Решение по делу № 3а-250/2015 от 26.11.2015

Дело № 3а-250/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2015 года город Ижевск

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Сентяковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Зеленцовой Н.З.,

с участием:

- представителя административного истца П.С.В.Б.М.А., действующей на основании доверенности от 22 октября 2015 года сроком на три года,

- представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики К.С.В., действующего на основании доверенности от 12 января 2015 года сроком по 31 декабря 2015 года,

- представителя заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике М.М.Н. действующего по доверенности от 8 октября 2015 года сроком до 21 сентября 2018 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению П.С.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

П.С.В. (далее – административный истец) обратилась в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания торгового павильона, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес> (далее – земельный участок), в размере рыночной стоимости равной <данные изъяты> рублей.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что П.С.В. является собственником названного земельного участка. В государственном кадастре недвижимости существует несоответствие кадастровой стоимости земельного участка с его рыночной стоимостью, поэтому нарушаются права административного истца как плательщика земельного налога.

В обоснование заявленных требований указала на определение рыночной стоимости данного земельного участка в размере <данные изъяты> рублей Обществом с ограниченной ответственностью «Оценочная компания «Имущество Плюс» (Отчет от 28 октября 2015 года, подтвержденный положительным экспертным заключением Саморегулируемой организацией оценщиков Ассоциация «Межрегиональный союз оценщиков» от 10 ноября 2015 года) по состоянию на 22 августа 2015 года.

Полагает, что кадастровая стоимость указанного выше земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости.

В качестве правового основания для удовлетворения заявленных требований указана часть 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного истца просила требования удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении. Также представителем административного истца заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд.

Представитель административного ответчика Правительства Удмуртской Республики К.С.В. в судебном заседании не возражал против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной. Возражений по представленному Отчету об оценке не заявил. Полагал возможным восстановить административному истцу пропущенный срок для обращения в суд.

Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике (далее по тесту – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по УР) М.М.Н. в судебном заседании полагал возможным установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости, полагал возможным восстановить административному истцу пропущенный срок для обращения в суд. Поддержал письменные возражения, из которых следует, что в ГКН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 22 августа 2008 года, расположен на землях населенного пункта, имеет вид разрешенного использования «Для эксплуатации и обслуживания торгового павильона». Площадь земельного участка <данные изъяты> кв.м. Кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с удельным показателем в кадастровом квартале <данные изъяты> для разрешенного использования «Для эксплуатации и обслуживания торгового павильона» - <данные изъяты> рублей, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275. Кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее по тексту – Управление Росреестра по УР, Управление) в судебное заседание не явилось, представило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.

Управлением Росреестра по УР представлены пояснения на административное исковое заявление, из которых следует, что Управление не возражает против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Административный истец П.С.В. и заинтересованное лицо Г.М.Е. в судебное заседание не явились, представили заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.

В силу статьи 247 КАС РФ дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив и проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что требования, заявленные П.С.В., подлежат удовлетворению, в связи со следующим.

П.С.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка, регулируемые нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), главой 111.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов РФ либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников этих отношений.

Пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее по тексту – Постановление Пленума №28 от 30 июня 2015 года) разъяснено, что в силу положений части 4 статьи 38 КАС РФ административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), устанавливаемый Налоговым кодексом Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и являющийся обязательным к уплате на территории этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 65 ЗК РФ, пункт 1 статьи 387 НК РФ).

Исходя из системного толкования правовых норм, содержащихся в пунктах 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ, пункта 1 статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.

Статьей 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В судебном заседании установлено, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания торгового павильона, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес> Данные обстоятельства следуют из свидетельства о государственной регистрации права от 16 сентября 2015 года.

Действующее в настоящее время законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).

При таких обстоятельствах, полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца как собственника земельного участка, П.С.В. обратилась в суд с названным выше административным исковым заявлением.

В обоснование заявленных требований П.С.В. представила в суд Отчет от 28 октября 2015 года об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, составленный независимым оценщиком – ООО «Оценочная компания «Имущество Плюс», согласно которому рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 22 августа 2008 года составляет <данные изъяты> рублей.

Кроме того, из представленного административным истцом положительного экспертного заключения от 10 ноября 2015 года, выполненного Саморегулируемой организацией оценщиков Ассоциация «Межрегиональный союз оценщиков», членом которой является оценщик, следует, что Отчет об оценке от 28 октября 2015 года об определении рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям федерального закона, федеральных стандартов оценки.

В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. Средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Кадастровая стоимость земельного участка установлена от удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в разрезе кадастрового квартала <данные изъяты>, равного <данные изъяты> руб./кв.м., определенного применительно к виду разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания» (пункт <данные изъяты> приложения №2 постановления Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года»).

Статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Пунктом 2.6 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 г. № 222, в случае образования нового земельного участка кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.

При этом порядок определения кадастровой стоимости (с использованием соответствующего удельного показателя кадастровой стоимости) не означает, что датой определения кадастровой стоимости является дата утверждения указанного удельного показателя кадастровой стоимости.

Таким образом, датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости, поименованного в статье 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в том числе вновь образованного), является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с названной статьей.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 13 октября 2015 года , кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 30 сентября 2015 года, сведения о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> внесены в государственный кадастр недвижимости 22 августа 2008 года. Кадастровая стоимость составляет <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек.

Датой определения кадастровой стоимости указанного земельного участка является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке, то есть 22 августа 2008 года.

При таких обстоятельствах, суд считает Отчет от 28 октября 2015 года, выполненный ООО «Оценочная компания «Имущество Плюс», правомерность и соответствие положениям действующего законодательства которого подтверждены положительным Экспертным заключением от 10 ноября 2015 года, надлежащим, допустимым и достаточным доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 22 августа 2008 года.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела суд, в силу статей 62, 63, 77 и 78 КАС РФ, разъяснил участвующим в деле лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями административного истца.

Однако таких ходатайств заявлено не было, поскольку размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, равный <данные изъяты> рублей, установленный в Отчете от 28 октября 2015 года об определении рыночной стоимости земельного участка, участвующие в деле лица не оспаривали, каких-либо обоснованных возражений о несоответствии вышеназванного Отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности суду не представили.

Суд признает, что завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечет увеличение размера земельного налога, в связи с чем считает, что размер кадастровой стоимости земельного участка непосредственно затрагивает интересы административного истца.

Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности, заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, абзацем 2 пункта 8 Постановления Пленума №28 от 30 июня 2015 года Верховный Суд РФ разъяснил, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Аналогичная правовая норма содержится в части 3 статьи 245 КАС РФ.

Как следует из материалов дела, сведения о кадастровой стоимости земельного участка, были внесены в государственный кадастр недвижимости 22 августа 2008 года, с настоящим административным исковым заявлением в суд П.С.В. обратилась 26 ноября 2015 года, то есть за пределами установленного законом пятилетнего срока обращения в суд.

Поскольку статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в вышеуказанной редакции вступила в законную силу 22 июля 2014 года, а КАС РФ – 15 сентября 2015 года, и ранее действовавшее законодательство не устанавливало срок для обращения в суд по спорам о пересмотре кадастровой стоимости, то суд признает причину пропуска данного срока уважительной, а сам срок – подлежащим восстановлению.

При таких обстоятельствах требование административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Настоящее судебное решение является основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости в размере его рыночной стоимости с момента вступления настоящего судебного постановления в законную силу.

Согласно пункту 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года № 531 утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года, в соответствии с которыми определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2015 года. Таким образом, период действия кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, установленной в судебном порядке в размере его рыночной стоимости по состоянию на 22 августа 2008 года, ограничен датой внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости названного объекта недвижимого имущества, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года № 531.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, Верховный Суд Удмуртской Республики

решил:

административное исковое заявление П.С.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером кадастровым номером <данные изъяты>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания торгового павильона, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес> в размере рыночной стоимости – <данные изъяты> рублей, определенной в соответствии с Отчетом от 28 октября 2015 года, выполненным Обществом с ограниченной ответственностью «Оценочная компания «Имущество плюс» по состоянию на 22 августа 2008 года на период с 1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

Датой подачи заявления считать 26 ноября 2015 года.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 24 декабря 2015 года.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова

Копия верна: Судья

3а-250/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Паздерина С.В.
Ответчики
Правительство УР
Управление Росреестрапо УР
Другие
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральная служба регистрации кадастра и картографии"
ГАВРИЛОВ М.Е.
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Дело на сайте суда
vs.udm.sudrf.ru
26.11.2015[Адм.] Регистрация административного искового заявления
27.11.2015[Адм.] Передача материалов судье
30.11.2015[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
30.11.2015[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2015[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2015[Адм.] Судебное заседание
24.12.2015[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2015[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее