Решение по делу № 2-11/2021 от 31.07.2020

Дело № 2-11/2021

УИД № 24RS0003-01-2020-000747-73

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июля 2021 года п. Балахта

Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Дергаленко А.В.,

с участием представителя истца помощника прокурора Балахтинского района Шнайдер О.П.,

представителя истца - Муниципального образования Балахтинский район Красноярского края Эмирагаевой Л.Ф., действующего на основании доверенности от 09.02.2021 года № 393,

ответчика Ермолаева Е.С.,

при секретаре Кузьминой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах Колобова ФИО21 и муниципального образования Балахтинский район к Муниципальному казенному учреждению «Управление имуществом землепользования и землеустройства», Ермолаеву ФИО22 о расторжении муниципального контракта на приобретение жилого помещения и земельного участка, прекращения права собственности и возложении обязанностей МКУ «УИЗИЗ» предать Ермолаеву Е.С. жилое помещение, взыскать с него денежные средства в пользу муниципального образования Балахтинского района, расторгнуть с Колобовым Р.А. договор найма жилого помещения специализированного жилого фонда и возложить обязанность на администрацию Балахтинского района Красноярского края предоставить Колобову Р.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории Балахтинского района,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Балахтинского района обратился в суд с иском в интересах Колобова Р.А. и муниципального образования Балахтинский район к Муниципальному казенному учреждению «Управление имуществом землепользования и землеустройства», Ермолаеву Е.С., в котором, у учетом уточненных требований, просит о расторжении муниципального контракта на приобретение жилого помещения и земельного участка, прекращения права собственности и возложении обязанностей МКУ «УИЗИЗ» передать Ермолаеву Е.С. жилое помещение, взыскать с него денежные средства в пользу муниципального образования Балахтинского района, расторгнуть с Колобовым Р.А. договор найма жилого помещения специализированного жилого фонда и возложить обязанность на администрацию Балахтинского района Красноярского края предоставить Колобову Р.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории Балахтинского района.

Свои требования истец мотивирует тем, что прокуратурой Балахтинского района проведена проверка соблюдения требований законодательства при приобретении и предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. В силу положений ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ, п. 1 ст. 8, ч.7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» муниципальное образование Балахтинский район в лице муниципального казенного учреждения « Управление имуществом, землепользования и землеустройства» в Единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение о начале приема заявок на участие в электронном аукционе на приобретение жилого помещения в собственность муниципального образования Балахтинский район для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лицам из числа, не имеющим жилого помещения.

В силу положений ст. ст. 469, 557, п.2 ст. 475, ч.1 ст. 432 ГК РФ, а так же ч. 1 ст. 34, п.2 ст. 42, ч.1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и п. 3 документации об электронном аукционе, утвержденной 18.03.2019 директором МКУ «УИЗИЗ» ФИО24, жилое помещение должно быть пригодно для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным, пожарным, техническим правилам и нормам проживания), в соответствии с нормами статьи 15 Жилищного кодекса РФ, не обременено правами третьих лиц и не находится под арестом. Кроме того, согласно перечню требований, предъявляемых к приобретаемому жилому помещению, установленных п. 4 вышеуказанной аукционной документации: жилое помещение - должно быть защищено от проникновения дождевой или талой воды; в санитарном узле унитаз с бачком - без протечек и видимых повреждений, в исправном состоянии; пол, потолок - без повреждений, трещин, отсутствия грибка; оконные переплеты - без щелей, трещин и повреждений, легко открываемые и закрываемые; пол в жилой комнате, кухне, коридоре - без проседания, без дефектов и щелей. При этом, указанные показатели изменению не подлежат. Согласно части 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства). Конкретные требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами. Такие требования установлены в настоящий момент Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее - Положение). На основании п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно - и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Пунктом 16 Положения установлено, что жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств. Кроме того, в силу п. 24 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям к пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом. Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров. По результатам рассмотрения единственной заявки участника электронного аукциона 30.09.2019 МКУ «УИЗИЗ» и Продавцом Ермолаевым Е.С. в лице ФИО23 действующего на основании доверенности, заключен муниципальный контракт (далее - Контракт) на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, стоимостью 1 091 878 руб. 57 коп. за счет средств субвенций из бюджета Красноярского края бюджету муниципального образования Балахтинский район для дальнейшего его предоставления гражданам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Денежные средства за приобретение жилого помещения в размере 1 091 878 руб. 57 коп. перечислены на счет Продавца 09.10.2019, что подтверждается платежным поручением № 59325 от 09.10.2019. Указанное жилое помещение предоставлено Колобову Р.А. как гражданину из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда. Пунктом 10.3 Контракта закреплено, что до момента подписания настоящего контакта Продавец передал, а Покупатель принял отчуждаемое жилое помещение в надлежащем, качественном состоянии (как оно есть), соответствующее санитарно-техническим нормам и правилам. Жилое помещение Покупателем осмотрено, претензий к Продавцу нет, обо всех скрытых недостатках Покупателю сообщено. Вместе с тем, в ходе осмотра приобретенного жилого помещения прокуратурой района совместно со специалистами Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края выявлены признаки непригодности приобретенного жилого помещения для проживания, в связи с нарушением Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»: частичная неисправность кровельного покрытия (трещины, сколы, покрытие лишайниками), труба водоотведения из жилого помещения до септика проложена на открытом воздухе, не утеплена, объем септика менее 1 куб.м., брус наружных стен местами поражен гнилостными процессами,). Таким образом, приобретённое МКУ «УИЗИЗ» жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку имеет признаки непригодности для проживания. Кроме того, по результатам проверки обоснования начальной (максимальной) цены контракта при проведении электронного аукциона на приобретение указанной квартиры установлены нарушения порядка формирования начальной (максимальной) цены контракта. На основании частей 1, 2, 3 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов, в том числе, метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), тарифного метода. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным исполнителем. Этот метод заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. При применении этого метода заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 указанной статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе. Цена закупаемого жилого помещения сформирована с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), исходя из поступивших коммерческих предложений. Так, на имя директора МКУ «УИЗИЗ» ФИО10 поступило 3 предложения физических лиц о приобретении у них жилых помещений, в том числе:

ФИО1, с предложением о приобретении жилого
помещения, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>, общей площадью 37,8 м2, цена 750 000 руб.;

ФИО2 с предложением о приобретении жилого
помещения, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>, общей площадью 53,4 м2, цена 1 565 400 руб.;

ФИО3 с предложением о приобретении жилого
помещения, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>, общей площадью 38,7 м2, цена
960 335, 77 руб.

Таким образом, начальная (максимальная) стоимость приобретаемого жилого помещения установлена в размере 1 091 878 руб.

Однако, указанная стоимость не подтверждается материалами проверки. Так, ни ФИО1, ни ФИО2 не подтвердили факт направления коммерческого предложения на имя директора МКУ «УИЗИЗ». Факт нарушения при формировании начальной (максимальной) цены контракта и.о. директора МКУ «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» подтверждается постановлением руководителя Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края от 06.05.2020 о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ в размере 10 тыс. руб. Исходя из изложенного, муниципальный контракт, заключенный 30.09.2019 между МКУ «УИЗИЗ» и Ермолаевым Е.С.на приобретение жилого помещения, расположенное по адресу: <адрес>, противоречит требованиям, установленным ч. 2 ст. 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации, п. 24 ст. <адрес> от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка», и недействителен с момента его заключения.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 167 ГК РФ и в силу ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» расторжение контракта допускается в том числе по решению суда.

Кроме того, 30.09.2019 года между МКУ «УИЗИЗ» и Ермолаевым в лице ФИО3 заключен муниципальной контракт на приобретение земельного участка, по адресу <адрес> кадастровым номером 24:03:3101024:1 площадью 2277 кв.м., стоимостью 1000 руб.

Право прокурора Балахтинского района обратиться в суд с указанным иском обусловлено положениями ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которых прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, а также в интересах муниципальных образований.

В связи с этим, прокурор, с учетом уточненных исковых требований, просит расторгнуть муниципальный контракт на приобретение жилого помещения № 0319300270219000016 от 13.09.2019 года, заключенный между муниципальным образованием Балахтинский район в лице муниципального казенного учреждения «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» и Ермолаевым Е.А. Прекратить права собственности муниципального образования Балахтинский район на жилое помещение и земельный участок по адресу <адрес>, возложить обязанность МКУ «УИЗИЗ» предать ФИО13 вышеуказанное жилое помещение, взыскать с него денежные средства в пользу муниципального образования Балахтинского района в размере 1092878,57 руб., расторгнуть с Колобовым Р.А. договор найма жилого помещения специализированного жилого фонда и возложить обязанность на администрацию Балахтинского района Красноярского края предоставить Колобову Р.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории Балахтинского района, отвечающее санитарным и техническим требованиям, исходя из общей площади 33 кв.м. с допусками, установленными п.24 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» и внести соответствующие изменения в ЕГРН

В судебном заседании помощник прокурора Балахтинского района Шнайдер О.П. заявленные требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям и просила суд их удовлетворить.

Истец Колобов Р.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, путем направления судебной повестки по известному месту жительства, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.

Представитель истца Муниципального образования Балахтинский муниципальный район Красноярского края Эмирагаева Л.Ф. по заявленным требованиям не возражала.

Представитель ответчика директор МКУ «УИЗиЗ» Золотарев А.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.

Ответчик Ермолаев Е.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что произвел за свой счет в спорном жилом помещении ремонт кровли и септика.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, а также письменные пояснения на исковое заявление, согласно которым следует, что на государственную регистрацию прав в качестве правоустанавливающего документа в отношении жилого дома по адресу: <адрес> был предоставлен муниципальный контракт № 0319300270219000016 ИКЗ-193240300175524030100100170016810412 от 30.09.2019 года. Одновременно был предоставлен правоустанавливающий документ в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:03:3101024:1 на котором расположен жилой дом, муниципальный контракт № 123 от 30.09.2019 года. При проведении проверки, представленных с заявлениями о государственной регистрации перехода права и регистрации права собственности документов на вышеуказанный жилой дом и земельный участок, Управлением не было установлено оснований, определённых ч.1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ. В ЕГРН государственная регистрация перехода права и регистрации права собственности муниципального образования Балахтинский район была проведена 07.10.2019 года в отношении вышеуказанного имущества. На основании вышеизложенного, Управление полагает необходимым, учитывая, установленный в п. 1 ст. ЗК РФ, принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, дополнить исковые требования в части оспаривания сделки и в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Также при рассмотрении исковых требований необходимо учитывать, что основания и последствия расторжения договора названы в статье 450 и п. 4 ст. 453 ГК РФ. Согласно действующему законодательству, судебный акт о возврате недвижимого имущества продавцу является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности покупателя и государственной регистрации права собственности на этот объект недвижимости.

Представитель третьего лица Министерства образования Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает приходит к следующему:

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ).

В силу пунктов 1, 14 ст. 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом. Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления). С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров.

Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц. Сторона, из поведения которой явствует ее воля сохранить силу сделки, не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной. Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях. Заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.

На основании частей 1, 2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Согласно ч.1 ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В силу п.3 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.

В соответствие с частями 1 и 2 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:

кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;

на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;

продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;

были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;

были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Балахтинского района Красноярского края проводилась проверка соблюдения требований законодательства при приобретении и предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям оставшихся без попечения родителей.

11.03.2019 года между министерством образования Красноярского края и администрацией муниципального образования Балахтинский район Красноярского края заключено Соглашение №16 по реализации в 2019 году государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по которому Министерство обязалось перечислить бюджету Балахтинский район Красноярского края субвенцию на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по решению суда. Согласно приложению к Соглашению №16 от 11.03.2019 г. в список детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2019 г. вошли дети, в том числе, Колобов Р.А. по приложению к дополнительному соглашению № 16 от 11.03.2019 года.

МКУ «УИЗиЗ» была подготовлена и утверждена документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения в собственность МО Балахтинский район для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих жилое помещение, согласно которой установлены требования, предъявляемые к приобретаемому жилому помещению (таблица 1), из них: фундамент – конструкция: ленточный, на сваях, монолитный и др., состояние: без разрушений и повреждений, без трещин; несущие конструкции здания, в котором расположено жилое помещение – материал: кирпич, шлакоблок или железобетонные панели, брус, бревно, иные, соответствующие нормам, состояние: без разрушений и повреждений, приводящих к их деформации или образованию трещин: санитарный узел – при наличии: раздельный или совмещенный; благоустроенность жилого помещения – холодное водоснабжение: наличие, слив, септик – имеется. При этом, указанные показатели изменению не подлежат. Начальная максимальная цена контракта составила 1091878,57 руб.

Согласно протокола № 91 ЭА рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе «Приобретение жилого помещения в собственность муниципального образования Балахтинский район для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а так же лицам из их числа, не имеющим жилого помещения» от 18.09.2019 года срок подачи электронной заявки для участия в электронном аукционе установлено до 17.09.2019 06:00 час.

Согласно муниципального контракта № 0319300270219000016 ИКЗ-193240300175524030100100170016810412 от 30.09.2019 Муниципальное образование Балахтинский район в лице муниципального казенного учреждения «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» приобрело у участника аукциона в электронной форме Бударева Е.А. действующего по доверенности от имени Ермолаева Е.С. в муниципальную собственность жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 27,2 кв.м., с кадастровым номером 24:03:3121024:24. Согласно п.1.4. Жилое помещение расположено на земельном участке площадью 2277 кв.м., кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов; для ведения личного подсобного хозяйства. В соответствии с п. 2.1 цена контракта составила 1091878 руб. 57 коп. за счет средств субвенций из бюджета Красноярского края бюджету муниципального образования Балахтинский район для дальнейшего его предоставления гражданам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 10.2 Контракта закреплено, что стороны подтверждают, что до момента подписания настоящего контракта продавец передал, а покупатель принял отчуждаемый жилой дом в надлежащем, качественном состоянии (как оно есть), соответствующий санитарно-техническим нормам и правилам. Жилой дом покупателем осмотрен, претензий к продавцу нет, обо всех скрытых недостатках покупателю сообщено.

По акту обследования жилого помещения по адресу <адрес> от 26.09.2019 года комиссией в составе: ФИО17 – и.о. директора МКУ «Управление имуществом, землепользования и землеустройства», ФИО14 инженера ПТО МКУ «Служба заказчика Балахтинского района». ФИО15, главного специалиста по опеки и попечительству Управления образования администрации Балахтинского района и ФИО16 и.о. начальника отдела по правовым и кадровым вопросам был сделан вывод о нахождении дома в удовлетворительном состоянии и пригодным для дальнейшего проживания.

Денежные средства за приобретение жилого помещения в размере 1091878 руб. 57 коп. перечислены на счет представителя продавца ФИО3. 09.10.2019 года, что подтверждается платежным поручением № 59325.

Согласно пояснением специалиста № 216-ГЖН от 23.12.2019 года следует, что в результате обследования жилого дома по адресу: <адрес>, выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»: частичная неисправность кровельного покрытия (трещины, сколы, покрытие лишайниками) (нарушение п. 4.6.1 Правил); труба водоотведения из жилого помещения до септика проложена на открытом воздухе, не утеплена (нарушение п. 8.8.4. Правил); брус наружных стен местами поражен гнилостными процессами (нарушение п. 4.2.2. Правил). Вместе с тем установлено, что фундамент, оконные и дверные заполнения жилого дома, находились в удовлетворительном состоянии. Объем септика менее 1 куб.м. (в землю зарыта одна покрышка от автомобиля), В результате осмотра выявлен признак непригодности для проживания жилого дома по <адрес>: ненадлежащее состояние кровли, системы водоотведения, недостаточность объема и не герметичность септика.

Постановлением руководителя Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края от 06.05.2020 года и.о. директора МКУ «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» ФИО17 привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 10 тыс. руб. за несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки за ИКЗ № 193240300175524030100100220016810412. Из постановления следует, что на основании частей 1, 2, 3 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов, в том числе, метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), тарифного метода. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным исполнителем. Этот метод заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. При применении этого метода заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 указанной статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе. Цена закупаемого жилого помещения сформирована с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), исходя из поступивших коммерческих предложений. Так, на имя директора МКУ «УИЗИЗ» ФИО10 поступило 3 предложения физических лиц о приобретении у них жилых помещений, в том числе: ФИО1, с предложением о приобретении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 37,8 м2, цена 750 000 руб.; ФИО2 с предложением о приобретении жилого
помещения, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>, общей площадью 53,4 м2, цена 1 565 400 руб.; ФИО3 с предложением о приобретении жилого
помещения, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>, общей площадью 38,7 м2, цена
960 335, 77 руб. Таким образом, начальная (максимальная) стоимость приобретаемого жилого помещения установлена в размере 1 091 878,56 руб. Однако, указанная стоимость не подтверждается материалами проверки. Так, ни ФИО1, ни ФИО2 не подтвердили факт направления коммерческого предложения на имя директора МКУ «УИЗИЗ.

30.09.2019 г. между Муниципальным образованием Балахтинский район в лице муниципального казенного учреждения «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» и участником аукциона в электронной форме ФИО3 действующим по доверенности от имени Ермолаева Е.А. заключен муниципальный контракт № 123 по которому МО Балахтинский район купило в муниципальную собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 2277 кв.м., кадастровый . Цена контракта составила 1000 руб.

Заключением судебно-строительного эксперта №02/2021 «О состоянии несущих и ограждающих конструкций о возможности (невозможности) дальнейшей безопасной эксплуатации объекта и о соответствии (несоответствии) требованиям, действующих нормативных документов жилого дома по адресу: <адрес> установлено, что жилой дом не является пригодным для проживания согласно требованиям санитарно-эпидемиологических, пожарных и технических правил по причинам ветхости здания и несоответствия требованиям санитарно-эпидемиологических, пожарных и технических правил.

Постановлением администрации Балахтинского района № 708 от 31.10.2019 года «О предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда» жилое помещение по адресу: <адрес>. предоставлено Колобову Р.А.

01 ноября 2019 года Колобов Р.А. по акту приема-передачи получил ключи от жилого помещения по адресу <адрес>, жилое помещение пригодно для проживания, находится в удовлетворительном состоянии, передается с имуществом – помещение для хранения угля, огород, туалет, тарелка триколор, бойлер, раковина, душевой поддон.

Согласно договора найма жилого помещения специализированного жилищного фона для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 01 ноября 2019 года МКУ «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» предоставило Колобову Р.А. во владение и пользование жилой дом по адресу <адрес>, сроком на 5 лет.

Постановлением заместителя руководителя Балахтинского МСО ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республике Хакасия ФИО18 от 01.12.2020 г. возбуждено уголовное дело №12002040017000021 в отношении ФИО3, ФИО19 по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ в том числе по приобретению жилого помещения по адресу <адрес>.

    

Оценивая доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку в судебном заседании стороной истца доказано, что приобретенный по результатам электронного аукциона и впоследствии, заключенному муниципальному контракту от 30.09.2019 г. у продавца Ермолаева Е.С., от имени которого выступал ФИО3 жилой дом, не соответствовал техническому заданию, указанному в документации к электронному аукциону, что подтверждается заключением судебно-строительного эксперта, о том, что дом является ветхим и не пригоден к проживанию, в связи с чем, суд, в на основании ст. 449 ГК РФ признает состоявшийся аукцион недействительным.

Кроме того, учитывая, установленный в п. 5 ст. 1 Земельного кодекса РФ принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, имеются все основания для расторжения муниципальных контрактов от 30.09.2019 года о приобретении МО Балахтинский район у Ермолаева Е.С. жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, и прекращении права собственности Муниципального образования Балахтинский район на вышеуказанные объекты недвижимости.

Согласно положениям ч. 2 ст. 167 ГК РФ, каждая сторона обязана возвратить другой все полученное по недействительной сделке, в связи с чем, необходимо внести изменения в ЕГРН с указанием сведений о прекращении права собственности Муниципального образования Балахтинский район на спорные объекты недвижимости, возвратив их продавцу Ермолаеву Е.С. в собственность, и взыскания с него в пользу муниципального образования Балахтинский район денежных средств в размере 1091878,57 руб., потраченных на приобретение жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>.

Также, учитывая положения ст. 167 ГК РФ о возврате сторон в первоначальное положение, суд полагает возобновить обязанность администрации Балахтинского района Красноярского края предоставить Колобову Р.А. по договору найма специализированного жилого помещения пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям жилое помещение, с соблюдением установленных п. 24. ст. 17 Закона Красноярского края "О защите прав ребенка" требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края удовлетворить.

Признать недействительным договор муниципального контракта № 0319300270219000016 ИКЗ-193240300175524030100100170016810412 от 30.09.2019 года на приобретение жилого дома по адресу: <адрес>, заключенный между Муниципальным образованием Балахтинский район в лице муниципального казенного учреждения «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» и Ермолаевым ФИО25 и муниципальный контракт от 30.09.2019 года № 123 на приобретение земельного участка по адресу <адрес> заключённый между Муниципальным образованием Балахтинский район в лице муниципального казенного учреждения «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» и Ермолаевым ФИО26.

Применить последствия недействительности сделки путем возврата сторон в первоначальное положение.

Прекратить право собственности Муниципального образования Балахтинский район Красноярского края на жилое помещение и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>.

Признать за и Ермолаевым ФИО27 право собственности на жилой дом, и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>.

Взыскать с Ермолаева ФИО28 в пользу Муниципального образования Балахтинский район денежные средства в размере 1 092 878 рублей 57 копеек.

Расторгнуть договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда от 01.11.2019 года ода заключенного между Муниципальным казенным учреждением «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» и Колобовым ФИО29.

Возобновить обязанность администрации Балахтинского района предоставить Колобову ФИО30 благоустроенное жилое помещение на территории Балахтинского района по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, исходя из общей площади 33 кв.м. с допусками, установленными п. 24 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».

Решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме, путем подачи жалобы через Балахтинский районный суд.

Председательствующий:    

<данные изъяты>

2-11/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Колобов Руслан Александрович
Прокуратура Балахтинского района
Ответчики
Муниципальное казенное учреждение "Управление имуществом землепользования и землеустройства"
Ермолаев Евгений Сергеевич
Другие
Министерство образования Краснярского края
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
Суд
Балахтинский районный суд Красноярского края
Судья
Дергаленко Артем Викторович
Дело на странице суда
balahta.krk.sudrf.ru
31.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.07.2020Передача материалов судье
03.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2020Подготовка дела (собеседование)
08.09.2020Подготовка дела (собеседование)
14.10.2020Подготовка дела (собеседование)
30.11.2020Подготовка дела (собеседование)
26.01.2021Подготовка дела (собеседование)
20.04.2021Подготовка дела (собеседование)
04.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.05.2021Судебное заседание
26.07.2021Судебное заседание
26.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее