Дело №2-267/2023
УИД 48RS0018-01-2023-000196-88
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 марта 2023 года г. Усмань Липецкой области
Усманский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего Пироговой М.В.,
при секретаре Шестаковой М. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОБУ «ЦСЗН Липецкой области» к Асташову Александру Ивановичу о взыскании денежных средств на основании социального контракта,
У С Т А Н О В И Л:
ОБУ «Центр социальной защиты населения Липецкой области» обратилось с иском к Асташову А.И. о взыскании денежных средств, указав, что 28.06.2022 года между сторонами был заключен социальный контракт на оказание государственной социальной помощи, по которому ответчику было выплачено единовременное социальное пособие в размере 250 000 руб. В нарушение условий социального контракта ответчик предоставил отчетные документы, подтверждающие лишь частичное расходование денежных средств. Кроме того, ответчик не представил отчеты по программе социальной адаптации. Предпринимательская деятельность ответчиком фактически не ведется. Неоднократные уведомления, направленные в адрес ответчика, им были проигнорированы. Приказом ОБУ «ЦСЗН Липецкой области» от 09.11.2022 года социальный контракт, заключенный с ответчиком, расторгнут в одностороннем порядке, о чем ему было направлено соответствующее уведомление.
Поскольку денежные средства не были возвращены, ОБУ «Центр социальной защиты населения Липецкой области» просит взыскать с ответчика единовременное социальное пособие на осуществление предпринимательской деятельности в размере 250 000 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 5700 руб.
Представитель ОБУ «ЦСЗН Липецкой области», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил об отложении судебного заседания в связи с его занятостью в другом судебном процессе.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки в суд не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Письменных возражений на иск от ответчика в установленный срок не поступило.
Суд на основании ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" закреплено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Согласно ч. 1 - 3 ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.
Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта на территории Липецкой области назначается в соответствии с Законом Липецкой области от 29.03.2005 года № 179-ОЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии с частью 1 статьи 4.2 Закона Липецкой области от 29.03.2005 года № 179-ОЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется в виде единовременного и (или) ежемесячного социального пособия.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется на реализацию мероприятий, в том числе по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (п.2 ч.2 ст.4.2 Закона Липецкой области от 29.03.2005 года № 179-ОЗ).
Согласно п.п.3,4 ч.6 ст.4.3 Закона Липецкой области от 29.03.2005 года № 179-ОЗ) социальный контракт досрочно расторгается в одностороннем порядке в случае предоставления недостоверной информации в ходе исполнения социального контракта получателем; в случае неисполнения (несвоевременного исполнения) получателем мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не указанным в части 7 настоящей статьи.
Согласно ч.7 статьи 4.3 указанного Закона уважительными причинами неисполнения получателем мероприятий программы социальной адаптации являются:
1) состояние здоровья (болезнь получателя и (или) члена семьи, подтвержденная листком нетрудоспособности или медицинской справкой (заключением));
2) временное отсутствие получателя по месту жительства (подтвержденное документально осуществление ухода за тяжелобольным близким родственником, проживающим в другом муниципальном образовании, смерть близкого родственника, проживающего в другом муниципальном образовании, выезд получателя в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, для прохождения обучения по очно-заочной и заочной формам обучения, командировка, прохождение военных сборов);
3) непреодолимая сила и (или) чрезвычайное, непредотвратимое обстоятельство (подтвержденные документально пожар, наводнение, ураган, землетрясение, авария систем водоснабжения, отопления, электроснабжения), введение ограничительных мероприятий в рамках режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;
4) документально подтвержденное отсутствие у поставщиков товара и (или) услуг, необходимых для ведения индивидуальной предпринимательской деятельности или личного подсобного хозяйства.
Частью 8 статьи 4.3 названного Закона установлено, что учреждение социальной защиты населения по месту жительства осуществляет ежемесячный контроль за выполнением заявителем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта в порядке, установленном нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти области в сфере социальной защиты населения.
Полученная государственная социальная помощь на основании социального контракта должна быть использована получателем на выполнение мероприятий программы социальной адаптации и в сроки, предусмотренные программой социальной адаптации.
В случае неисполнения (несвоевременного исполнения) заявителем мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными, с месяца, следующего за месяцем возникновения указанного обстоятельства, учреждение социальной защиты населения по месту жительства прекращает предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта.
В случае прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности по собственной инициативе в период действия социального контракта, выплаченная сумма подлежит возврату получателем в добровольном порядке путем перечисления денежных средств на единый счет областного бюджета в срок не позднее 30 календарных дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности.
В случае отказа получателя от добровольного возврата указанных средств учреждение социальной защиты населения по месту жительства обеспечивает их взыскание в судебном порядке.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 28.06.2022 г. между ОБУ «ЦСЗН Липецкой области» филиал № 16 по Усманскому району и Асташовым А.И. был заключен социальный контракт на оказание социальной помощи, по которому ОБУ «ЦСЗН по Липецкой области» обязалось в соответствии с программой социальной адаптации выплатить Асташову А.И. единовременное социальное пособие в размере 250 000 руб., оказывать содействие получателю в осуществлении предпринимательской деятельности (самозанятости), осуществлять контроль за целевым расходованием указанных денежных средств, ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных контрактом, а Асташов А.И. обязался выполнять программу социальной адаптации в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации; предпринимать действия, направленные на сохранение здоровья; приобрести в период действия контракта основные средства для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности; осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в течение срока действия контракта; возвратить единовременное социальное пособие, полученное в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности в случае ее прекращения в период действия контракта по собственной инициативе и др.
Указанный социальный контракт был заключен на срок с 28.06.2022 года по 27.06.2023 года.
Во исполнение указанного социального контракта ОБУ «ЦСЗН по Липецкой области» на основании платежного поручения от 30.06.2022 г. № 10635 выплатило Асташову А.И. социальное пособие в размере 250 000 руб.
Согласно бизнес-плану Асташов А.И. должен был приобрести оборудование на сумму 152500 руб., расходные материалы на сумму 60000 руб., осуществить ремонт помещения на сумму 37500 руб.
В ОБУ «ЦСЗН по Липецкой области» ответчиком были представлены отчетные документы на приобретение оборудования на сумму 85421 руб., на ремонт в сумме 24500 руб. 26.06.2022 Асташов А.И. зарегистрировался в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.
Согласно программе социальной адаптации Асташов А.И. в июле 2022 года – не выполнил мероприятия по ремонту помещения, по оказанию услуг населению, частично выполнил мероприятия по покупке оборудования и расходных материалов и предоставлению отчетности о выполненных мероприятиях; в сентябре – январе 2022 полностью не выполнил мероприятия по оказанию услуг населению и предоставлению отчетности о выполненных мероприятиях. Доказательств обратного суду не представлено.
13.10.2022 года ОБУ «ЦСЗН Липецкой области» направило в адрес ответчика уведомление о необходимости в срок до 23.10.2022 года представить все необходимые отчеты по программе социальной адаптации.
08.11.2022 года специалистами ОБУ «ЦСЗН по Липецкой области» филиал № 16 по Усманскому району был осуществлен выход по месту жительства и регистрации ответчика, по результатам которого установлено, что по данному адресу никто дверь не открыл, гараж закрыт, на телефонный звонок Асташов А.И. не ответил.
В этой связи, приказом ОБУ «ЦСЗН по Липецкой области» от 09.11.2022 г. № 2032 социальный контракт с Асташовым А.И. расторгнут в одностороннем порядке.
Уведомлением от 09.11.2022 г. Асташову А.И. было сообщено о расторжении социального контракта и предложено вернуть денежные средства в размере 250000 руб. на счет учреждения.
В добровольном порядке денежные средства ответчиком не возвращены.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Учитывая, что социальный контракт расторгнут с ответчиком в одностороннем порядке, мероприятия социальной адаптации, перечисленные выше, ответчиком не выполнены, доказательств, подтверждающих неисполнение мероприятий программы социальной адаптации по уважительным причинам, ответчиком не представлено, возврат социального пособия до настоящего времени не произведен, суд считает необходимым взыскать с Асташова А.И. в пользу ОБУ «ЦСЗН Липецкой области» денежные средства в размере 250 000 руб. в качестве неосновательного обогащения.
В силу ч. 1 ст. 98 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку иск был удовлетворен, с ответчика подлежат взысканию в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 5700 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 98, 194 – 198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ОБУ «ЦСЗН Липецкой области» удовлетворить:
Взыскать с Асташова Александра Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт РФ <данные изъяты>, в пользу Областного бюджетного учреждения «Центр социальной защиты населения Липецкой области» (ИНН 4825096854) сумму неосновательного обогащения в размере 250 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 5700 рублей.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом путем подачи жалобы через Усманский районный суд.
Председательствующий: М.В. Пирогова