Дело № 2-915/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2018 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,
при секретаре Гришиной В.В.,
с участием истца помощника прокурора Зейского района Беспахотных Е.В., представителя ответчика Стукалина К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зейского района в интересах муниципального образования <данные изъяты> сельсовет, неопределенного круга лиц – жителей п. <адрес> Зейского района к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о возложении обязанности по организации коммерческого учёта тепловой энергии,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Зейского района в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах муниципального образования <данные изъяты> сельсовет, неопределенного круга лиц – жителей <адрес> обратился в суд с настоящим иском к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», указав, что прокуратурой Зейского района была проведена проверка в рамках осуществляемого надзора в сфере ТЭК и ЖКХ по вопросу обеспечения котельных, находящихся на поднадзорной территории приборами учета вырабатываемой тепловой энергии, в ходе которой было установлено, что 3 котельные, расположенные в <адрес> не оборудованы приборами учета вырабатываемой тепловой энергии. В соответствии с концессионным соглашением <Номер обезличен> от <Дата обезличена> котельная «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, котельная больницы по адресу: <адрес>А, котельная «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> переданы ООО «<данные изъяты>». В силу п.1.1 концессионного соглашения концедент принял на себя обязанность выполнить мероприятия по реконструкции (модернизации) муниципального имущества. Из акта проверки готовности Зейского района к отопительному периоду 2017-2018 г.г. №<Номер обезличен> от <Дата обезличена> следует, что в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> специалистами Дальневосточного управления Ростехнадзора проведена проверка готовности Зейского района к отопительному периоду. В акте проверки Ростехнадзора от <Дата обезличена> в качестве недостатков по муниципальному образованию <данные изъяты> сельсовет указаны: отсутствие коммерческого учета реализуемой тепловой энергии. Отсутствие приборов учета тепловой энергии на котельной подрывает основы отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, принципы эффективности и рационального использования энергетических ресурсов, поддержки и стимулирования энергоснабжения и повышения энергетической эффективности. Просит суд обязать ООО «<данные изъяты>» организовать коммерческий учет тепловой энергии с использованием приборов учета на котельной «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, котельной больницы по адресу: <адрес>А, котельной «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>.
Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - администрация <данные изъяты> сельсовета Зейского района Амурской области и администрация Зейского района Амурской области.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Зейского района Беспахотных Е.В. на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика ООО «<данные изъяты>» с иском не согласен, суду пояснил, что приборы учета тепловой энергии на котельных должны были установить еще до их передачи в ООО «<данные изъяты>» по концессионному соглашению. Котельная «<данные изъяты>» в ООО «<данные изъяты>» по концессионному соглашению не передавалась. Считает, что прокурор не вправе выступать в суде в интересах муниципального образования <данные изъяты> сельсовет. В связи подготовкой к отопительному сезону, тяжелым финансовым положением и отсутствием технической возможности по установке приборов учета в период отопительного сезона просит установить срок исполнения судебного решения по окончании отопительного сезона 2018-2019 гг.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – администрации <данные изъяты> сельсовета Зейского района Амурской области, администрация Зейского района Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие представителей.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав стороны, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 7 ст. 19 Федерального закона «О теплоснабжении» коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов и должны содержать, в частности: 1) требования к приборам учета, включающие особенности учета тепловой энергии, теплоносителя в отношении объектов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час; 2) характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях их коммерческого учета и контроля качества теплоснабжения; 3) порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета, в том числе расчетным путем; 4) порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей.
Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034 утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
В п. 3 названных правил даны основные понятия, используемые в настоящих Правилах. Так, под прибором учета понимается средство измерений, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (об объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов; под узлом учета понимается техническая система, состоящая из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя.
Согласно п. 4 названных Правил коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется в целях: а) осуществления расчетов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии; б) контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок; в) контроля за рациональным использованием тепловой энергии, теплоносителя; г) документирования параметров теплоносителя - массы (объема), температуры и давления.
Согласно п.13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 г. № 103, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций, в том числе организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии.
В судебном заседании установлено, что котельная «<данные изъяты>», расположенная по адресу: <адрес>, котельная <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>А, котельная «<данные изъяты>» расположенная по адресу: <адрес>, являются муниципальной собственностью <данные изъяты> сельсовета <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <Дата обезличена>, свидетельствами о государственной регистрации права от <Дата обезличена>, от <Дата обезличена>, кадастровыми паспортами от <Дата обезличена>, <Дата обезличена>.
<Дата обезличена> между администрацией <данные изъяты> сельсовета <адрес> (концедент) и ООО «<данные изъяты>» (концессионер) заключено концессионное соглашение <Номер обезличен>, в соответствии с п. 1.1. которого концессионер принял на себя обязанность за свой счет выполнить мероприятия по реконструкции (модернизации) муниципального имущества, право собственности на которое принадлежит и будет принадлежать концеденту, и осуществлять эксплуатацию переданного имущества, а именно осуществлять производство, передачу и распределение тепловой энергии, а концедент принял на себя обязанность предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для указанной деятельности.
На основании указанного соглашения ООО «<данные изъяты>» (приложения <Номер обезличен>, <Номер обезличен>) во владение передано следующее муниципальное имущество: котельная «<данные изъяты>», назначение: нежилое, 1 – этажный, общей площадью 384,1 кв.м, инв. <Номер обезличен>, кадастровый (условный) <Номер обезличен>, лит. А, адрес объекта: Амурская область, Зейский район, <данные изъяты> с/с, <адрес>; котельная <данные изъяты>, назначение: нежилое, 1 – этажный, общей площадью 50,7 кв.м, лит.А, инв. <Номер обезличен>, кадастровый (условный) <Номер обезличен>, адрес объекта: <адрес>, <данные изъяты> с/с, <адрес> А; котельная «Универмаг» назначение: нежилое, 2 – этажный, общей площадью 789,7 кв.м, инв. <Номер обезличен>, кадастровый (условный) <Номер обезличен> лит. А, адрес объекта: Амурская область, Зейский район, <данные изъяты> с/с, <адрес>.
В соответствии с п. 7.1 концессионного соглашения настоящее соглашение заключено на период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
В судебном заседании не оспаривалась, что переданные по концессионному соглашению спорные котельные не оборудованы приборами учета вырабатываемой тепловой энергии.
Как следует из акта № А-Р<Номер обезличен> проверки готовности к отопительному периоду 2017/2018 годы от 13 октября 2017 года, комиссией, образованной распоряжением № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду от <Дата обезличена>, утвержденной руководителем Дальневосточного управления Ростехнадзора, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в соответствии с Федеральным законом от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О теплоснабжении» проведена проверка готовности к отопительному периоду 2017/2018 годов поселений муниципального образования Амурской области Зейский муниципальный район. Проверка готовности к отопительному периоду проводилась, в том числе, и в отношении <данные изъяты> сельсовета. Из выводов комиссии следует, что муниципальное образование <данные изъяты> сельсовет будет готово к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией. В перечне замечаний к названному акту проверки указано: отсутствует коммерческий учет реализуемой тепловой энергии в соответствии с п. 5,9 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; не аттестован персонал эксплуатирующий электро- и тепло установки в соответствии с п.2.3.1., 2.3.15. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок утвержденных приказом Министерства энергетики РФ №115 от 24 марта 2003 года.
В соответствии с п. 9.3 Устава ООО «<данные изъяты>» основными видами деятельности общества является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными. В качестве дополнительных видов деятельности также указаны: передача пара и горячей воды (тепловой энергии), распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), обеспечение работоспособности котельных, обеспечение работоспособности тепловых сетей.
Согласно п.10 Приложения № 4 к концессионному соглашению <Номер обезличен> от 20 сентября 2016 года концессионер - ООО «<данные изъяты>» обязуется выполнить мероприятия по созданию и реконструкции муниципального имущества, в том числе, установка коммерческого учета реализуемой тепловой энергии на источниках тепла.
Прокуратурой Зейского района в рамках осуществляемого надзора за неисполнением законодательства в сфере ТЭК и ЖКХ была проведена проверка по вопросу обеспечения котельных, находящихся на поднадзорной территории приборами учета вырабатываемой тепловой энергии. Проверкой было установлено, что котельные <адрес> не оборудованы приборами учета вырабатываемой тепловой энергии.
<Дата обезличена> в адрес ООО «<данные изъяты>» прокуратурой Зейского района было вынесено представление об устранении нарушении требований законодательства в сфере ТЭК и ЖКХ, которое до настоящего времени не исполнено.
Таким образом, ООО «Октябрьские Коммунальные Системы» является теплоснабжающей организацией, владеющей на законном основании (по концессионному соглашению) источниками тепловой энергии и тепловыми сетями в <адрес>, следовательно, в силу ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» обязано организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета. Учитывая изложенное, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
Представитель ответчика просит при вынесении решения установить срок оборудования котельных приборами коммерческого учета реализуемой тепловой энергии - по окончании отопительного сезона 2018-2019 гг, ссылаясь на тяжелое финансовое положение организации, проведением подготовки к отопительному сезону и отсутствие технической возможности по установке приборов учета в период отопительного сезона.
Давая оценку указанным доводам ответчика, суд учитывает, что обязанность ООО «Октябрьские Коммунальные Системы» организовать коммерческий учет тепловой энергии с использованием приборов учета на котельной не исполнена с момента заключения концессионного соглашения до настоящего времени. Кроме того, ответчиком не представлено доказательств отсутствия технической возможности по установке приборов учета в период отопительного сезона, в связи с чем, суд не устанавливает срок для исполнения судебного решения.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Зейского района в интересах муниципального образования Октябрьский сельсовет, неопределенного круга лиц – жителей с.<адрес> Зейского района удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» организовать коммерческий учет тепловой энергии с использованием приборов учета на котельной «<данные изъяты> расположенной по адресу: <адрес>; котельной больницы, расположенной по адресу: <адрес>А, котельной «<данные изъяты>», расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.Н. Куприянова
Мотивированное решение составлено 24 <данные изъяты> года.
Судья