Решение по делу № 33-2474/2024 от 04.06.2024

Материал № 13-102/2024 (№ 33-2474/2024) судья Кокарева Н.А.

УИД 69RS0023-01-2023-000922-30

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 июня 2024 г. город Тверь

Тверской областной суд

в составе председательствующего судьи Зоровой Е.Е.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Родионовой Е.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании

дело по апелляционному представлению Осташковского межрайонного природоохранного прокурора на определение судьи Осташковского межрайонного суда Тверской области от 11 апреля 2024 г. об удовлетворении заявления Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Осташковского городского суда Тверской области от 7 мая 2015 г.

Суд апелляционной инстанции

установил

Решением Осташковского городского суда Тверской области от 7 мая 2015 г. удовлетворен иск Осташковского межрайонного природоохранного прокурора.

На Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области возложена обязанность установить и описать границы особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника «Остров Хачин».

Решение суда вступило в законную силу 5 августа 2015 г.

Должникам Правительству Тверской области и Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области неоднократно предоставлялась отсрочка исполнения решения суда: последний раз Правительству Тверской области и Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области на срок до 30 ноября 2023 г.

Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области 3 апреля 2024 г., Правительство Тверской области 5 апреля 2024 г. с учетом дополнений, обратились в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 30 сентября 2024 г., ссылаясь на то, что вопрос об утверждении описания границ ООПТ «Остров Хачин» 31 января 2020 г. рассмотрен на заседании Комиссии при Правительстве Тверской области по вопросам организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, принято решение о необходимости осуществления Министерством работы по корректировке границ ООПТ «Остров Хачин» по береговой линии, исключая населенные пункты, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, а также о необходимости согласования границ с администрацией Осташковского городского округа с составлением акта осмотра территории, подтверждающего наличие объектов охраны и установление текущего состояния государственного природного заказника в соответствии с требованиями Порядка создания, реорганизации, утверждения описания границ и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 29 декабря 2018 г. № 408-пп.

Вопрос об утверждении описания границ особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника «Остров Хачин» 4 июня 2020 г. повторно рассмотрен на заседании Комиссии. По результатам заседания Комиссии Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области подготовлен проект постановления Правительства Тверской области «Об утверждении графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника «Остров Хачин».

Однако в процессе осуществления работ в отношении особо охраняемой природной территории «Остров Хачин» принято решение о создании природного парка «Селигер». В 2017 году Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области организованы работы по комплексному экологическому обследованию 14 особо охраняемых природных территорий, расположенных в Осташковском городском округе, Пеновском районе. По результатам комплексного экологического обследования получено научное обоснование изменения категории и режима особой охраны ООПТ, а также предложения по созданию на территории Тверской области природного парка «Селигер.

В закон Тверской области «Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области» 12 ноября 2018 г. внесены изменения, которые предусматривают возможность изменения категории существующих особо охраняемых природных территорий и создание на их основе природных парков с выделением функциональных зон для рационального использования рекреационных ресурсов и развития туристического потенциала Тверской области.

Учитывая практику по установлению границ особо охраняемых природных территорий регионального значения Тверской области, расположенных на границе с соседними субъектами Российской Федерации, Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области продолжается работа по подготовке проекта Положения о природном парке «Селигер».

В дальнейшем было принято решение об изменении статуса ООПТ с государственного природного заказника на природный парк «Остров Хачин» с выделением функциональных зон.

Проект правового акта Правительства Тверской области - Положения о природном парке «Остров Хачин» подготовлен Министерством, в настоящее время проект на стадии доработки, в связи с судебным решением по отмене Генерального плана в части расширения границ населенных пунктов (3а-107/2022).

31 июля 2023 г. на заседании Правительства Тверской области по вопросам организации и функционирования особо охраняемых природных территорий было принято решение о возможности реорганизации ООПТ регионального значения - ГПЗ «Остров Хачин» в ООПТ регионального значения - природный парк «Остров Хачин» путем изменения категории, на которое Министерством получены согласования исполнительной дирекции Ассоциации «Совет муниципальных образований Тверской области», администрации Осташковского городского округа.

Также проект постановления Правительства Тверской области «Об особо охраняемой природной территории регионального значения - природном парке «Остров Хачин» 18 сентября 2023 г. направлен на согласование в Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру.

27 ноября 2023 г. из прокуратуры поступил ответ о доработке проекта постановления Правительства Тверской области «Об утверждении Паспорта особо охраняемой природной территории регионального значения - природный парк «Остров Хачин», в связи с тем, что органам государственной власти субъектов РФ предоставлены полномочия только в части создания ООПТ регионального значения, изменения режима их особой охраны.

С учетом позиции Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры от 27 ноября 2023 г. проект корректируется, на что требуется время.

При этом новый проект постановления Правительства Тверской области «Об особо охраняемой природной территории регионального значения -государственном природном заказнике «Остров Хачин» потребует повторного прохождения административных процедур, установленных законодательством.

Также, в настоящее время проект постановления согласован Департаментом по недропользованию по Центральному федеральному округу 8 февраля 2024 г., Министерством лесного хозяйства Тверской области 15 февраля 2024 г. и направлен на согласование в Минприроды России 21 марта 2024 г.

Кроме того, в соответствии с Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Тверской области и экспертизы нормативных правовых актов Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 19 августа 20214 г. № 410-пп, проект постановления прошел процедуру оценки регулирующего воздействия. Избыточных требований и обязанностей не выявлено.

В соответствии с пунктом 33 приложения к постановлению Губернатора Тверской области от 2 августа 2018 г. № 75-пг «О Регламенте Правительства Тверской области» Министерство направляло в адрес Аппарата Правительства Тверской области письмо от 27 марта 2024 г. № 2872-05 о включении в План разработки проектов правовых актов Тверской области проекта постановления Правительства Тверской области.

Ссылаясь на принятие ими надлежащих и всесторонних мер, направленных на исполнение решения суда, просили о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 30 сентября 2024 г. и 16 сентября 2024 г. соответственно.

Осташковский межрайонный природоохранный прокурор направил письменные возражения против удовлетворения заявления, ссылаясь на необоснованность отсрочки исполнения решения суда.

Администрация Осташковского городского округа оставила решение вопроса на усмотрение суда.

Определением судьи Осташковского межрайонного суда Тверской области от 11 апреля 2024 г. заявления Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области об отсрочке исполнения решения Осташковского городского суда Тверской области от 7 мая 2015 г. удовлетворены.

Правительству Тверской области и Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области предоставлена отсрочка исполнения решения Осташковского городского суда Тверской области от 7 мая 2015 г. по гражданскому делу № 2-212/2015 по иску Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Правительству Тверской области, Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о возложении обязанности установить и описать границы особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника «Остров Хачин», предоставить в орган государственного кадастрового учета документы для постановки на государственный кадастровый учет границ особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника «Остров Хачин» до 30 сентября 2024 г.

В апелляционном представлении и.о. Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Вуймин Д.Б., оспаривая законность и обоснованность судебного акта, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявлений.

В обоснование доводов по апелляционному представлению указывает, что все действия ответчиков сводятся на внесудебный пересмотр решения Осташковского городского суда Тверской области от 7 мая 2015 г. по делу № 2-212/2015. Так, в рамках указанного решения суда на должника возложена обязанность установить и описать в текстовой и графической форме границы ООПТ «Остров Хачин» категории «государственный природный заказник». Вместо этого должником подготавливался проект правового акта Правительства Тверской области с категорией ООПТ «природный парк».

В соответствии с действующим законодательством органам государственной власти субъектов РФ предоставлены полномочия только в части создания ООПТ регионального значения, изменения режима их особой охраны. Реорганизация ООПТ, в том числе в связи с наступлением последствий неисполнения обязанностей по сохранению ООПТ, в целях создания рекреационной и иной инфраструктуры без учета природоохранных требований, влекущей увеличение антропогенного воздействия, федеральным законодателем при принятии законов в сфере охраны окружающей среды и природопользования и внесении в них изменений до настоящего времени не предусмотрены. В связи с изложенным, Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура письмом от 27 ноября 2023 г. № 07-63-2023/2622-23-2000201 сообщила Министерству природных ресурсов Тверской области о необходимости доработки проекта Постановления Правительства Тверской области «Об утверждении Паспорта ООПТ «Остров Хачин».

При этом, с заявлением об изменении способа и порядка исполнения вышеуказанного решения суда должники не обращались.

Кроме того судом не учтен тот факт, что со дня вынесения решения суда прошло более пяти лет и действенных мер со стороны должника, несмотря на ранее предоставляемые отсрочки, принято не было.

Предоставление отсрочки исполнения судебного акта не должно приводить к затягиванию его реального исполнения, иначе это будет противоречить общим целям правосудия и исполнительного производства, приведет к нарушению прав взыскателя.

В возражениях на частную жалобу представитель Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, по доверенности Абросимова И.Ю., просит отказать в удовлетворении апелляционного представления, определение суда первой инстанции оставить без изменения.

В возражениях на частную жалобу представитель Правительства Тверской области, по доверенности Комисарова Ж.А., просит определение суда первой инстанции оставить без изменения.

На основании части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность определения по доводам, изложенным в частной жалобе (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", при рассмотрении заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.

Таким образом, по смыслу указанных положений и разъяснений, в каждом случае рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта суд должен устанавливать конкретные обстоятельства невозможности или крайней затруднительности его исполнения. При этом предоставление отсрочки исполнения решения суда является исключительной мерой, которая должна применяться судом только при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, создающих серьезные препятствия к совершению исполнительных действий.

Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу ч. 3 ст. 17, ст. 19 Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости исполнения вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников. Возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, учитывать цели гражданского судопроизводства (ст. 2 ГПК РФ), а также требования разумности срока исполнения вступившего в силу судебного акта.

Основанием для удовлетворения заявления являются исключительные, уважительные причины, объективно препятствующие исполнению решения суда в течение определенного периода времени и дающие реальную возможность исполнения судебного акта в будущем.

В противном случае задержка исполнения повлечет необоснованное ограничение прав взыскателя, законным интересам которого уже нанесен урон неисполнением должником своих обязательств.

В силу статьи 56 ГПК РФ бремя доказывания экстраординарных обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда, лежит на заявителе.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением суда от 7 мая 2015 г. на Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области возложена обязанность установить и описать границы особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника «Остров Хачин» площадью 3,2 тыс.га.

Решение вступило в законную силу 5 августа 2015 г.

На основании выданного 7 октября 2015 г. Осташковским городским судом Тверской области исполнительного листа по делу 2-212/2015 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области 23 марта 2016 г. в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области возбуждено исполнительное производство -ИП.

Ответчики по делу неоднократно обращались в суд с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Указанные заявления удовлетворялись, ответчикам предоставлялась отсрочка исполнения решения суда.

Вступившими в законную силу определениями Осташковского межрайонного суда Тверской области от 27 июля 2023 г. Правительству Тверской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 30 ноября 2023 г. (том 9 л.д. 91-96), от 11 сентября 2023 г. Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области предоставлена отсрочка до 30 ноября 2023 г. (том 9 л.д. 140-153).

После предоставления судом отсрочки исполнения решения суда должниками совершаются действия, направленные на исполнение решения суда.

Согласно протоколу заседания Комиссии при Правительстве Тверской области по вопросам организации и функционирования ООПТ от 31 июля 2023 г. № 2 принято решение о возможности реорганизации ООПТ регионального значения - государственного природного заказчика «Остров Хачин» с образованием ООПТ регионального значения - природного парка «Остров Хачин» и утверждении Положения об особо охраняемой территории.

Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области были получены согласования от Министерства природных ресурсов РФ, исполнительной дирекции Ассоциации «Совет муниципальных образований Тверской области» и администрации Осташковского городского округа.

18 сентября 2023 г. проект постановления Правительства Тверской области «Об особо охраняемой природной территории регионального значения - природном парке «Остров Хачин» был направлен на согласование в Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру.

27 ноября 2023 г. Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой дан ответ о необходимости доработки проекта постановления Правительства Тверской области «Об особо охраняемой природной территории регионального значения - природном парке «Остров Хачин».

Проект правового акта Правительства Тверской области - Положения о природном парке «Остров Хачин» подготовлен Министерством, в настоящее время проект на стадии доработки, в связи с указаниями Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры. После устранения замечаний необходимо запланировать заседание комиссии по повторному рассмотрению указанного проекта. После заседания Комиссии проект постановления будет проходить повторную процедуру согласования в системе электронного документооборота в соответствии с Регламентом Правительства Тверской области, утвержденным постановлением Губернатора Тверской области от 2 августа 2018 г. № 75-пг.

Также, в настоящее время проект постановления согласован Департаментом по недропользованию по Центральному федеральному округу 8 февраля 2024 г., Министерством лесного хозяйства Тверской области 15 февраля 2024 г. и направлен на согласование в Минприроды России 21 марта 2024 г.

Кроме того, в соответствии с Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Тверской области и экспертизы нормативных правовых актов Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 19 августа 2014 г. № 410-пп, проект постановления прошел процедуру оценки регулирующего воздействия. Избыточных требований и обязанностей не выявлено.

В соответствии с пунктом 33 приложения к постановлению Губернатора Тверской области от 2 августа 2018 г. № 75-пг «О Регламенте Правительства Тверской области» Министерство направляло в адрес Аппарата Правительства Тверской области письмо от 27 марта 2024 г. № 2872-05 о включении в План разработки проектов правовых актов Тверской области проекта постановления Правительства Тверской области.

Удовлетворяя заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суд первой инстанции исходил из того, что требования мотивированы и обоснованы объективными причинами, в связи с чем признал указанные заявителями обстоятельства исключительными и препятствующими исполнению судебного постановления.

Суд апелляционной инстанции с указанными доводами суда согласиться не может по следующим основаниям.

Из приведенных выше нормативных положений в их системной взаимосвязи, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя суд вправе решить вопрос об отсрочке исполнения решения при наличии установленных законом оснований и исходя из совокупности представленных сторонами доказательств с учетом принципов равноправия и состязательности сторон, а также принципа справедливости судебного разбирательства. Основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения являются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда. К числу указанных обстоятельств могут быть отнесены в том числе тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. Суд при рассмотрении заявлений лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда в каждом конкретном случае должен установить наличие или отсутствие таких обстоятельств, препятствующих исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. При этом суд обязан оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возражения взыскателя относительно этой отсрочки или рассрочки по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в определении суда.

Таким образом, вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с учетом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности.

Удовлетворяя заявления, суд первой инстанции не учел приведенные выше положения закона, представленным Правительством Тверской области и Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области в обоснование необходимости предоставления отсрочки доводам не дал надлежащую оценку.

Как следует из материалов дела, решение суда от 7 мая 2015 г., которым на Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области возложена обязанность установить и описать границы особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника «Остров Хачин» площадью 3,2 тыс.га., вступило в законную силу 5 августа 2015 г.

Ответчики по делу неоднократно обращались в суд с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Указанные заявления удовлетворялись, ответчикам предоставлялась отсрочка исполнения решения суда (определением Осташковского городского суда Тверской области от 21 марта 2016 г. предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31 декабря 2016 г.; определением Осташковского городского суда Тверской области от 13 февраля 2017 г. – до 1 мая 2017г.; определением Осташковского городского суда Тверской области от 9 марта 2017 г. – до 1 ноября 2017г.; определением Осташковского городского суда Тверской области от 19 мая 2017 г. – до 31 января 2018 г.; определением Осташковского городского суда Тверской области от 7 февраля 2018 г. - 1 декабря 2018 г.; определением Осташковского городского суда Тверской области от 14 февраля 2018г – до 31 марта 2019 г.; определением Осташковского городского суда Тверской области от 17 января 2019 г. – до 1 мая 2019г.; определением Осташковского городского суда Тверской области от 5 июня 2019 г. – до 31 декабря 2019 г.; определением Осташковского городского суда Тверской области от 17 июня 2019г – до 30 декабря 2019 г.; определением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 9 января 2020 г. – до 30 мая 2020 г.; определением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 26 июня 2020 г. – до 30 октября 2020 г.; определением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 18 ноября 2020 г. – до 31 января 2021 г.; определением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 11 февраля 2022 г. – до 30 июня 2022 г.; определением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 21 июля 2022 г. – до 31 декабря 2022 г.; определением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 18 января 2023 г. – до 30 июня 2023 г.; определением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 11 сентября 2023 г. – до 30 ноября 2023 г.; определением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 25 декабря 2023 г. – до 30 марта 2024 г.;

При этом до настоящего времени указанное решение суда не исполнено.

В данной связи суд апелляционной инстанции полагает, что должниками не представлены доказательства того, что после предоставления отсрочки до 30 сентября 2024 г. решение суда будет исполнено и восстановлен баланс интересов сторон как участников исполнительного производства с учетом гарантированных Конституцией Российской Федерации прав.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о возможности предоставления отсрочки исполнения решения суда в связи с наличием исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению должниками исполнительного документа в установленный срок, не может быть признан правомерным.

Сам по себе факт прохождения административных процедур, установленных законодательством, в связи с подготовкой, согласованием и возможных доработок проекта правового акта Правительства Тверской области (Положения об особо охраняемой природной территории регионального значения - природном парке «Остров Хачин»), не свидетельствует об обстоятельствах исключительного характера для невозможности исполнения судебного постановления.

Кроме того, в рамках решения суда от 7 мая 2015 г. по гражданскому делу № 2-212/2015 на должника возложена обязанность установить и описать в текстовой и графической форме границы ООПТ «Остров Хачин» категории «государственный природный заказник», однако должником подготавливался проект правового акта Правительства Тверской области с категорией ООПТ «природный парк».

Указанные обстоятельства не могут освобождать должника от необходимости своевременного исполнения вступившего в законную силу судебного акта. Отсрочка исполнения решения суда в данном случае приведет к дальнейшим нарушениям прав взыскателя.

Судом первой инстанции не принято во внимание, что с момента вынесения решения суда прошло более девяти лет. Прошел достаточный период времени, за который ответчики имели возможность исполнить решение суда. В данном случае суд апелляционной инстанции учитывает не только интересы должников, но и взыскателя, баланс интересов сторон, обстоятельства неисполнения в течение девяти лет вступившего в законную силу решения суда.

По мнению суда апелляционной инстанции достаточных доказательств, подтверждающих объективную невозможность исполнить решение суда в установленный срок, в материалы дела не представлено, на иные обстоятельства для предоставления отсрочки заявители не ссылаются.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что определение суда подлежит отмене с вынесением нового об отказе в удовлетворении заявления Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Осташковского городского суда Тверской области от 7 мая 2015 г.

Руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

определил

апелляционное представление Осташковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Определение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 11 апреля 2024 г. об удовлетворении заявления Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Осташковского городского суда Тверской области от 7 мая 2015 г. по гражданскому делу № 2-212/2015 по иску Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Правительству Тверской области, Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о возложении обязанности установить и описать границы особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника «Остров Хачин», предоставить в орган государственного кадастрового учета документы для постановки на государственный кадастровый учет границ особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника «Остров Хачин» до 30 сентября 2024 г. отменить.

Постановить по делу новое определение, которым в удовлетворении заявления Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Осташковского городского суда Тверской области от 7 мая 2015 г. отказать.

Мотивированное апелляционное определение составлено 18 июня 2024 г.

Председательствующий Е.Е. Зорова

Материал № 13-102/2024 (№ 33-2474/2024) судья Кокарева Н.А.

УИД 69RS0023-01-2023-000922-30

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 июня 2024 г. город Тверь

Тверской областной суд

в составе председательствующего судьи Зоровой Е.Е.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Родионовой Е.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании

дело по апелляционному представлению Осташковского межрайонного природоохранного прокурора на определение судьи Осташковского межрайонного суда Тверской области от 11 апреля 2024 г. об удовлетворении заявления Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Осташковского городского суда Тверской области от 7 мая 2015 г.

Суд апелляционной инстанции

установил

Решением Осташковского городского суда Тверской области от 7 мая 2015 г. удовлетворен иск Осташковского межрайонного природоохранного прокурора.

На Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области возложена обязанность установить и описать границы особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника «Остров Хачин».

Решение суда вступило в законную силу 5 августа 2015 г.

Должникам Правительству Тверской области и Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области неоднократно предоставлялась отсрочка исполнения решения суда: последний раз Правительству Тверской области и Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области на срок до 30 ноября 2023 г.

Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области 3 апреля 2024 г., Правительство Тверской области 5 апреля 2024 г. с учетом дополнений, обратились в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 30 сентября 2024 г., ссылаясь на то, что вопрос об утверждении описания границ ООПТ «Остров Хачин» 31 января 2020 г. рассмотрен на заседании Комиссии при Правительстве Тверской области по вопросам организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, принято решение о необходимости осуществления Министерством работы по корректировке границ ООПТ «Остров Хачин» по береговой линии, исключая населенные пункты, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, а также о необходимости согласования границ с администрацией Осташковского городского округа с составлением акта осмотра территории, подтверждающего наличие объектов охраны и установление текущего состояния государственного природного заказника в соответствии с требованиями Порядка создания, реорганизации, утверждения описания границ и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 29 декабря 2018 г. № 408-пп.

Вопрос об утверждении описания границ особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника «Остров Хачин» 4 июня 2020 г. повторно рассмотрен на заседании Комиссии. По результатам заседания Комиссии Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области подготовлен проект постановления Правительства Тверской области «Об утверждении графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника «Остров Хачин».

Однако в процессе осуществления работ в отношении особо охраняемой природной территории «Остров Хачин» принято решение о создании природного парка «Селигер». В 2017 году Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области организованы работы по комплексному экологическому обследованию 14 особо охраняемых природных территорий, расположенных в Осташковском городском округе, Пеновском районе. По результатам комплексного экологического обследования получено научное обоснование изменения категории и режима особой охраны ООПТ, а также предложения по созданию на территории Тверской области природного парка «Селигер.

В закон Тверской области «Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области» 12 ноября 2018 г. внесены изменения, которые предусматривают возможность изменения категории существующих особо охраняемых природных территорий и создание на их основе природных парков с выделением функциональных зон для рационального использования рекреационных ресурсов и развития туристического потенциала Тверской области.

Учитывая практику по установлению границ особо охраняемых природных территорий регионального значения Тверской области, расположенных на границе с соседними субъектами Российской Федерации, Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области продолжается работа по подготовке проекта Положения о природном парке «Селигер».

В дальнейшем было принято решение об изменении статуса ООПТ с государственного природного заказника на природный парк «Остров Хачин» с выделением функциональных зон.

Проект правового акта Правительства Тверской области - Положения о природном парке «Остров Хачин» подготовлен Министерством, в настоящее время проект на стадии доработки, в связи с судебным решением по отмене Генерального плана в части расширения границ населенных пунктов (3а-107/2022).

31 июля 2023 г. на заседании Правительства Тверской области по вопросам организации и функционирования особо охраняемых природных территорий было принято решение о возможности реорганизации ООПТ регионального значения - ГПЗ «Остров Хачин» в ООПТ регионального значения - природный парк «Остров Хачин» путем изменения категории, на которое Министерством получены согласования исполнительной дирекции Ассоциации «Совет муниципальных образований Тверской области», администрации Осташковского городского округа.

Также проект постановления Правительства Тверской области «Об особо охраняемой природной территории регионального значения - природном парке «Остров Хачин» 18 сентября 2023 г. направлен на согласование в Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру.

27 ноября 2023 г. из прокуратуры поступил ответ о доработке проекта постановления Правительства Тверской области «Об утверждении Паспорта особо охраняемой природной территории регионального значения - природный парк «Остров Хачин», в связи с тем, что органам государственной власти субъектов РФ предоставлены полномочия только в части создания ООПТ регионального значения, изменения режима их особой охраны.

С учетом позиции Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры от 27 ноября 2023 г. проект корректируется, на что требуется время.

При этом новый проект постановления Правительства Тверской области «Об особо охраняемой природной территории регионального значения -государственном природном заказнике «Остров Хачин» потребует повторного прохождения административных процедур, установленных законодательством.

Также, в настоящее время проект постановления согласован Департаментом по недропользованию по Центральному федеральному округу 8 февраля 2024 г., Министерством лесного хозяйства Тверской области 15 февраля 2024 г. и направлен на согласование в Минприроды России 21 марта 2024 г.

Кроме того, в соответствии с Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Тверской области и экспертизы нормативных правовых актов Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 19 августа 20214 г. № 410-пп, проект постановления прошел процедуру оценки регулирующего воздействия. Избыточных требований и обязанностей не выявлено.

В соответствии с пунктом 33 приложения к постановлению Губернатора Тверской области от 2 августа 2018 г. № 75-пг «О Регламенте Правительства Тверской области» Министерство направляло в адрес Аппарата Правительства Тверской области письмо от 27 марта 2024 г. № 2872-05 о включении в План разработки проектов правовых актов Тверской области проекта постановления Правительства Тверской области.

Ссылаясь на принятие ими надлежащих и всесторонних мер, направленных на исполнение решения суда, просили о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 30 сентября 2024 г. и 16 сентября 2024 г. соответственно.

Осташковский межрайонный природоохранный прокурор направил письменные возражения против удовлетворения заявления, ссылаясь на необоснованность отсрочки исполнения решения суда.

Администрация Осташковского городского округа оставила решение вопроса на усмотрение суда.

Определением судьи Осташковского межрайонного суда Тверской области от 11 апреля 2024 г. заявления Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области об отсрочке исполнения решения Осташковского городского суда Тверской области от 7 мая 2015 г. удовлетворены.

Правительству Тверской области и Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области предоставлена отсрочка исполнения решения Осташковского городского суда Тверской области от 7 мая 2015 г. по гражданскому делу № 2-212/2015 по иску Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Правительству Тверской области, Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о возложении обязанности установить и описать границы особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника «Остров Хачин», предоставить в орган государственного кадастрового учета документы для постановки на государственный кадастровый учет границ особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника «Остров Хачин» до 30 сентября 2024 г.

В апелляционном представлении и.о. Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Вуймин Д.Б., оспаривая законность и обоснованность судебного акта, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявлений.

В обоснование доводов по апелляционному представлению указывает, что все действия ответчиков сводятся на внесудебный пересмотр решения Осташковского городского суда Тверской области от 7 мая 2015 г. по делу № 2-212/2015. Так, в рамках указанного решения суда на должника возложена обязанность установить и описать в текстовой и графической форме границы ООПТ «Остров Хачин» категории «государственный природный заказник». Вместо этого должником подготавливался проект правового акта Правительства Тверской области с категорией ООПТ «природный парк».

В соответствии с действующим законодательством органам государственной власти субъектов РФ предоставлены полномочия только в части создания ООПТ регионального значения, изменения режима их особой охраны. Реорганизация ООПТ, в том числе в связи с наступлением последствий неисполнения обязанностей по сохранению ООПТ, в целях создания рекреационной и иной инфраструктуры без учета природоохранных требований, влекущей увеличение антропогенного воздействия, федеральным законодателем при принятии законов в сфере охраны окружающей среды и природопользования и внесении в них изменений до настоящего времени не предусмотрены. В связи с изложенным, Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура письмом от 27 ноября 2023 г. № 07-63-2023/2622-23-2000201 сообщила Министерству природных ресурсов Тверской области о необходимости доработки проекта Постановления Правительства Тверской области «Об утверждении Паспорта ООПТ «Остров Хачин».

При этом, с заявлением об изменении способа и порядка исполнения вышеуказанного решения суда должники не обращались.

Кроме того судом не учтен тот факт, что со дня вынесения решения суда прошло более пяти лет и действенных мер со стороны должника, несмотря на ранее предоставляемые отсрочки, принято не было.

Предоставление отсрочки исполнения судебного акта не должно приводить к затягиванию его реального исполнения, иначе это будет противоречить общим целям правосудия и исполнительного производства, приведет к нарушению прав взыскателя.

В возражениях на частную жалобу представитель Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, по доверенности Абросимова И.Ю., просит отказать в удовлетворении апелляционного представления, определение суда первой инстанции оставить без изменения.

В возражениях на частную жалобу представитель Правительства Тверской области, по доверенности Комисарова Ж.А., просит определение суда первой инстанции оставить без изменения.

На основании части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность определения по доводам, изложенным в частной жалобе (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", при рассмотрении заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.

Таким образом, по смыслу указанных положений и разъяснений, в каждом случае рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта суд должен устанавливать конкретные обстоятельства невозможности или крайней затруднительности его исполнения. При этом предоставление отсрочки исполнения решения суда является исключительной мерой, которая должна применяться судом только при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, создающих серьезные препятствия к совершению исполнительных действий.

Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу ч. 3 ст. 17, ст. 19 Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости исполнения вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников. Возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, учитывать цели гражданского судопроизводства (ст. 2 ГПК РФ), а также требования разумности срока исполнения вступившего в силу судебного акта.

Основанием для удовлетворения заявления являются исключительные, уважительные причины, объективно препятствующие исполнению решения суда в течение определенного периода времени и дающие реальную возможность исполнения судебного акта в будущем.

В противном случае задержка исполнения повлечет необоснованное ограничение прав взыскателя, законным интересам которого уже нанесен урон неисполнением должником своих обязательств.

В силу статьи 56 ГПК РФ бремя доказывания экстраординарных обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда, лежит на заявителе.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением суда от 7 мая 2015 г. на Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области возложена обязанность установить и описать границы особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника «Остров Хачин» площадью 3,2 тыс.га.

Решение вступило в законную силу 5 августа 2015 г.

На основании выданного 7 октября 2015 г. Осташковским городским судом Тверской области исполнительного листа по делу 2-212/2015 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области 23 марта 2016 г. в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области возбуждено исполнительное производство -ИП.

Ответчики по делу неоднократно обращались в суд с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Указанные заявления удовлетворялись, ответчикам предоставлялась отсрочка исполнения решения суда.

Вступившими в законную силу определениями Осташковского межрайонного суда Тверской области от 27 июля 2023 г. Правительству Тверской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 30 ноября 2023 г. (том 9 л.д. 91-96), от 11 сентября 2023 г. Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области предоставлена отсрочка до 30 ноября 2023 г. (том 9 л.д. 140-153).

После предоставления судом отсрочки исполнения решения суда должниками совершаются действия, направленные на исполнение решения суда.

Согласно протоколу заседания Комиссии при Правительстве Тверской области по вопросам организации и функционирования ООПТ от 31 июля 2023 г. № 2 принято решение о возможности реорганизации ООПТ регионального значения - государственного природного заказчика «Остров Хачин» с образованием ООПТ регионального значения - природного парка «Остров Хачин» и утверждении Положения об особо охраняемой территории.

Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области были получены согласования от Министерства природных ресурсов РФ, исполнительной дирекции Ассоциации «Совет муниципальных образований Тверской области» и администрации Осташковского городского округа.

18 сентября 2023 г. проект постановления Правительства Тверской области «Об особо охраняемой природной территории регионального значения - природном парке «Остров Хачин» был направлен на согласование в Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру.

27 ноября 2023 г. Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой дан ответ о необходимости доработки проекта постановления Правительства Тверской области «Об особо охраняемой природной территории регионального значения - природном парке «Остров Хачин».

Проект правового акта Правительства Тверской области - Положения о природном парке «Остров Хачин» подготовлен Министерством, в настоящее время проект на стадии доработки, в связи с указаниями Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры. После устранения замечаний необходимо запланировать заседание комиссии по повторному рассмотрению указанного проекта. После заседания Комиссии проект постановления будет проходить повторную процедуру согласования в системе электронного документооборота в соответствии с Регламентом Правительства Тверской области, утвержденным постановлением Губернатора Тверской области от 2 августа 2018 г. № 75-пг.

Также, в настоящее время проект постановления согласован Департаментом по недропользованию по Центральному федеральному округу 8 февраля 2024 г., Министерством лесного хозяйства Тверской области 15 февраля 2024 г. и направлен на согласование в Минприроды России 21 марта 2024 г.

Кроме того, в соответствии с Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Тверской области и экспертизы нормативных правовых актов Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 19 августа 2014 г. № 410-пп, проект постановления прошел процедуру оценки регулирующего воздействия. Избыточных требований и обязанностей не выявлено.

В соответствии с пунктом 33 приложения к постановлению Губернатора Тверской области от 2 августа 2018 г. № 75-пг «О Регламенте Правительства Тверской области» Министерство направляло в адрес Аппарата Правительства Тверской области письмо от 27 марта 2024 г. № 2872-05 о включении в План разработки проектов правовых актов Тверской области проекта постановления Правительства Тверской области.

Удовлетворяя заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суд первой инстанции исходил из того, что требования мотивированы и обоснованы объективными причинами, в связи с чем признал указанные заявителями обстоятельства исключительными и препятствующими исполнению судебного постановления.

Суд апелляционной инстанции с указанными доводами суда согласиться не может по следующим основаниям.

Из приведенных выше нормативных положений в их системной взаимосвязи, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя суд вправе решить вопрос об отсрочке исполнения решения при наличии установленных законом оснований и исходя из совокупности представленных сторонами доказательств с учетом принципов равноправия и состязательности сторон, а также принципа справедливости судебного разбирательства. Основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения являются неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, которые носят исключительный характер, свидетельствуют о невозможности или крайней затруднительности исполнения решения суда. К числу указанных обстоятельств могут быть отнесены в том числе тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. Суд при рассмотрении заявлений лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда в каждом конкретном случае должен установить наличие или отсутствие таких обстоятельств, препятствующих исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. При этом суд обязан оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возражения взыскателя относительно этой отсрочки или рассрочки по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в определении суда.

Таким образом, вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с учетом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности.

Удовлетворяя заявления, суд первой инстанции не учел приведенные выше положения закона, представленным Правительством Тверской области и Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области в обоснование необходимости предоставления отсрочки доводам не дал надлежащую оценку.

Как следует из материалов дела, решение суда от 7 мая 2015 г., которым на Правительство Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области возложена обязанность установить и описать границы особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника «Остров Хачин» площадью 3,2 тыс.га., вступило в законную силу 5 августа 2015 г.

Ответчики по делу неоднократно обращались в суд с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Указанные заявления удовлетворялись, ответчикам предоставлялась отсрочка исполнения решения суда (определением Осташковского городского суда Тверской области от 21 марта 2016 г. предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31 декабря 2016 г.; определением Осташковского городского суда Тверской области от 13 февраля 2017 г. – до 1 мая 2017г.; определением Осташковского городского суда Тверской области от 9 марта 2017 г. – до 1 ноября 2017г.; определением Осташковского городского суда Тверской области от 19 мая 2017 г. – до 31 января 2018 г.; определением Осташковского городского суда Тверской области от 7 февраля 2018 г. - 1 декабря 2018 г.; определением Осташковского городского суда Тверской области от 14 февраля 2018г – до 31 марта 2019 г.; определением Осташковского городского суда Тверской области от 17 января 2019 г. – до 1 мая 2019г.; определением Осташковского городского суда Тверской области от 5 июня 2019 г. – до 31 декабря 2019 г.; определением Осташковского городского суда Тверской области от 17 июня 2019г – до 30 декабря 2019 г.; определением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 9 января 2020 г. – до 30 мая 2020 г.; определением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 26 июня 2020 г. – до 30 октября 2020 г.; определением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 18 ноября 2020 г. – до 31 января 2021 г.; определением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 11 февраля 2022 г. – до 30 июня 2022 г.; определением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 21 июля 2022 г. – до 31 декабря 2022 г.; определением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 18 января 2023 г. – до 30 июня 2023 г.; определением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 11 сентября 2023 г. – до 30 ноября 2023 г.; определением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 25 декабря 2023 г. – до 30 марта 2024 г.;

При этом до настоящего времени указанное решение суда не исполнено.

В данной связи суд апелляционной инстанции полагает, что должниками не представлены доказательства того, что после предоставления отсрочки до 30 сентября 2024 г. решение суда будет исполнено и восстановлен баланс интересов сторон как участников исполнительного производства с учетом гарантированных Конституцией Российской Федерации прав.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о возможности предоставления отсрочки исполнения решения суда в связи с наличием исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению должниками исполнительного документа в установленный срок, не может быть признан правомерным.

Сам по себе факт прохождения административных процедур, установленных законодательством, в связи с подготовкой, согласованием и возможных доработок проекта правового акта Правительства Тверской области (Положения об особо охраняемой природной территории регионального значения - природном парке «Остров Хачин»), не свидетельствует об обстоятельствах исключительного характера для невозможности исполнения судебного постановления.

Кроме того, в рамках решения суда от 7 мая 2015 г. по гражданскому делу № 2-212/2015 на должника возложена обязанность установить и описать в текстовой и графической форме границы ООПТ «Остров Хачин» категории «государственный природный заказник», однако должником подготавливался проект правового акта Правительства Тверской области с категорией ООПТ «природный парк».

Указанные обстоятельства не могут освобождать должника от необходимости своевременного исполнения вступившего в законную силу судебного акта. Отсрочка исполнения решения суда в данном случае приведет к дальнейшим нарушениям прав взыскателя.

Судом первой инстанции не принято во внимание, что с момента вынесения решения суда прошло более девяти лет. Прошел достаточный период времени, за который ответчики имели возможность исполнить решение суда. В данном случае суд апелляционной инстанции учитывает не только интересы должников, но и взыскателя, баланс интересов сторон, обстоятельства неисполнения в течение девяти лет вступившего в законную силу решения суда.

По мнению суда апелляционной инстанции достаточных доказательств, подтверждающих объективную невозможность исполнить решение суда в установленный срок, в материалы дела не представлено, на иные обстоятельства для предоставления отсрочки заявители не ссылаются.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что определение суда подлежит отмене с вынесением нового об отказе в удовлетворении заявления Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Осташковского городского суда Тверской области от 7 мая 2015 г.

Руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

определил

апелляционное представление Осташковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Определение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 11 апреля 2024 г. об удовлетворении заявления Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Осташковского городского суда Тверской области от 7 мая 2015 г. по гражданскому делу № 2-212/2015 по иску Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Правительству Тверской области, Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о возложении обязанности установить и описать границы особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника «Остров Хачин», предоставить в орган государственного кадастрового учета документы для постановки на государственный кадастровый учет границ особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника «Остров Хачин» до 30 сентября 2024 г. отменить.

Постановить по делу новое определение, которым в удовлетворении заявления Правительства Тверской области и Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Осташковского городского суда Тверской области от 7 мая 2015 г. отказать.

Мотивированное апелляционное определение составлено 18 июня 2024 г.

Председательствующий Е.Е. Зорова

33-2474/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Осташковский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Правительство Тверской области
Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области
Суд
Тверской областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
04.06.2024Передача дела судье
18.06.2024Судебное заседание
18.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.06.2024Передано в экспедицию
18.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее