Уникальный идентификатор дела
11RS0018-01-2024-000632-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2024 года |
дело № 2-407/2024 |
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи Барбуца О.В.,
при секретаре судебного заседания Тарабукиной В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом гражданское дело по исковому заявлению Зубко Ольги Владимировны к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о взыскании недоплаченной денежной компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения, компенсаций за задержку выплат, морального вреда,
установил:
Зубко О.В. обратилась в суд с иском Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми (как правопреемнику Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Коми) о взыскании: недоначисленной и недоплаченной суммы компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения в сумме 34 228,94 рублей; денежной компенсации за задержку указанных выплат в сумме 5882,80 рублей с обязанием ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительную сумму указанных процентов по день фактического расчета; компенсации морального вреда в размере 10000 рублей. В обоснование исковых требований истец указала, что работала в налоговых органах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, состояла на государственной гражданской службе в Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Коми на различных должностях. На основании приказа работодателя от ДД.ММ.ГГГГ была уволена в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Со ссылкой на часть 3.2 статьи 37 указанного закона полагает, что ей необоснованно при начислении компенсации за пятый и шестой месяцы в расчет не включены суммы средств, выплаченных гражданскому служащему в виде материального стимулирования.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в суд не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия. В представленном суду письменном отзыве представитель ответчика исковые требования не признал.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 3.2 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что гражданскому служащему, увольняемому из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по основаниям, предусмотренным пунктами 8.2 и 8.3 части 1 настоящей статьи, помимо компенсации, указанной в части 3.1 настоящей статьи, дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения гражданский служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором гражданский служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств государственного органа.
Как следует из материалов дела, приказом Инспекции МНС России по Корткеросскому району Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ № Зубко О.В. принята на государственную должность федеральной государственной службы – главного государственного налогового инспектора отдела с налогоплательщиками, их регистрации и учета. Последняя занимаемая истцом должность согласно служебному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ – главный государственный налоговый инспектор отдела регистрации, учета и работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Коми.
Приказом МИФНС России № 1 по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ № служебный контракт с истцом прекращен (расторгнут) ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением должностей гражданской службы (пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Коми реорганизована путем присоединения к УФНС России по Республике Коми.
Не оспаривается ответчиком, что истец уволена из организации, расположенной в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Государственным учреждением Республики Коми «Центр занятости населения Усть-Куломского района» на основании части 3.2 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ принято решение № о выплате Зубко О.В. средней заработной платы на период трудоустройства в течение пятого месяца со дня увольнения, а решением от ДД.ММ.ГГГГ № – шестого месяца со дня увольнения.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком выплачена дополнительная компенсация за пятый месяц со дня увольнения в размере 93 924,92 рублей, ДД.ММ.ГГГГ выплачена дополнительная компенсация за шестой месяц со дня увольнения в размере 93 924,92 рублей.
Не согласившись с размером выплаченных сумм, истец обратилась в суд.
В соответствии с частями 2 и 5, 10 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты). К дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;4) премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
На основании части 3 статьи 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации государственных органов субъектов Российской Федерации формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения: 1) выплаты районного коэффициента (коэффициента) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно; 2) выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответственно; 3) иных выплат, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно.
Согласно части 6 той же статьи порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы был урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (далее - Правила № 562), с 01.01.2023 урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих и о признании утратившими силу Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2022 № 554 (далее - Правила № 554).
Так, в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 Правил № 554 они определяют порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего в случае выплаты денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, выплачиваемой при расторжении служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (часть 3.1), а также денежной компенсации, дополнительно выплачиваемой за пятый и шестой месяцы со дня увольнения из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по тем же основаниям (часть 3.2 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
В силу пункта 3 Правил № 554 для исчисления денежного содержания в случаях, предусмотренных пунктом 1 Правил, учитываются выплаты, входящие в состав денежного содержания, к которым относятся: месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой и должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином граждански службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляю оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания); ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на граждански службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу см сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
При исчислении денежного содержания помимо выплат, указанных в пункте 5 Правил № 554, дополнительно учитываются: ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; другие предусмотренные законодательными и иными нормативными правовым: актами Российской Федерации ежемесячные надбавки и иные ежемесячные выплаты устанавливаемые в количестве должностных окладов или в процентах должностной оклада, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, если иное не предусмотрено указанными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 4).
Спорные выплаты, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, не упомянуты в соответствующих пунктах Правил, из чего исходил ответчик, не учитывая их при расчете денежного содержания истца в целях исчисления компенсаций при увольнении.
Согласно части 4 статьи 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок формирования фондов оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов, предусматривающий количество должностных окладов (в расчете на год) для определения суммы средств, направляемых на осуществление выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Как следует из разъяснений, содержащихся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодно оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.
На основе анализа этих нормативных положений суд приходит к выводу о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а соответственно суммы материального стимулирования, выплаченные истцу в период службы, должны учитываться при расчете ее среднего заработка как для компенсационной выплаты в объеме четырехмесячного денежного содержания, так и денежной компенсации, дополнительно выплачиваемой за 5-й и 6-й месяцы со дня увольнения.
Аналогичные нормы были закреплены в Правилах № 562.
В силу положений части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Решением Усть-Куломского районного суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № частично удовлетворены исковые требования Зубко О.В. к УФНС по Республике Коми. Взысканы с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми в пользу Зубко О.В. недоначисленные суммы денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках в марте 2023 года (7 дней), в июне-июле 2023 года (21 день), в августе-сентябре 2023 года (18 дней) в размере 39 930,67 рублей (с учетом НДФЛ); недоначисленная денежная сумма денежной компенсации за неиспользованные отпуска в размере 40 887,70 рублей (с учетом НДФЛ); недоначисленная сумма денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 68 457,88 рублей; денежная компенсация (проценты), предусмотренная статьей 236 ТК РФ, за задержку выплаты компенсации в связи с увольнением, компенсации за неиспользованный отпуск, недоплаты денежного содержания на период нахождения в отпуске (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в размере 24 958,19 рублей; компенсация морального вреда 10 000 рублей, всего 184 234,44 рублей. Взыскана с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми в пользу Зубко О.В. компенсация за задержку выплат отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации, выплачиваемой при расторжении служебного контракта, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и по день фактического расчета включительно. В удовлетворении остальной части исковых требований Зубко О.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми отказано.
Указанным решением установлено, что с учетом перерасчета начисленных сумм спорных выплат с ответчика в пользу истца подлежат взысканию следующие недополученные суммы: ежегодный оплачиваемый отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, начислено 19 317,41 рублей, подлежало начислению 27 642,93 рублей, невыплаченная сумма составляет 8 325,52 рублей; ежегодный оплачиваемый отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, начислено 61 178,04 рублей, подлежало начислению 80 352,93 рублей, невыплаченная сумма составляет 19 174,89 рублей; ежегодный оплачиваемый отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, начислено 52 715,70 рублей, подлежало начислению 65 145,96 рублей, невыплаченная сумма составляет 12 430,26 рублей; денежная компенсация за неиспользованный отпуск (70 дней), начислено 224 394,10 рублей, подлежало начислению 265 281,80 рублей, невыплаченная сумма составляет 40 887,70 рублей; денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, начислено 375 699,68 рублей, подлежало начислению 444 157,56 рублей, невыплаченная сумма составляет в размере 68 457,88 рублей. Общая сумма недоначисленного денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске составила 39 930,67 рублей (с учетом НДФЛ), денежной компенсации за неиспользованный отпуск – 40 887,70 рублей, денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания (выплачиваемой при расторжении служебного контракта в связи с сокращением должности) – 68 457,88 рублей.
Решение сторонами не обжаловано, вступило в законную силу.
Таким образом, учитывая установленный вступившим в законную силу судебным актом факт неправомерного невключения выплаченных истцу средств материального стимулирования при расчете среднего заработка (денежного содержания) для выплаты предусмотренных частью 3.1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежных средств при увольнении (компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания), определенный судом размер неначисленной и невыплаченной суммы за месяц, идентичный расчет компенсации за пятый и шестой месяц со дня увольнения расчету четырехмесячного содержания, суд приходит к выводу, что с ответчика в пользу истца надлежит взыскать сумму недоначисленной компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения в сумме 34 228,94 рублей (68 457,88 рублей / 4 х 2).
В соответствии со статьей 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) установлено, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от начисленных, но не выплаченных в срок сумм и (или) не начисленных своевременно сумм в случае, если вступившим в законную силу решением суда было признано право работника на получение неначисленных сумм, за каждый день задержки начиная со дня, следующего за днем, в который эти суммы должны были быть выплачены при своевременном их начислении в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сроки выплаты спорной компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения не определены.
Вместе с тем, статьей 318 ТК РФ, предусматривающей государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, в частях 3 и 4 установлено, что в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, средний месячный заработок последовательно за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на соответствующий месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение соответственно трех, четырех и пяти месяцев со дня увольнения. В таких случаях уволенный работник вправе обратиться в письменной форме к работодателю за выплатой среднего месячного заработка за период трудоустройства в срок не позднее пятнадцати рабочих дней … после принятия решения органом службы занятости населения, но не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания соответственно четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения. При обращении уволенного работника за указанными выплатами работодатель производит их не позднее пятнадцати календарных дней со дня обращения.
С заявлением о выплате компенсации за пятый месяц истец обратилась к работодателю ДД.ММ.ГГГГ, за шестой месяц – ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом приведенных норм статьи 318 ТК РФ и статьи 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» компенсация за пятый месяц подлежала выплате в полном объеме не позднее ДД.ММ.ГГГГ, а за шестой месяц - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
До настоящего времени данные выплаты в полном объеме не произведены, в связи с чем является обоснованным и соответствующим требованиям статьи 236 ТК РФ требование истца в части обязания выплатить истцу денежную компенсацию за задержку выплат.
При этом суд приходит к выводу, что фактически требование истца направлено на взыскание компенсации по день фактического расчета, а потому полагает необходимым произвести расчет компенсации по день вынесения судом решения.
Учитывая изложенное, принимая во внимание периоды просрочки выплат и признанные подлежащими взысканию суммы, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика денежной компенсации за нарушение сроков выплаты по формуле (сумма долга х количество дней просрочки в соответствующий период действия ставки х 1/150 х ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации):
- денежной компенсации, выплачиваемой за пятый месяц со дня увольнения за период с ДД.ММ.ГГГГ (следующий за днем расчета) по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3740,07 рублей (17 114,47 рублей, 198 дней задержки выплаты);
- денежной компенсации, выплачиваемой за шестой месяц со дня увольнения за период с ДД.ММ.ГГГГ (следующий за днем расчета) по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3210,67 рублей (17 114,47 рублей, 169 дней задержки выплаты).
Общий размер компенсации за нарушение сроков выплаты недоплаченных истцу сумм по состоянию на дату вынесения решения ДД.ММ.ГГГГ составляет 6950,74 рублей.
Также суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию за задержку выплат, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического расчета включительно.
Вопреки доводам ответчика, в силу статьи 236 ТК РФ выплата денежной компенсации за нарушение работодателем трудового законодательства по день фактического исполнения является обязанностью работодателя.
Доводы ответчика о необходимости выделения в резолютивной части решения сумм НДФЛ суд находит необоснованными, истец такие требования не заявляла, а в силу положений статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать с налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьи 225 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных статьи 226 НК РФ. А потому именно работодатель, как налоговый агент, должен исчислить и удержать налог на доходы физических лиц в установленном порядке при выплате денежных сумм налогоплательщику (работнику), если это предусмотрено нормами законодательства. Суд налоговым агентом не является.
В соответствии со статьей 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Поскольку судом установлено нарушение ответчиком трудовых прав Зубко О.В. на своевременное и полное получение выплат, связанных с увольнением, длительности такой задержки, суд полагает необходимым взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей, что, по мнению суда, отвечает принципам разумности, соразмерности и справедливости, находя испрашиваемую сумму явно завышенной.
Исходя из требований статьи 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании пункта 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Зубко О.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о взыскании недоплаченной денежной компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения, компенсации за задержку выплат, морального вреда удовлетворить.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми (ИНН 1109006429, ОГРН 1041100852429) в пользу Зубко О.В. (паспорт гражданина РФ №) недоплаченные суммы компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения в сумме 34 228,94 рублей, денежную компенсацию за задержку указанных выплат по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 6950,74 рублей, компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми(ИНН 1109006429, ОГРН 1041100852429) в пользу Зубко О.В. (паспорт гражданина РФ №) компенсацию за задержку выплат из расчета одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и по день фактического расчета включительно.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд Республики Коми в течение месяца со принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись.
Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2024 года.
Копия верна. Судья О.В. Барбуца