Дело № 2-705/2020
Мотивированное решение изготовлено 19.10.2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 октября 2020 года п. Славянка
Хасанский районный суд Приморского края в составе
председательствующего судьи Швецовой И.С.,
при секретаре Ромашкиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Литвина Романа Емельяновича к ООО «Автоэкспресс» о защите прав потребителей,
установил:
Литвин Р.Е. обратился в суд с иском к ООО «Автоэкспресс» о защите прав потребителей, указывая на то, что между ним и ООО «Экспобанк» был заключен кредитный договор № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 488 032 рублей сроком на 84 месяца, под 28,900 % годовых.
Кроме того, им был оформлен опционный договор «АВТОУверенность» № № с ООО «Автоэкспресс» на сумму 159 432 рублей.
Как указывает истец, при обращении в банк не имел намерения заключать договор на оказание каких-либо услуг, его волеизъявление было направлено исключительно на получение кредита.
Одновременно с заключением кредитного договора банком от лица ООО «АВТОЭКСПРЕСС» был оформлен сертификат на круглосуточную квалифицированную юридическую поддержку, помощь на дорогах и эвакуацию, однако истец не имел намерения заключать договор на оказание услуг, в силу юридической неосведомлённости, полагал, что указанный договор является неотъемлемой частью кредитного договора.
В связи с этим, он воспользовался своим правом и отказался от договора, направив ответчику претензию с требованием расторгнуть договор и вернуть стоимость неоказанной услуги, однако, в досудебном порядке данные требования не были удовлетворены Ответчиком.
17.07.2020 года истцом в адрес ООО «АВТОЭКСПРЕСС» была направлена претензия с требованием о возврате уплаченной суммы за оказание указанных услуг в виду отказа от договора, тем самым воспользовался своим правом, предоставленным ему ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей». Отказ от удовлетворения его требований повлёк временные потери на составление претензионных писем и обращений, необходимость обращаться за консультацией к юристу, а так же моральные волнения и переживания, которые он оценивает причиненный моральный вред на сумму 10 000 рублей.
Просит взыскать с ООО «АВТОЭКСПРЕСС» в его пользу сумму платы за дополнительную услугу в размере 159 432 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, сумму штрафа в размере 50% от взысканной суммы.
В судебное заседание истец не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил суду письменный отзыв, из которого следует, что условия опционного договора «АВТОуверенность» № № от 06.05.2020 года не нарушают права потребителей и не могу быть признаны недействительными.
Предусмотренное п. 4.3 опционного договора условие о том, что при прекращении действия опционного договора уплаченная цена опциона не возвращается, не противоречит требованиям ч.3 ст. 429.3 ГК РФ, следовательно, оснований для её взыскания с ответчика в пользу истца не имеется. При этом вся информация по заключению опционного договора и его условиям была в полном объеме доведена до истца до его заключения и заключения кредитного договора.
Заключение опционного договора не было навязано истцу банком при заключении кредитного договора, так как исходя из условий кредитного договора, его заключение зависело только от волеизъявления заемщика и влияло лишь на размер процентной ставки по кредиту в сторону её уменьшения, чем истец и воспользовался. Кредитный договор мог быть заключен и при отсутствии волеизъявления заемщика на заключение опционного договора.
Опционный договор имеет невозвратный характер, если его условиями не предусмотрено иное, договор № от ДД.ММ.ГГГГ таких условий не содержит.
Так же отсутствуют правовые основания для взыскания компенсации морального вреда с ООО «Автоэкспресс».
Просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований к ООО Автоэкспресс» в полном объеме.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п.2 ст.1 ГК РФ граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии со ст. 431 ГК РФ толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Судом установлено, что 06.05.2020 года между Литвин Р.Е. и ООО «ЭКСПОБАНК» заключен кредитный договор № на сумму 1 488 032 рублей, сроком на 84 месяца под 28,900 % годовых.
В тот же день, 06.05.2020 года между истцом и ООО «Автоэкспресс» оформлен Опционный договор «АВТОУверенность» № АУ 11736/06052020 на сумму 159432 рублей.
По условиям опционного договора, ООО «Автоэкспресс» обязался по требованию клиента приобрести транспортное средство: <данные изъяты> по цене, равной общей сумме остатка задолженности клиента по кредитному договору № ОТ 06.05.2020 года, указанной в справке кредитора ООО «Экспобанк», и в течении 1 рабочего дня с даты принятия транспортного средства, перечислить денежные средства в счет клиента, в целях погашения задолженности клиента по кредитному договору. Опционный договор заключен между сторонами 06.05.2020 года, срок его действия заключён на 48 месяцев.
Стороны добровольно заключили опционный договор на изложенных в нем условиях.
06.05.2020 года истец обратился к ответчику с заявлением о заключение Опционного договора «АВТОУверенность» и добровольно заключил указанный договор.
06.05.2020 года между истцом и ООО «Автоэкспресс» подписаны индивидуальные условия опционного договора «АВТОУверенность» №
Согласно заявлению на заключение договора «АВТОУверенность» истец сам выразил желание заключить опционный договор с ООО «Автоэкспресс» добровольно, по собственному желанию (п.5 заявления).
На основании п. 6 заявления, истцу была предоставлена исчерпывающая информация об условиях заключения и исполнения опционного договора, о порядке определения размере стоимости по опционному договору, что подтверждает подпись истца на заявлении, то есть истец подтвердил своей подписью, что был ознакомлен и согласен с общими условиями договора «АВТОУверенность», а также тарифами по договору (п. 7 заявления, п. 4 индивидуальных условий опционного договора).
Прекращение опционного договора не влечет обязанность ООО «Автоэкспресс» по возврату цены опциона.
За право заявить требование по опционному договору Литвин Р.А. была оплачена денежная сумма (цена опциона) в размере 159432 рублей.
Согласно п.3 индивидуальных условий опционного договора, при прекращении действия опционного договора уплаченная цена опциона не возвращается.
В соответствие с п. 1 ст. 429.3 ГК РФ, по опционному договору одна сторона на условиях, предусмотренных этим договором, вправе потребовать в установленный договором срок от другой стороны совершения предусмотренных опционным договором действий (в том числе уплатить денежные средства, передать или принять имущество), и при этом, если управомоченная сторона не заявит требование в указанный срок, опционный договор прекращается.
За право заявить требование по опционному договору сторона уплачивает предусмотренную таким договором денежную сумму, за исключением случаев, если опционным договором, в том числе заключенным между коммерческими организациями, предусмотрена его безвозмездность либо если заключение такого договора обусловлено иным обязательством или иным охраняемым законом интересом, которые вытекают из отношений сторон (п. 2 ст. 429.3).
При прекращении опционного договора платеж, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи, возврату не подлежит, если иное не предусмотрено опционным договором (пункт 3 данной статьи).
17.07.2020 года истец обратился в ООО «Автоэкспресс» с претензией о расторжении опционного договора «АВТОУверенность» <данные изъяты> от 06.05.2020 года и возврате стоимости неиспользованной дополнительной услуги по опционному договору, указав, что не пользовался услугами, перечисленными в Опционном договоре с требованием о возврате уплаченной платы по опционному договору в размере 159432 рублей.
Как указывает истец в своем заявлении, его требования, изложенные в претензии, остались без ответа.
Довод истца о том, что ответчиком были нарушены положения ст. 28 Закона о защите прав потребителей не состоятельны, поскольку опционный договор не подпадает под действие закона о защите прав потребителей, целью заключенного опционного договора являлось не удовлетворение личных семейных, домашних и иных нужд, а погашение кредитной задолженности истца.
Исходя из содержания статьи 429.3 ГК РФ, по опционному договору одна сторона на условиях, предусмотренных этим договором, вправе потребовать в установленный договором срок от другой стороны совершения предусмотренных опционным договором действий (в том числе уплатить денежные средства, передать или принять имущество), и при этом, если управомоченная сторона не заявит требование в указанный срок, опционный договор прекращается. Опционным договором может быть предусмотрено, что требование по опционному договору считается заявленным при наступлении определенных таким договором обстоятельств. За право заявить требование по опционному договору сторона уплачивает предусмотренную таким договором денежную сумму.
Таким образом, опционный договор не является самостоятельным договорным типом.
По смыслу и содержанию статьи 429.3 ГК РФ опционный договор можно отнести к одному из разновидностей предварительного договора. Это может быть любой договор (купли-продажи, мены, аренды и т.п.), в котором исполнение основных обязательств обеих сторон поставлено в состояние "до востребования".
Права требования, передаваемые по опционному договору, представляют собой самостоятельный объект гражданского оборота, наделяющий управомоченное лицо правом требовать от должника совершения определенных действий.
По общему правилу опционный договор является возмездным.
При этом права, предоставляемые по опционному договору, подлежат оплате вне зависимости от их последующей реализации.
По условиям заключенного Литвин Р.Е. и ООО «Автоэкспресс» опционного договора, стороны договорились при наступлении определенных обстоятельств и соблюдении ряда условий заключить договор купли-продажи транспортного средства на условиях, также указанных в опционном договоре.
При этом какую-либо услугу, ООО «Автоэкспресс» заказчику не оказывало и не обязалось оказать в будущем, цена опциона в размере 159432 рублей уплачена истцом за право предъявить требование по опционному договору и не является платой за какую-либо услугу, в связи с чем нормы законодательства, регулирующие отношения по договору оказания услуг (выполнения работ), к возникшим между сторонами правоотношениям не применяются.
В соответствии с ч.1 ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора.
Согласно ч.3 ст.429.3 ГК РФ, при прекращении опционного договора платеж, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи, возврату не подлежит, если иное не предусмотрено опционным договором.
Условиями заключенного сторонами опционного договора иное не предусмотрено, согласно п.3 индивидуальных условий и п.1 общих условий опционного договора «АВТОУверенность» при прекращении опционного договора уплаченная обществу цена опциона не возвращается. Опционный платеж, исходя из содержания опционного договора, также не является авансом будущей оплаты товара. С условиями опционного договора истец был ознакомлен и согласен.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом либо договором оснований для возврата истцу цены опциона не имеется.
То обстоятельство, что истец утратил интерес к опционному договору, не является обстоятельством, с которым закон или заключенный сторонами опционный договор связывал бы возможность возврата цены опциона. Вступление в кредитные обязательства в качестве заемщика, равно как и досрочное исполнение таких обязательств является свободным усмотрением гражданина и связано исключительно с его личным волеизъявлением.
Таким образом, требования истца о нарушении его прав, не нашли подтверждения в ходе судебного заседания.
Кроме того, в судебном заседании не нашли своего подтверждения доводы истца о получении от ответчика по опционному договору сертификата на круглосуточную квалифицированную юридическую поддержку, помощь на дорогах и эвакуацию.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований истца не имеется, суд полагает необходимым отказать Литвину Р.Е. в удовлетворении требований к ООО «Автоэкспресс» в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Литвину Роману Емельяновичу в удовлетворении исковых требований ООО «Автоэкспресс» о защите прав потребителей отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд Приморского края в течение 1 месяца со дня его вынесения в мотивированном виде.
Судья