13 декабря 2017 г. |
г. Костромы |
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Гурьяновой О.В.,
при секретаре судебного заседания Носовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Е.А. к администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о признании права собственности на (хозяйственные строения) гаражные боксы в силу приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
К.В.И., Л.В.П., Г.А.Н., Смирнова Е.А., М.А.А., С.А.А., К.Н.И., М.П.Е., Х.Л.А., Б.Н.А. обратились в суд с иском к администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о признании права собственности на хозяйственные строения (гаражные боксы) в силу приобретательной давности. Требования обосновали тем, что в 1983-1988 годах на основании решения исполкома Караваевского поселкового Совета народных депутатов № 23 от 14 декабря 1982 г. «О выделении участков под застройку сараев для содержания личного подсобного хозяйства» истцами были возведены хозяйственные строения (гаражные боксы). Согласно указанному решению хозяйственнее строения должны были быть возведены жителями поселка на кооперативных началах, то есть своими силами и за свой счет. Указанные хозяйственнее строения (гаражные боксы) расположены на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью ***** кв.м. Более 30 лет истцы открыто, добросовестно и непрерывно владеют как своими собственными указанными хозяйственными строениями (гаражными боксами), а именно: используют их по назначению для хранения вещей, производят текущий ремонт и т.д. Обращение к главе сельского поселения результатов не дало, так как документов по вопросам выделения земельного участка и застройки хозяйственных строений отсутствуют, рекомендовано обратиться в суд. Полагают, что истцы приобрели право собственности на гаражные боксы № расположенные по адресу: (адрес) в силу приобретательной давности и по основаниям ст.ст. 12, 234 Гражданского кодекса Российской Федерации просят суд признать право собственности в силу приобретательной давности на хозяйственные строения (гаражные боксы): за К.В.И. №, №, расположенные по адресу: (адрес); за Л.В.П. - №, расположенный по адресу: (адрес); за Г.А.Н. - № и №, расположенные по адресу: (адрес); за Смирновой Е.А. - №, расположенный по адресу: (адрес); за М.А.А. - №, №, расположенные по адресу: (адрес); за С.А.А. - №, расположенный по адресу: (адрес) за К.Н.И. - №, расположенный по адресу: (адрес); за М.П.Е. - №, расположенный по адресу: (адрес); за Х.Л.А. - №, расположенный по адресу: (адрес); за Б.Н.А, - №, расположенный по адресу: (адрес).
Определением от ДДММГГГГ исковые требования Смирновой Е.А. к администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о признании права собственности на хозяйственное строение (гаражный бокс) в силу приобретательной давности выделены в отдельное производство.
К участию по настоящему делу в качестве третьих лиц привлечены Шубин Д.Н., Курочкин В.К., ФГБОУ ВО «Костромская государственная сельскохозяйственная академия».
Истец Смирнова Е.А., представитель ответчика администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, представители третьих лиц ФГБОУ ВО «Костромская государственная сельскохозяйственная академия», администрации Костромского муниципального района Костромской области, третье лицо Шубин Д.Н., извещенные надлежащим образом, не явились, просили рассматривать дело в их отсутствие. При этом ответчик не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.
Третье лицо Курочкин В.К., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Суд, с учетом положений ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) признание права - один из способов защиты гражданских прав.
В силу положений подп. 2,3 п. 1 ст. 8 ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Согласно п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии с п. 1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является (п. 3 ст. 234 ГК РФ).
Как разъяснено в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности.
Срок непрерывного владения недвижимостью должен быть не менее 15 лет.
В соответствии с п. 37 Постановления Совмина РСФСР от 20.07.1981 N 389 "Об утверждении Правил застройки сельских населенных пунктов РСФСР" для всех многоквартирных жилых домов необходимо предусматривать хозяйственные и бытовые помещения. Помещения для содержания скота и птицы личного подсобного хозяйства граждан рекомендуется размещать на специально отведенных площадках, в стороне от жилой застройки, детских и спортивных площадок, а также участков, предназначенных под зеленые насаждения общего пользования, с учетом санитарных и зооветеринарных требований.
Из материалов дела следует, что решением исполкома Караваевского поселкового Совета народных депутатов № от ДДММГГГГ постановлено предоставить под застройку сараев для личного скота участки, предусмотренные для этой цели генеральным планом застройки поселка.
Как следует из искового заявления, на выделенном земельном участке Смирнова Е.А. возвела строение - нежилое помещение № площадью ***** кв.м, что также подтверждается техническим планом.
Постановлением администрации Караваевского сельского поселения № 49 от 05.06.20917 гаражам боксового типа (единому кирпичному строению) с количеством боксов 35, расположенному на земельном участке с кадастровым номером №, был присвоен почтовый адрес: (адрес); гаражам боксового типа (единому кирпичному строению) с количеством боксов 13, расположенному на том же земельном участке, присвоен почтовый адрес: (адрес)
Истец Смирнова Е.А. согласно справке гаражного потребительского кооператива № 6 «Караваево» является его членом, владеет гаражным боксом №.
Таким образом, судом установлено, не оспаривалось сторонами, что на землях общего пользования Караваевского сельского поселения Смирнова Е.А. более тридцати лет назад возвела строение, назначение - нежилое помещение, площадью *** кв.м (помещение №), местоположение: (адрес)Право собственности на данный объект до настоящего времени не установлено.
В реестре государственного имущества Костромской области, реестре муниципальной собственности сведения о собственниках данного объекта отсутствуют, что подтверждается ответами Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, администрации Костромского муниципального района Костромской области, Комитета имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района Костромской области. Не имеется сведений о собственниках спорного объекта и в ОГБУ «Костромаоблкадастр - областное БТИ».
На основании изложенного, суд приходит к выводу о признании за Смирновой Е.А. право собственности в силу приобретательной давности на строение - нежилое помещение №, расположенное (адрес)
Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Смирновой Е.А. к администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о признании права собственности на (хозяйственное строение) гаражный бокс в силу приобретательной давности удовлетворить.
Признать за Смирновой Е.А. право собственности на нежилое помещение №, площадью ***** кв.м., расположенное: (адрес)
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
О.В. Гурьянова |
Решение суда в окончательной форме изготовлено 15 декабря 2017 г.