№2–1114/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Колесниковой Д.А.,
при секретаре судебного заседания Сивергиной В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Выльгорт 15 декабря 2014 года гражданское дело по заявлению Цахаресас А.А. об отмене распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы,
установил:
Цахаресас А.А. обратился в суд с заявлением об отмене распоряжения Министерства юстиции РФ от 7 апреля 2014 года №1021-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации сроком до 25 октября 2022 года, в обоснование требований указав, что с 1999 года постоянно проживает на территории России, за пределы страны не выезжает, с 29 ноября 2012 года состоит в зарегистрированном браке с гражданкой России, от брака имеет двоих несовершеннолетних детей. Кроме того, заявитель указывает, что на территории Российской Федерации проживает его мать и брат, которые являются гражданами России. Действительно, в 2010 году заявитель был осужден приговором Кирилловского районного суда Вологодской области по ч.3 ст.162 Уголовного кодекса РФ и отбывал наказание, однако, по убеждению Цахаресас А.А., оспариваемое распоряжение является незаконным, поскольку при его вынесении не учтено наличие на территории России семьи, тогда как исполнение данного распоряжения приведет к тому, что он будет разлучен с родственниками. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Цахаресас А.А. просил отменить распоряжение Министерства юстиции РФ от 7 апреля 2014 года №1021-рн о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Стороны, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14.12.1995 № 197-ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих и свободы граждан» и статьей 254 Гражданского процессуального кодекса РФ каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного правления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
В соответствии со статьей 2 указанного Закона и статьей 255 Гражданского процессуального кодекса РФ, к действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), том числе, представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии со статьей 4 указанного Закона и ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.
Конституция Российской Федерации гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства признание в Российской Федерации их прав в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защиты от дискриминации при уважении достоинства личности, права на судебную защиту согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Предметом судебной проверки в рамках настоящего дела является законность распоряжения Министерства юстиции РФ 7 апреля 2014 года № 1021-рн, которым признано нежелательным сроком до 25 октября 2022 года пребывание (проживание) в Российской Федерации Цахаресас А.А., гражданина Республики Казахстан.
Как следует из материалов дела при принятии оспариваемого распоряжения Министерство юстиции РФ руководствовалось положениями статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
Обстоятельствами, явившимися основанием для принятия оспариваемого распоряжения о нежелательности пребывания Цахаресса А.А. на территории РФ, указан факт совершения им преступления на территории Российской Федерации.
Действительно, в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее – Закон) въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.
На основании ст. 25.10 Закона в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории РФ, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в РФ, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.04.2003 № 199 «Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации» Министерство юстиции РФ входит в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Полномочия Министерства юстиции РФ по принятию решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений закреплены в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313.
Порядок подготовки документов и принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства регламентируется Инструкцией о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Минюста России от 20.08.2007 № 171.
Согласно пункту 3 Инструкции и в соответствии со статьи 25.10 Закона решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в Российской Федерации, может быть принято в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства либо общественному порядку, либо здоровью населения.
Таким образом, оспариваемое распоряжение о нежелательности пребывания в отношении Цахаресас А.А. принято уполномоченным органом при соблюдении процедуры его принятия, однако органом не было учтено следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Такого рода ограничения должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым интересам, служить общественным интересам и не являться чрезмерными. В тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он, имея целью воспрепятствовать злоупотреблению правом, должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями меры
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации при регулировании общественных отношений федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, он должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право каждого на уважение его личной и семейной жизни (пункт 1), и указывает, что не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (пункт 2).
Европейский Суд по правам человека в своих решениях неоднократно отмечал, что решения, в частности, о депортации, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 Конвенции, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.
Вместе с тем, в отношении Цахаресас А.А. суд таких обстоятельств не усматривает.
Так, судом при рассмотрении дела установлено, что Цахаресас А.А. является гражданином Республики Казахстан, проживает на территории Российской Федерации с 1999 года.
Приговором Кирилловского районного суда Вологодской области Цахаресас А.А. осужден по ч. 3 ст.162 Уголовного кодекса Российской Федерации к 4 годам лишения свободы, отбывал наказание с 26.10.2010 по 24.10.2014. Именно это обстоятельство указано в качестве основания для принятия распоряжения о нежелательности пребывания.
В судебном заседании также установлено, что Цахаресас А.А. с 29 ноября 2012 года состоит в зарегистрированном браке с В.., являющейся гражданкой России, от брака имеет двоих малолетних детей, а также на иждивении находится несовершеннолетняя дочь, также являющаяся гражданской Российской Федерации, проживающая в Вологодской области. В настоящее время заявитель проживает по адресу регистрации супруги в с.Выльгорт, где характеризуется посредственно.
Из материалов дела усматривается, что мать заявителя П.., его брат Р.. также являются гражданами России и постоянно проживают на территории Вологодской области.
Оценивая доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) Цахаресас А.А. в Российской Федерации, не является мерой, соразмерной преследуемой цели защиты прав и законных интересов других лиц. Исполнение оспариваемого распоряжения может привести к разлучению заявителя с семьей, матерью, и другими близкими родственниками, что не отвечает принципам проявления уважения к семейной жизни заявителя.
Кроме того, как следует из заявления Цахаресас А.А. на территории Республики Казахстан иных родственников у него не имеется, равно как и не имеется регистрации по месту жительства.
При этом каких-либо доказательств наличия на момент рассмотрения ходатайства о принятии распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) гражданина Республики Казахстан в Российской Федерации обстоятельств, свидетельствующих о том, что его пребывание в Российской Федерации создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, суду не представлено.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что крайняя социальная необходимость в депортации Цахаресас А.А. из России отсутствует. В данном случае она не является мерой, соразмерной преследуемой цели защиты общественного порядка, а также свидетельствует об отсутствии внимания к личной и семейной жизни заявителя, право на уважение которых гарантируется.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, суд полагает, что решение Министерства юстиции Российской Федерации, хотя и принято уполномоченным органом государственной власти в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством, нельзя признать законным, поскольку оно не учитывает приведенные выше положения статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не отвечает принципу соразмерности и вытекающим из него требованиям адекватности и пропорциональности используемых правовых средств, следовательно, и решение о депортации Цахаресас А.А., основанное на указанном распоряжении, не могут быть признаны обоснованными.
Учитывая изложенное и, руководствуясь ст.194–199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Заявление Цахаресас А.А. об отмене распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, удовлетворить.
Признать распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 7 апреля 2014 года №1021-рн о нежелательности пребывания (проживания) Цахаресас А.А. гражданина Республики Казахстан, в Российской Федерации сроком до 25 октября 2022 года незаконным и отменить его.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 19.12.2014.
Судья Д.А. Колесникова