

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ отделением надзорной деятельности и профилактической работы Усть-Куломского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Коми при проведении внеплановой выездной проверки на объекте ГБУ РК «Зимстанский ДИПИ», расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что юридическое лицо в установленный срок - до ДД.ММ.ГГГГ не выполнило законное предписание органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, а именно, предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований пожарной безопасности - на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо не устранило следующие нарушения:

пункт 1. Ширина лестничного марша в левом крыле здания менее 1,2 метра (составляет 1,08 м) - часть 4 статьи 4, часть 1 статьи 6 Технического регламента, пункты 4.4.1, 5.2.5 СП 1.13130.2009, пункт 5.2.10 СП 59.13330.2012, пункт 1.96 СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения»;

пункт 2. Ширина лестничного марша в правом крыле здания менее 1,2 метра (составляет 1м) - часть 4 статьи 4, часть 1 статьи 6 Технического регламента, пункты 4.4.1, 5.2.5 СП 1.13130.2009, пункт 5.2.10 СП 59.13330.2012, пункт 1.96 СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения»;

пункт 3. Высота горизонтального участка пути эвакуации в лестничной клетке, расположенной в левом крыле здания, (от лестничного марша 1 этажа до нижнего края лестничной площадки 2 этажа) в свету менее 2 метров (составляет 1,81 м) - часть 4 статьи 4, часть 1 статьи 6 Технического регламента, пункт 4.3.4 СП. 1.13130.2009, пункт 4.6 СНиП 2.01.02-85;

пункт 4. Высота горизонтального участка пути эвакуации в лестничной клетке, расположенной в правом крыле здания, (от лестничного марша 1 этажа до нижнего края лестничной площадки 2 этажа) в свету менее 2 м. (составляет 1,79 м) - часть 4 статьи 4, часть 1 статьи 6 Технического регламента, пункт 4.3.4 СП 1.13130.2009, пункт 4.6 СНиП 2.01.02-85;

пункт 5. Ширина путей эвакуации, используемых маломобильными группами населения (коридоров на 1 и 2 этажах и пандуса на основном эвакуационном выходе), при двухстороннем движении менее 1,8 метров (составляет: 1 этаж - 1,32 м, 2 этаж - 1,36 м) - часть 4 статьи 4, часть 1 статьи 6 Технического регламента, пункт 5.2.1 СП 59.13330.2012, пункт 3.18 СНиП 35-01-2001, пункт 2.1.2 * Ведомственных строительных норм ВСН 62-91* «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения»;

пункт 6. Здание дома-интерната для престарелых и инвалидов имеет пятую степень огнестойкости - часть 4 статьи 4, часть 1 статьи 6 Технического регламента, пункт 6.2.2 СП 59.13330.2012, пункт 4.2 СНиП 35-01-2001, пункт 3.1.2* ВСН 62.-91*;

пункт 7. Расстояние по путям эвакуации от дверей наиболее удаленных помещений с выходами в тупиковый коридор до выхода наружу более 5 метров (1 этаж: левое крыло - 9,6 м, правое крыло - 10,18 м) - часть 4 статьи 4, часть 1 статьи 6 Технического регламента, пункт 5.5.23 СП 1.13130.2009, пункт 1.109 СНиП 2.08.02-89*;

пункт 8. Расстояние по путям эвакуации от дверей наиболее удаленных помещений с выходами в тупиковый коридор до выхода на лестничную клетку более 5 метров (2 этаж: левое крыло - 9,8 м, правое крыло - 9,6 м) - часть 4 статьи 4, часть 1 статьи 6 Технического регламента, пункт 5.5.23 СП 1.13130.2009, пункт 1.109 СНиП 2.08.02- 89*.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Учреждения к административной ответственности и вынесения обжалуемого постановления.

Согласно статьям 20, 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» требования нормативно-правовых актов по пожарной безопасности обязательны для исполнения. При этом руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Статьей 79 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что индивидуальный пожарный риск в зданиях и сооружениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания и сооружения точке. Риск гибели людей в результате воздействия опасных факторов пожара должен определяться с учетом функционирования систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

В соответствии с частью 2.1 Устава ГБУ РК «Зимстанский ДИПИ» дом-интернат для престарелых и инвалидов является организацией социального обслуживания, осуществляющей стационарное обслуживание (в том числе круглосуточного проживания) граждан пожилого возраста, инвалидов первой и второй групп, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, и оказания им необходимых социальных услуг.

Установлено, что с письменным мотивированным ходатайством о продлении срока исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ в орган, его вынесший, ГБУ РК «Зимстанский ДИПИ» не обращалось.

В материалах дела отсутствуют сведения о том, что указанное предписание обжаловалось ГБУ РК «Зимстанский ДИПИ» в установленном законом порядке, либо о том, что оно признано незаконным.

Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ГБУ РК «Зимстанский ДИПИ» не приняты достаточные и все необходимые меры для выполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности и привлечения необходимых для этого денежных средств. Недостаточное финансирование юридического лица само по себе не свидетельствует об отсутствии вины юридического лица и не является обстоятельством, исключающим административную ответственность.

При изложенных обстоятельствах, ГБУ РК «Зимстанский ДИПИ» обоснованно привлечено к административной ответственности по части 13 статьи 19.5 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств правильно установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для разрешения дела, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка.

Выводы о виновности ГБУ РК «Зимстанский ДИПИ» сделаны на основании объективного и непосредственного исследования собранных по делу доказательств в их совокупности.

Оценив характер и степень общественной опасности допущенного ГБУ РК «Зимстанский ДИПИ» правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, оснований для признания малозначительным не усматривается. Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписании, могут повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей на объекте защиты. Отсутствие вредных последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения, так как правонарушение, предусмотренное частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ, носит формальный характер и направлено на предотвращение возможных последствий.

Наказание назначено с соблюдением положений статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, в минимальном размере санкции части 13 статьи 19.5 КоАП РФ, предусматривающей единственный вид наказания для юридических лиц в виде штрафа от 90 до 100 тысяч рублей.

Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы мирового судьи о виновности ГБУ РК «Зимстанский ДИПИ» в инкриминируемом правонарушении, в жалобе не приведено.

Обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ и влекущих прекращение производства по делу, при рассмотрении жалобы также не установлено.

Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела мировым судьей, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления, в ходе производства по настоящему делу допущено не было. При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не усматривается.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление мирового судьи Усть-Куломского судебного участка от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканский Зимстанский дом-интернат для престарелых и инвалидов» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей, оставить без изменения, жалобу государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканский Зимстанский дом-интернат для престарелых и инвалидов» - без удовлетворения.

Решение вступает в силу со дня его вынесения.

Судья подпись                  О.В. Барбуца

Копия верна. Судья

12-58/2018

Категория:
Административные
Суд
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
Судья
Барбуца О.В.
Дело на странице суда
ukolomsud.komi.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее