Судья Прибыткова Н.А. | |
Судья-докладчик Губаревич И.И. | по делу № 33-4684/2021 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 июня 2021 года | г. Иркутск |
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Губаревич И.И.
судей Васильевой И.Л., Коваленко В.В.,
при помощнике судьи Нечкиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-152/2021 по иску Дьяченко Сергея Федоровича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, обязании включить в страховой стаж периоды работы, обязании назначить страховую пенсию по старости
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 16 февраля 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
Дьяченко С.Ф. обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Государственному учреждению - Центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области № 1, в обоснование которого указал, что решением УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска от 15 октября 2018 года ему отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента. При этом в страховой стаж не включены периоды его работы с 9 февраля 1984 года по 10 сентября 1984 года в качестве мастера РМЦ ОРСа Восточно-Сибирского управления строительства, с 27 сентября 1988 года по 1 марта 1989 года в качестве мастера ДОЦ кооператива «Стройателье» при СПО «Химпром», с 9 января 1985 года по 26 января 1988 года в качестве мастера производственного обучения Зиминского ПТУ. С указанным решением пенсионного органа он не согласен, так как согласно записям в трудовой книжке в указанные периоды он осуществлял трудовую деятельность в данных учреждениях.
Дьяченко С.Ф. просил суд признать незаконным решение УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска № 197/26/2018 от 15 октября 2018 года; обязать ответчика назначить ему страховую пенсию по старости с момента обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, включив в страховой стаж, дающий право для назначения страховой пенсии по старости, периоды его работы с 9 февраля 1984 года по 10 сентября 1984 года в должности мастера РМЦ ОРСа Восточно-Сибирского управления строительства, с 9 января 1985 года по 26 января 1988 года в должности мастера производственного обучения Зиминского ПТУ, с 27 сентября 1988 года по 1 марта 1989 года в должности мастера ДОЦ кооператива «Стройателье» при СПО «Химпром».
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 16 февраля 2021 года исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным решение УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска № 197/26/2018 от 15 октября 2018 года об отказе в назначении страховой пенсии по старости.
На Государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области № 1 возложена обязанность включить в страховой стаж Дьяченко С.Ф., дающий право для назначения страховой пенсии по старости, периоды работы с 9 февраля 1984 года по 26 августа 1984 года в должности мастера РМЦ ОРСа Восточно-Сибирского управления строительства, с 27 сентября 1988 года по 1 марта 1989 года в должности мастера ДОЦ кооператива «Стройателье» при СПО «Химпром» и назначить страховую пенсию по старости с 3 октября 2018 года. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, представителем Пенсионного органа Степановым Н.В. подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене решения суда. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что на момент обращения истца в пенсионный орган по вопросу назначения ему страховой пенсии по старости им не представлены доказательства, подтверждающие факт его работы в спорные периоды, а документы, представленные в суд первой инстанции, имеют несоответствия и расхождения.
Относительно апелляционной жалобы поступил письменный отзыв от представителя истца Андреева Д.А.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 июня 2021 года произведена замена ответчика Государственного учреждения – Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области № 1 на правопреемника Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. О причинах неявки сведений не представлено. Судебная коллегия рассмотрела дело согласно статье 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Губаревич И.И., объяснения представителя Пенсионного органа Ступиной Е.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда не установила оснований к отмене либо изменению решения Кировского районного суда г. Иркутска.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», регулирующий порядок назначения, выплаты и перерасчета пенсий, устанавливает, в частности, правила подсчета и подтверждения страхового стажа.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях» устанавливаются переходные положения, из которых следует, что продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет, начиная с 1 января 2016 года, ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
Частью 3 настоящей статьи установлено, что с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 1015 от 2 октября 2014 года, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, включаемые в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Судом первой инстанции установлено, что 3 октября 2018 года Дьяченко С.Ф., 2 Дата изъята , зарегистрированный в системе обязательного пенсионного страхования 17 июля 2012 года, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа № 197/26/2018 от 15 октября 2018 года Дьяченко С.Ф. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента. Страховой стаж составил 15 лет 4 месяца 9 дней.
В страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости пенсионным органом не засчитаны следующие периоды работы Дьяченко С.Ф.: с 9 февраля 1984 года по 10 сентября 1984 года в должности мастера РМЦ ОРСа Восточно-Сибирского управления строительства, с 9 января 1985 года по 26 января 1988 года в должности мастера производственного обучения Зиминского ПТУ, с 27 сентября 1988 года по 1 марта 1989 года в должности мастера ДОЦ кооператива «Стройателье» при СПО «Химпром».
Из трудовой книжки Дьяченко С.Ф. следует, что он работал с 8 февраля 1984 года по 10 сентября 1984 года мастером РМЦ в ОРСе Восточно-Сибирского управления строительства (приказы № 20л/с от 16 февраля 1984 года, № 191л/с от 10 сентября 1984 года); с 9 января 1985 года по 26 января 1988 года мастером производственного обучения в Зиминском ПТУ № 10 (приказ № 2 от 11 января 1985 года о приеме на работу); с 27 сентября 1988 года по 1 марта 1989 года в должности мастера ДОЦ кооператива «Стройателье» при СПО «Химпром» (распоряжение № 1 от 27 января 1989 года, распоряжение № 14 от 24 февраля 1989 года).
Согласно архивной справке архивного отдела администрации городского округа МО «город Саянск» от 25 сентября 2020 года № 530 в документах архивного фонда Отдела рабочего снабжения Восточно-Сибирского управления строительства хранится историческая справка на ОРС, за 1984 год имеются сведения о трудовом стаже Дьяченко С.Ф.: принят мастером РМЦ с 9 февраля 1984 года переводом из ДРСУ-2 (приказ № 20л/с от 16 февраля 1984 года), уволен с занимаемой должности с 26 августа 1984 года по статье 31 КЗоТ РСФСР в связи с переменой места жительства (приказ № 191л/с от 3 сентября 1984 года); личная карточка работника ф. Т-2; имеются сведения о начисленной заработной плате за этот период работы.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, пришел к правильному выводу о том, что факт работы Дьяченко С.Ф. в ОРСе Восточно-Сибирского управления строительства и в кооперативе «Стройателье» при СПО «Химпром» в спорные периоды нашел свое подтверждение, в связи с чем, на ответчика обоснованно возложена обязанность включить период работы с 9 февраля 1984 года по 26 августа 1984 года, с 27 сентября 1988 года по 1 марта 1989 года в страховой стаж истца.
Учитывая, что по состоянию на 3 октября 2018 года Дьяченко С.Ф. имел необходимый страховой стаж, требуемую величину ИПК, обладал правом на назначение страховой пенсии по старости, выводы суда первой инстанции о назначении истцу страховой пенсии по старости с 3 октября 2018 года, являются правильными.
Судебная коллегия соглашается с выводы суда, которые подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со статьями 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают сомнений в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент обращения истца в пенсионный орган им не представлены доказательства, подтверждающие факт его работы в спорные периоды, а представленные документы в суд первой инстанции имеют несоответствия и расхождения, отклоняются, поскольку трудовой книжкой истца, которая в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555, подтверждено, что в спорные периоды Дьяченко С.Ф. работал мастером РМЦ ОРСа Восточно-Сибирского управления строительства и мастером ДОЦ кооператива «Стройателье» при СПО «Химпром», в связи с этим спорные периоды обоснованно включены в страховой стаж истца. При этом, записи о приеме на работу и увольнении внесены последовательно с соблюдением нумерации и заверены подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров, недействительными в установленном законом порядке не признаны.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, проверенное по доводам апелляционной жалобы решение суда, судебная коллегия признает законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 12 ноября 2021 года, с учетом определений суда от 19 ноября 2020 года и 14 апреля 2020 года об исправлении описок, по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.И. Губаревич
Судьи И.Л. Васильева
В.В. Коваленко