Решение по делу № 33-904/2023 (33-13587/2022;) от 19.12.2022

Судья – Катаев О.Б.

Дело № 33-904/2023 (33-13587/2022)

№ 2-1637/2022

УИД 59RS0006-02-2022-000937-03

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Новоселовой Д.В.

и судей Петуховой Е.В., Ивановой Е.В.

при ведении протокола секретарем Анваровой О.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 24 января 2023 года дело по апелляционной жалобе Администрации г. Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 29 сентября 2022 года.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., пояснения прокурора Пермской краевой прокуратуры Левыкиной Л.Л., возражавшей против отмены решения суда, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Орджоникидзевского района г. Перми обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Перми, Управлению жилищных отношений администрации города Перми, Администрации Орджоникидзевского района г. Перми о возложении обязанности обеспечить безопасные и благоприятные условия для неопределенного круга лиц, путем возведения сплошного ограждения и ограничения доступа к аварийным многоквартирным домам, расположенным по адресам: Пермский край, г. Пермь, ул. Левшинская, д. 34, ул. Памирская, д. 7, ул. Гомельская, д. 5, ул. Городищенская 1-я, д. 5, ул. Катерная, д. 18, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу; снос фактически и юридически расселенных аварийных многоквартирных домов, расположенных по адресам: Пермский край, г. Пермь, ул. Левшинская, д. 34, ул. Памирская, д. 7, ул. Гомельская, д. 5, ул. Городищенская 1-я, д. 5, ул. Катерная, д. 18, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указал на то, что Прокуратурой Орджоникидзевского района г. Перми проведена проверка исполнения жилищного законодательства и законодательства в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом в деятельности Администрации города Перми и ее функциональных и территориальных органов в части обеспечения сноса многоквартирных домов, расселяемых в рамках, реализуемых органом местного самоуправления Региональной адресной программы по переселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края. Многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Памирская, д. 7, включен в данную Программу. Многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, по ул. Левшинская, д. 34, ул. Гомельская, д. 5 ул. Городищенская 1-я, д. 5, ул. Катерная, д. 18 в действующие на территории г. Перми программы по переселению граждан не включены. По состоянию на 10.03.2022 указанные дома находятся в полуразрушенном состоянии, окна и двери в помещениях частично отсутствуют, системы электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения не функционируют и выведены из эксплуатации. В домах фактически никто не проживает, имущество не хранится. Указанные многоквартирные дома представляют реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе малолетних детей.

По определению суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом».

Представитель Прокуратуры Орджоникидзевского района г. Перми в судебном заседании на требованиях настаивал по доводам указанным в иске.

Представитель ответчика - Администрации г. Перми в судебное заседание не явился, извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представители ответчиков - Управления жилищных отношений администрации г. Перми, Администрации Орджоникидзевского района г. Перми в судебное заседание не явились, извещены. Представили отзывы и ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель третьего лица - МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми» в судебном заседании требования не признал.

Решением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 29 сентября 2022 года исковые требования прокурора Орджоникидзевского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены в части.

На Администрацию города Перми возложена обязанность обеспечить безопасные и благоприятные условия для неопределенного круга лиц путем возведения сплошного ограждения и ограничения доступа к аварийным многоквартирным домам, расположенным по адресам: Пермский край, г. Пермь, ул. Левшинская, д. 34, ул. Памирская, д. 7, ул. Гомельская, д. 5, ул. Городищенская 1-я, д. 5, ул. Катерная, д. 18, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На Администрацию города Перми возложена обязанность обеспечить снос фактически и юридически расселенных аварийных многоквартирных домов, расположенных по адресам: Пермский край, г. Пермь, ул. Левшинская, д. 34, ул. Памирская, д. 7, ул. Гомельская, д. 5, ул. Городищенская 1-я, д. 5, ул. Катерная, д. 18, в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части требования прокурора Орджоникидзевского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц, в том числе к ответчикам - Управлению жилищных отношений администрации города Перми, Администрации Орджоникидзевского района г. Перми оставлены без удовлетворения.

Об отмене указанного решения суда в части возложения обязанности по возведению сплошного ограждения и ограничения доступа к аварийным многоквартирным домам в апелляционной жалобе просит Администрация г. Перми.

Заявитель указывает на то, что в силу норм действующего законодательства обязанность поддерживать расселяемые муниципальные жилые помещения в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ними, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренные ч. 4 ст. 30 ЖК РФ, возложена на МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом» и управляющую компанию, осуществляющую управление многоквартирным жилым домом.

Кроме того, заявитель не согласен со сроком, предоставленным ему для выполнения возложенных на него обязанностей, т.к. данный срок недостаточен для проведения процедуры закупки, заключения муниципального контракта и его исполнения в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Оптимальный срок для возведения ограждения - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В суд апелляционной инстанции поступили заявления администрации Орджоникидзевского района г. Перми, администрации г. Перми, Управления жилищных отношений администрации г. Перми, МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми» о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения.

Из материалов дела следует и установлено судом при разрешении спора, что в соответствии с заключениями ООО «Инженерно-технический центр «Ресурс» от 2012 года многоквартирные жилые дома по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Памирская, д. 7, ул. Гомельская, д. 5, являются аварийными, подлежат сносу (л.д. 1-21, 23-44 том 3).

В соответствии с техническим заключением ООО «Артекс» многоквартирный дом по адресу: г. Пермь, ул. Городищенская 1-я, д. 5, является аварийным, подлежит сносу (л.д. 46-60 том 3).

В соответствии с заключением ООО «ПКС-Проект» от 2012 многоквартирный жилой дом по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Левшинская, д. 34 является аварийными, подлежит сносу (л.д. 219-238 том 2).

На основании заключения межведомственной комиссии № 3/35 от 30.08.2012 жилой дом № 7 по ул. Памирская, в г. Перми признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 239-241 том 2).

Заключением межведомственной комиссии от 26.02.2007 многоквартирный дом № 18 по ул. Катерная, г. Перми признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 61, 62 том 3).

Заключением межведомственной комиссии от 14.02.2012 многоквартирный дом № 34 по ул. Левшинская в г. Перми признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 216-218 том 2).

В соответствии с распоряжением Управления жилищных отношений администрации города Перми от 29.11.2012 № СЭД-11-01-04-1190 собственникам жилых помещений в многоквартирных домах по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Левшинская, д. 34, ул. Памирская, д. 7, ул. Гомельская, д. 5 сообщено о необходимости снести дома или подать заявление на получение разрешения на строительство в течение шести месяцев с момента подписания распоряжения (л.д. 214-215 том 2).

Распоряжением Управления жилищных отношений администрации города Перми от 30.06.2016 № СЭД-11-01-05-50 собственникам жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Пермь, ул. Городищенская, 5 сообщено о необходимости освободить занимаемые жилые помещения и снести аварийный дом (л.д. 45 том 3).

Многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Памирская, д. 7, включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 № 227-п.

Многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, по ул. Левшинская, д. 34, ул. Гомельская, д. 5 ул. Городищенская 1-я, д. 5, ул. Катерная, д. 18 в действующие на территории г. Перми программы по переселению граждан не включены.

В материалы дела по запросу суда представлены копии технических дел № 2269 (об отводе территории, в пределах которой расположен земельный участок по ул. Левшинской, 34 в Орджоникидзевском районе города Перми); № 989 (об отводе территории, в пределах которой расположен земельный участок по ул. Гомельской, 5 в Орджоникидзевском районе города Перми); № 617 (об отводе территории, в пределах которой расположен земельный участок по ул. Городищенской, 5 в Орджоникидзевском районе города Перми); № 1945 (об отводе территории, в пределах которой расположен земельный участок по ул. Памирской, 7 в Орджоникидзевском районе города Перми) (л.д. 83-241 том 1, л.д. 1-206 том 2).

Собственниками жилых помещений в многоквартирных домах по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Левшинская, д. 34, ул. Памирская, д. 7, ул. Гомельская, д. 5, ул. Городищенская 1-я, д. 5, ул. Катерная, д. 18 является муниципальное образование город Пермь (л.д. 49-72 том 1).

07.02.2022 прокуратурой в адрес ответчика направлено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, законодательства в сфере использования и распоряжения муниципальной собственностью (л.д. 5-9 том 1).

10.03.2022 заместителем Главы администрации города Перми дан ответ о принимаемых мерах к исполнению представления (л.д. 10-14 том 1).

Из акта проверки соблюдения законодательства от 10.03.2022, проведенного и составленного прокуратурой Орджоникидзевского района г. Перми, ЖКХ и ЖО администрации Орджоникидзевского района г. Перми, следует, что дома по адресам: Пермский край, г. Пермь, ул. Левшинская, д. 34, ул. Памирская, д. 7, ул. Гомельская, д. 5, ул. Городищенская 1-я, д. 5, ул. Катерная, д. 18 находятся в полуразрушенном состоянии, окна и двери в помещениях частично отсутствуют, системы электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения не функционируют и выведены из эксплуатации (л.д. 15-24 том 1).

Установив указанные обстоятельства, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", п. 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что бездействие администрации г. Перми по непринятию мер по обеспечению безопасности населения, неснесению расселенных аварийных многоквартирных домов по адресам: Пермский край, г. Пермь, ул. Левшинская, д. 34, ул. Памирская, д. 7, ул. Гомельская, д. 5, ул. Городищенская 1-я, д. 5, ул. Катерная, д. 18 создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в связи с чем исковые требования удовлетворил.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным доказательствам по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Частью 1 ст. 37 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

В силу ст. 14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Поскольку указанные многоквартирные дома по адресам: Пермский край, г. Пермь, ул. Левшинская, д. 34, ул. Памирская, д. 7, ул. Гомельская, д. 5, ул. Городищенская 1-я, д. 5, ул. Катерная, д. 18 в установленном законом порядке признаны аварийными и подлежащими сносу, жители данных домов расселены, суд правомерно признал требования прокурора законными и обоснованными, возложив обязанность по ограждению и ограничению доступа к аварийным многоквартирным домам, а также их сносу на Администрацию г. Перми, как собственника данного имущества.

Доводы ответчика о том, что поддержание расселяемых муниципальных жилых помещений в надлежащем состоянии, соблюдение прав и законных интересов жильцов, нормативное содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, является обязанностью МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом» и управляющей компании, осуществляющей управление многоквартирными жилыми домами, отмену решения суда не влекут, поскольку обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, в объем которого входит и принятие мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здания при прекращении их эксплуатации, а также их последующий снос, возложена на ответчика, как на собственника вышеназванных многоквартирных домов, при этом создание угрозы жизни и здоровью неограниченного круга лиц ввиду ненадлежащего выполнения возложенных на орган местного самоуправления полномочий не допускается.

Доводы апелляционной жалобы о том, что исполнить решение суда в срок, установленный судом, не представляется возможным в силу длительности процедур, связанных с заключением муниципального контракта на возведение сплошного ограждения и ограничения доступа к аварийным многоквартирным домам, не могут служить основанием для отмены постановленного решения, поскольку вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ ответчик, ссылаясь на неразумность установленного судом срока, не привел каких-либо достаточных тому доказательств, в связи с чем основания для его изменения у судебной коллегии отсутствуют. Сроки, установленные судом для исполнения решения суда, - 1 месяц со дня вступления решения – для ограждения и ограничения доступа к аварийным многоквартирным домам и 10 месяцев со дня вступления решения в законную силу – для сноса аварийных домов, по мнению судебной коллегии, являются разумными. Кроме того, судебная коллегия учитывает, что объекты, подлежащие ограждению и последующему сносу, являются опасными, при том, что ответчиком до настоящего времени каких-либо действий по демонтажу данных объектов не предпринято, а иное материалами дела не подтверждено.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с оценкой, данной судом представленным по делу доказательствам, аналогичны процессуальной позиции ответчика в суде первой инстанции и направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой судебная коллегия не находит.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 29 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Перми – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Судья – Катаев О.Б.

Дело № 33-904/2023 (33-13587/2022)

№ 2-1637/2022

УИД 59RS0006-02-2022-000937-03

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Новоселовой Д.В.

и судей Петуховой Е.В., Ивановой Е.В.

при ведении протокола секретарем Анваровой О.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 24 января 2023 года дело по апелляционной жалобе Администрации г. Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 29 сентября 2022 года.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., пояснения прокурора Пермской краевой прокуратуры Левыкиной Л.Л., возражавшей против отмены решения суда, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Орджоникидзевского района г. Перми обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Перми, Управлению жилищных отношений администрации города Перми, Администрации Орджоникидзевского района г. Перми о возложении обязанности обеспечить безопасные и благоприятные условия для неопределенного круга лиц, путем возведения сплошного ограждения и ограничения доступа к аварийным многоквартирным домам, расположенным по адресам: Пермский край, г. Пермь, ул. Левшинская, д. 34, ул. Памирская, д. 7, ул. Гомельская, д. 5, ул. Городищенская 1-я, д. 5, ул. Катерная, д. 18, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу; снос фактически и юридически расселенных аварийных многоквартирных домов, расположенных по адресам: Пермский край, г. Пермь, ул. Левшинская, д. 34, ул. Памирская, д. 7, ул. Гомельская, д. 5, ул. Городищенская 1-я, д. 5, ул. Катерная, д. 18, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указал на то, что Прокуратурой Орджоникидзевского района г. Перми проведена проверка исполнения жилищного законодательства и законодательства в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом в деятельности Администрации города Перми и ее функциональных и территориальных органов в части обеспечения сноса многоквартирных домов, расселяемых в рамках, реализуемых органом местного самоуправления Региональной адресной программы по переселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края. Многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Памирская, д. 7, включен в данную Программу. Многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, по ул. Левшинская, д. 34, ул. Гомельская, д. 5 ул. Городищенская 1-я, д. 5, ул. Катерная, д. 18 в действующие на территории г. Перми программы по переселению граждан не включены. По состоянию на 10.03.2022 указанные дома находятся в полуразрушенном состоянии, окна и двери в помещениях частично отсутствуют, системы электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения не функционируют и выведены из эксплуатации. В домах фактически никто не проживает, имущество не хранится. Указанные многоквартирные дома представляют реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе малолетних детей.

По определению суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом».

Представитель Прокуратуры Орджоникидзевского района г. Перми в судебном заседании на требованиях настаивал по доводам указанным в иске.

Представитель ответчика - Администрации г. Перми в судебное заседание не явился, извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представители ответчиков - Управления жилищных отношений администрации г. Перми, Администрации Орджоникидзевского района г. Перми в судебное заседание не явились, извещены. Представили отзывы и ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель третьего лица - МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми» в судебном заседании требования не признал.

Решением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 29 сентября 2022 года исковые требования прокурора Орджоникидзевского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены в части.

На Администрацию города Перми возложена обязанность обеспечить безопасные и благоприятные условия для неопределенного круга лиц путем возведения сплошного ограждения и ограничения доступа к аварийным многоквартирным домам, расположенным по адресам: Пермский край, г. Пермь, ул. Левшинская, д. 34, ул. Памирская, д. 7, ул. Гомельская, д. 5, ул. Городищенская 1-я, д. 5, ул. Катерная, д. 18, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На Администрацию города Перми возложена обязанность обеспечить снос фактически и юридически расселенных аварийных многоквартирных домов, расположенных по адресам: Пермский край, г. Пермь, ул. Левшинская, д. 34, ул. Памирская, д. 7, ул. Гомельская, д. 5, ул. Городищенская 1-я, д. 5, ул. Катерная, д. 18, в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части требования прокурора Орджоникидзевского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц, в том числе к ответчикам - Управлению жилищных отношений администрации города Перми, Администрации Орджоникидзевского района г. Перми оставлены без удовлетворения.

Об отмене указанного решения суда в части возложения обязанности по возведению сплошного ограждения и ограничения доступа к аварийным многоквартирным домам в апелляционной жалобе просит Администрация г. Перми.

Заявитель указывает на то, что в силу норм действующего законодательства обязанность поддерживать расселяемые муниципальные жилые помещения в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ними, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренные ч. 4 ст. 30 ЖК РФ, возложена на МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом» и управляющую компанию, осуществляющую управление многоквартирным жилым домом.

Кроме того, заявитель не согласен со сроком, предоставленным ему для выполнения возложенных на него обязанностей, т.к. данный срок недостаточен для проведения процедуры закупки, заключения муниципального контракта и его исполнения в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Оптимальный срок для возведения ограждения - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В суд апелляционной инстанции поступили заявления администрации Орджоникидзевского района г. Перми, администрации г. Перми, Управления жилищных отношений администрации г. Перми, МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми» о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения.

Из материалов дела следует и установлено судом при разрешении спора, что в соответствии с заключениями ООО «Инженерно-технический центр «Ресурс» от 2012 года многоквартирные жилые дома по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Памирская, д. 7, ул. Гомельская, д. 5, являются аварийными, подлежат сносу (л.д. 1-21, 23-44 том 3).

В соответствии с техническим заключением ООО «Артекс» многоквартирный дом по адресу: г. Пермь, ул. Городищенская 1-я, д. 5, является аварийным, подлежит сносу (л.д. 46-60 том 3).

В соответствии с заключением ООО «ПКС-Проект» от 2012 многоквартирный жилой дом по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Левшинская, д. 34 является аварийными, подлежит сносу (л.д. 219-238 том 2).

На основании заключения межведомственной комиссии № 3/35 от 30.08.2012 жилой дом № 7 по ул. Памирская, в г. Перми признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 239-241 том 2).

Заключением межведомственной комиссии от 26.02.2007 многоквартирный дом № 18 по ул. Катерная, г. Перми признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 61, 62 том 3).

Заключением межведомственной комиссии от 14.02.2012 многоквартирный дом № 34 по ул. Левшинская в г. Перми признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 216-218 том 2).

В соответствии с распоряжением Управления жилищных отношений администрации города Перми от 29.11.2012 № СЭД-11-01-04-1190 собственникам жилых помещений в многоквартирных домах по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Левшинская, д. 34, ул. Памирская, д. 7, ул. Гомельская, д. 5 сообщено о необходимости снести дома или подать заявление на получение разрешения на строительство в течение шести месяцев с момента подписания распоряжения (л.д. 214-215 том 2).

Распоряжением Управления жилищных отношений администрации города Перми от 30.06.2016 № СЭД-11-01-05-50 собственникам жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Пермь, ул. Городищенская, 5 сообщено о необходимости освободить занимаемые жилые помещения и снести аварийный дом (л.д. 45 том 3).

Многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Памирская, д. 7, включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 № 227-п.

Многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, по ул. Левшинская, д. 34, ул. Гомельская, д. 5 ул. Городищенская 1-я, д. 5, ул. Катерная, д. 18 в действующие на территории г. Перми программы по переселению граждан не включены.

В материалы дела по запросу суда представлены копии технических дел № 2269 (об отводе территории, в пределах которой расположен земельный участок по ул. Левшинской, 34 в Орджоникидзевском районе города Перми); № 989 (об отводе территории, в пределах которой расположен земельный участок по ул. Гомельской, 5 в Орджоникидзевском районе города Перми); № 617 (об отводе территории, в пределах которой расположен земельный участок по ул. Городищенской, 5 в Орджоникидзевском районе города Перми); № 1945 (об отводе территории, в пределах которой расположен земельный участок по ул. Памирской, 7 в Орджоникидзевском районе города Перми) (л.д. 83-241 том 1, л.д. 1-206 том 2).

Собственниками жилых помещений в многоквартирных домах по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Левшинская, д. 34, ул. Памирская, д. 7, ул. Гомельская, д. 5, ул. Городищенская 1-я, д. 5, ул. Катерная, д. 18 является муниципальное образование город Пермь (л.д. 49-72 том 1).

07.02.2022 прокуратурой в адрес ответчика направлено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, законодательства в сфере использования и распоряжения муниципальной собственностью (л.д. 5-9 том 1).

10.03.2022 заместителем Главы администрации города Перми дан ответ о принимаемых мерах к исполнению представления (л.д. 10-14 том 1).

Из акта проверки соблюдения законодательства от 10.03.2022, проведенного и составленного прокуратурой Орджоникидзевского района г. Перми, ЖКХ и ЖО администрации Орджоникидзевского района г. Перми, следует, что дома по адресам: Пермский край, г. Пермь, ул. Левшинская, д. 34, ул. Памирская, д. 7, ул. Гомельская, д. 5, ул. Городищенская 1-я, д. 5, ул. Катерная, д. 18 находятся в полуразрушенном состоянии, окна и двери в помещениях частично отсутствуют, системы электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения не функционируют и выведены из эксплуатации (л.д. 15-24 том 1).

Установив указанные обстоятельства, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", п. 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что бездействие администрации г. Перми по непринятию мер по обеспечению безопасности населения, неснесению расселенных аварийных многоквартирных домов по адресам: Пермский край, г. Пермь, ул. Левшинская, д. 34, ул. Памирская, д. 7, ул. Гомельская, д. 5, ул. Городищенская 1-я, д. 5, ул. Катерная, д. 18 создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в связи с чем исковые требования удовлетворил.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным доказательствам по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Частью 1 ст. 37 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

В силу ст. 14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Поскольку указанные многоквартирные дома по адресам: Пермский край, г. Пермь, ул. Левшинская, д. 34, ул. Памирская, д. 7, ул. Гомельская, д. 5, ул. Городищенская 1-я, д. 5, ул. Катерная, д. 18 в установленном законом порядке признаны аварийными и подлежащими сносу, жители данных домов расселены, суд правомерно признал требования прокурора законными и обоснованными, возложив обязанность по ограждению и ограничению доступа к аварийным многоквартирным домам, а также их сносу на Администрацию г. Перми, как собственника данного имущества.

Доводы ответчика о том, что поддержание расселяемых муниципальных жилых помещений в надлежащем состоянии, соблюдение прав и законных интересов жильцов, нормативное содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, является обязанностью МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом» и управляющей компании, осуществляющей управление многоквартирными жилыми домами, отмену решения суда не влекут, поскольку обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, в объем которого входит и принятие мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здания при прекращении их эксплуатации, а также их последующий снос, возложена на ответчика, как на собственника вышеназванных многоквартирных домов, при этом создание угрозы жизни и здоровью неограниченного круга лиц ввиду ненадлежащего выполнения возложенных на орган местного самоуправления полномочий не допускается.

Доводы апелляционной жалобы о том, что исполнить решение суда в срок, установленный судом, не представляется возможным в силу длительности процедур, связанных с заключением муниципального контракта на возведение сплошного ограждения и ограничения доступа к аварийным многоквартирным домам, не могут служить основанием для отмены постановленного решения, поскольку вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ ответчик, ссылаясь на неразумность установленного судом срока, не привел каких-либо достаточных тому доказательств, в связи с чем основания для его изменения у судебной коллегии отсутствуют. Сроки, установленные судом для исполнения решения суда, - 1 месяц со дня вступления решения – для ограждения и ограничения доступа к аварийным многоквартирным домам и 10 месяцев со дня вступления решения в законную силу – для сноса аварийных домов, по мнению судебной коллегии, являются разумными. Кроме того, судебная коллегия учитывает, что объекты, подлежащие ограждению и последующему сносу, являются опасными, при том, что ответчиком до настоящего времени каких-либо действий по демонтажу данных объектов не предпринято, а иное материалами дела не подтверждено.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с оценкой, данной судом представленным по делу доказательствам, аналогичны процессуальной позиции ответчика в суде первой инстанции и направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой судебная коллегия не находит.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 29 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Перми – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

33-904/2023 (33-13587/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратура Орджоникидзевского района г. Перми
Ответчики
Управление жилищных отношений администрации г. Перми
Администрация Орджоникидзевского района г. Перми
Администрация г. Перми
Другие
МКУ Управление муниципальным жилищным фондом города Перми
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Петухова Елена Валентиновна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
19.12.2022Передача дела судье
24.01.2023Судебное заседание
30.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.02.2023Передано в экспедицию
24.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее