Решение от 17.11.2021 по делу № 33а-8215/2021 от 13.10.2021

Судья Церковная Н.В.                         Дело № 33а-8215/2021

УИД 22RS0068-01-2021-004731-68

№ 2а-3942/2021 (в суде 1 инстанции)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 ноября 2021 года                                 г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего    Титовой В.В.,

судей                Зацепина Е.М., Копцевой Г.В.

при секретаре        Семеновой Е.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу К.Н.А. на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 02 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению К.Н.А. к председателю комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула Р.Д.В., комитету по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула о признании решения незаконным, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Титовой В.В., судебная коллегия

установила:

К.Н.А. обратилась в суд с административным иском к председателю комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула (далее – Комитет) Р.Д.В. о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГ № *** об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве собственности по адресу: <адрес>, возложении обязанности предварительного согласовать предоставление земельного участка в собственность.

В обоснование заявленных требований указала, что в ее пользовании находится земельный участок по адресу: <адрес>, на котором самовольно возведен жилой дом. Для оформления права собственности на земельный участок К.Н.А. на основании пункта 4 статьи 2 Закона Алтайского края от 09 ноября 2015 года № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» обратилась в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве собственности для эксплуатации жилого дома.

ДД.ММ.ГГ решением комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> № *** К.Н.А. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15 и пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с непредставлением документов, подтверждающих право заявителя на бесплатное предоставление земельного участка без проведения торгов.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в нем в качестве административного ответчика привлечен комитет по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>.

Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 02 августа 2021 года административные исковые требования К.Н.А. удовлетворены частично. Признано незаконным решение комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула № *** об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве собственности по адресу: <адрес>. На комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула возложена обязанность повторно рассмотреть заявление К.Н.А. от ДД.ММ.ГГ в установленном законом порядке. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе К.Н.А. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о возложении обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка, ссылаясь на то, что судом не принято во внимание, что право на предоставление земельного участка возникло у административного истца на основании пункта 4 статьи 2 Закона Алтайского края от 09 ноября 2015 года ***-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» и подтверждено решением Центрального районного суда г. Барнаула от 05 ноября 2020 года и апелляционным определением Алтайского краевого суда от 10 февраля 2021 года по делу ***; на основании пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, признавая незаконным оспариваемое решение, должен возложить обязанность на административного ответчика предварительного согласовать предоставление земельного участка.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Г.А.Л. настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, представил письменные пояснения.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Рассмотрев административное дело в полном объеме в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая административный спор по существу, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства, исходил из того, что непредставление заявителем совместно с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность каких-либо документов, является основанием к возвращению заявления ввиду несоответствия предъявляемым требованиям, а не для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в связи с чем пришел к выводу о том, что оспариваемое решение является незаконным.

С данными выводами следует согласиться, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и соответствуют нормам права, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно закреплены в статье 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу пункта 7 которой такое предоставление осуществляется отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности (далее - земельные участки), порядок постановки таких граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, порядок снятия граждан с данного учета, а также порядок предоставления в собственность земельных участков бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении и предельные размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в собственность граждан на территории Алтайского края, за исключением категорий граждан, предусмотренных федеральными законами, установлены Законом Алтайского края от 09 ноября 2015 года № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» (далее – Закон о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков).

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 указанного Закона земельный участок однократно предоставляется бесплатно в собственность гражданину, имеющему в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков граждане, имеющие право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка в соответствии со статьей 2 настоящего Закона, обращаются в орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками (далее - уполномоченный орган), с заявлением о предоставлении земельного участка.

Предоставление земельных участков бесплатно в собственность граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3, 4 статьи 2 настоящего Закона, регулируется Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных названным Законом.Статьями 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлены порядок предоставления земельного участка без проведения торгов и процедура предварительного согласования предоставления земельного участка (при предоставлении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов), в случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению.

Для граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, документы, прилагаемые к заявлению, определены в подпункте 2 пункта 3 статьи 7 указанного Закона, в пункте 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 названной статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса (подпункт 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ К.Н.А., действуя через своего представителя Л.В.В., обратилась в комитет по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления на праве собственности без проведения торгов земельного участка по адресу: <адрес>, на котором самовольно возведен жилой дом.

К заявлению были приложены следующие документы: копия доверенности от ДД.ММ.ГГ ***, копия решения Центрального районного суда г. Барнаула от 05 ноября 2020 года и копия апелляционного определения Алтайского краевого суда от 10 февраля 2021 года по делу *** схема расположения земельного участка, CD диск – схема расположения земельного участка на кадастровом плане.

Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула ответом № *** отказал К.Н.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве собственности на основании подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15 и пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 3 статьи 7 Закона о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, в связи с непредставлением документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка в собственность бесплатно без проведения торгов, в частности, документов, подтверждающих нахождение земельного участка в фактическом пользовании заявителя, заключения специализированной организации об отсутствии угрозы жизни и здоровью граждан при сохранении самовольно созданного жилого дома, подготовленные не ранее ДД.ММ.ГГ.

Учитывая, что, как верно отмечено судом, отсутствие каких-либо документов не могло послужить основанием к отказу в предварительном согласовании предоставления земельного участка по пункту 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, оспариваемый отказ правомерно признан судом незаконным.

Вместе с тем, принимая во внимание, что поступившее ДД.ММ.ГГ заявление К.Н.А. административным ответчиком с учетом приложенных к заявлению и имеющихся у него документов фактически не рассматривалось, судом избран верный способ восстановления нарушенного права административного истца путем возложения на Комитет обязанности повторно рассмотреть это заявление в установленном законом порядке.

В силу положений пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что способ восстановления нарушенного права определяется судом, вопреки утверждениям представителя административного истца, суд первой инстанции, разрешая спор, не вышел за пределы заявленных требований.

В данном случае оснований для возложения на административного ответчика обязанности согласовать предоставление земельного участка в собственность без рассмотрения уполномоченным органом в установленном порядке поступившего заявления и проверки наличия или отсутствия оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка у суда не имелось, в связи с чем доводы жалобы в этой части признаются несостоятельными, и не могут служить основанием к отмене решения.

Кроме того, судебная коллегия считает возможным обратить внимание на то, что указание в оспариваемом решении на необходимость предоставления документов, подтверждающих нахождение земельного участка в фактическом пользовании заявителя и заключение специализированной организации об отсутствии угрозы жизни и здоровью граждан при сохранении самовольно созданного жилого дома, которые должны быть датированы не ранее 13 ноября 2020 года, неправомерно, поскольку требования к перечню документов, прилагаемых к заявлению, в Законе о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков не изменились.

Законом Алтайского края от 02 ноября 2020 года № 82-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» внесены изменения только в части даты действия нормы, в соответствии с которой земельный участок может быть предоставлен бесплатно в собственность гражданину, имеющему в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, и определено, что положения пункта 4 статьи 2 названного Закона применяются до 1 марта 2022 года, что не дает административному ответчику оснований для предъявления дополнительных требований о предоставлении новых документов, оформленных после 13 ноября 2020 года.

При установленных по делу обстоятельствах оснований к отмене решения в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ 02 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33а-8215/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузьминых Наталья Александровна
Ответчики
Председатель комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула Русанов Дмитрий Валентинович
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула
Другие
Галенцов Александр Леонидович
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
17.11.2021Судебное заседание
01.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2021Передано в экспедицию
17.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее