Решение по делу № 2-6544/2018 ~ М-6600/2018 от 25.10.2018

                                                                                                    Дело № 2-6544/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 декабря 2018 года                                         город Казань

Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Чибисовой В.В., при секретаре судебного заседания ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Садыков Ф.Ф. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Приволжском районе города Казани о перерасчете пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Садыков Ф.Ф. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Приволжском районе города Казани в вышеприведенной формулировке, в обоснование иска указав, что в связи с достижением пенсионного возраста обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, приложив к заявлению документы, подтверждающие стаж работы, а именно трудовую книжку, справку из архива по личному составу об отсутствии данных о зарплате за 1978-2005 годы, справку Татарстанстата о среднемесячной заработной плате работников по полному кругу предприятий в Республике Татарстан с 1978 года по март 2005 года, военный билет. Решением УПФР в Приволжском районе города Казани истцу назначена страховая пенсия по старости в размере 6 734 рубля 82 копейки. По мнению истца, размер получаемой им пенсии является заниженным, ответчиком не принято во внимание то обстоятельство, что истец работал на заводе <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по март 2005 года, при этом сведения о заработке за 60 месяцев истец представить не смог по независящим от него причинам, вместе с тем, представил ответчику данные о среднемесячной заработной плате работников по полному кругу предприятий в Республике Татарстан с 1978 по март 2005 года. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, указывая, что истец проживает один, имеет хронические заболевания, действиями ответчика ему был причинен моральный вред, просит суд обязать ответчика произвести перерасчет назначенной и выплачиваемой истцу пенсии с учетом данных Федеральной службы Государственной статистики (РОССТАТ) о среднемесячной заработной плате работников организаций по отраслям экономики Российской Федерации или субъекта Российской Федерации за 1978-1998 годы либо с учетом данных Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Республике Татарстан (Татарстанстат) о среднемесячной заработной плате работников по полному кругу предприятий в Республике Татарстан с 1978 года по март 2005 года.

В ходе рассмотрения дела судом истец и его представитель требования уточнили, просили суд обязать ответчика произвести перерасчет назначенной и выплачиваемой истцу пенсии с учетом представленных суду статистических данных о среднемесячной заработной плате работников отдельных отраслей экономики Российской Федерации и Республики Татарстан за 1978-1998 годы, по справкам Росстата и Татарстанстата, а также просили суд взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

Представитель ответчика ГУ – УПФР в Приволжском районе города Казани – Карымов А.С. иск не признал, в удовлетворении заявленных исковых требований просил отказать.

Выслушав пояснения истца и его представителя, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Согласно статье 14 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» данный Федеральный закон вступает в силу с 01 января 2015 года. Со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в части, не противоречащей Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Из материалов дела следует, что 29 декабря 2016 года Садыков Ф.Ф. обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе города Казани с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

17 января 2017 года решением ответчика Садыкову Ф.Ф. была назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Закона №400-ФЗ с 28.01.2017 бессрочно. Суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 28.01.2017 составил 6 734 рубля 82 копейки.

Согласно материалам пенсионного дела, сумма пенсии истца составляет 7 370 рублей 31 копейка.

Решением ГУ УПФ РФ в Приволжском районе Садыкову Ф.Ф. установлена федеральная социальная доплата к пенсии на основании ст. 12.1 ФЗ от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» до величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации – 8 232 рубля.

Не согласившись с размером выплачиваемой истцу пенсии, Садыков Ф.Ф. обратился в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, которое направило обращение Садыкова Ф.Ф. в ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан.

ГУ – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан на обращение Садыкова Ф.Ф. был дан ответ, согласно которому истцу разъяснен порядок расчета размера страховой пенсии по старости, порядок установления среднего заработка гражданина, а также    указано, что размер пенсии установлен верно в соответствии с имеющимися в пенсионном деле документами и нормами федерального законодательства, правовых оснований для перерасчета пенсии не имеется.

При этом, истцу разъяснено, что в силу действующего законодательства среднестатистические данные о заработной плате по организации, региону или отрасли, или средняя заработная плата других работников, сведения о тарифных ставках и должностных окладах, данные о зарплате, определенные расчетным путем и т.д., не могут быть приняты для подтверждения среднемесячного заработка конкретного гражданина для установления ему пенсии.

Указанные доводы содержатся и в отзыве ответчика на исковое заявление. Суд с указанной позицией ответчика соглашается ввиду следующего.

В силу части 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии определяется из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.

Пунктом 15 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (утвержден приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года N 958н) установлено, что для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 16, Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N 19 был утвержден Перечень, определяющий документы, необходимые для установления трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости, доли страховой части трудовой пенсии по старости), в соответствии с которым среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

В соответствии с письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда Российской Федерации N ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 года в случае утраты в государственных и муниципальных органах и организациях, расположенных на территории Российской Федерации, первичных документов о заработке работников данных органов и организаций и невозможности определения причинителя вреда, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Особый порядок подтверждения среднемесячного заработка в случаях утраты работодателем первичных бухгалтерских документов о заработке работников действующим законодательством не предусмотрен.

Как следует из трудовой книжки истца серии , ДД.ММ.ГГГГ истец принят на работу на завод <данные изъяты> откуда был уволен 26.03.2005 по сокращению штата на основании пункта 2 статьи 81 КЗоТ Российской Федерации.

Факт работы истца в вышеуказанные периоды ответчиком не оспаривается, периоды работы истца включены в его страховой стаж.

Из ответа ГБУ «Государственный архив Республики Татарстан» с/з от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда следует, что в документах объединенного архивного фонда Государственного унитарного предприятия Республики Татарстан «Всероссийский научно-исследовательский и проектный институт медицинских инструментов» за ДД.ММ.ГГГГ годы сведений на Садыкова Ф.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не обнаружено.

Согласно ответу Управления муниципального архива исполнительного комитета муниципального образования города Казани от ДД.ММ.ГГГГ, документы по личному составу <данные изъяты> в управление муниципального архива Аппарата Исполнительного комитета города Казани на хранение не поступали.

С учетом вышеприведенных обстоятельств, в отсутствие сведений о среднемесячном заработке истца за оспариваемый период его работы, выданных работодателем, представленные истцом сведения службы статистики не подтверждают конкретный размер именно его заработной платы, не содержат данных, достоверно подтверждающих индивидуальный характер заработка истца, в связи с чем, не могут служить основанием для учета сведений о заработной плате истца и перерасчета страховой пенсии.

Ссылки на то, что истцом использованы всевозможные меры к получению сведений о заработке не могут являться основанием для удовлетворения требований, поскольку данные обстоятельства не дают права на использование статистических данных, не отражающих ни прямо, ни косвенно размер индивидуального заработка истца.

Пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда, премирования и другие.

Таким образом, оснований для учета сведений о заработной плате Садыкова Ф.Ф. за оспариваемый период по представленным им статистическим данным о среднемесячной заработной плате работников отдельных отраслей экономики Российской Федерации и Республики Татарстан за 1978-1998 годы по справкам Росстата и Татарстанстата, а также для перерасчета размера пенсии, у ответчика не имеется.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности на ответчика учесть статистические сведения о среднемесячной заработной плате работников и произвести перерасчет пенсии истца.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно пункту 1, 2 статьи 1099 основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Пунктом 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

Таким образом, не имеется оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда, поскольку личные неимущественные права истца ответчиком нарушены не были.

    На основании изложенного и руководствуясь статьями 12,56,194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Садыков Ф.Ф. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Приволжском районе города Казани о перерасчете пенсии оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан.

Судья                          Чибисова В.В.

2-6544/2018 ~ М-6600/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Садыков Ф.Ф.
Ответчики
Управление ПФР РТ по Приволжскому району г.Казани
Суд
Приволжский районный суд г. Казани
Судья
Чибисова В. В.
25.10.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.10.2018[И] Передача материалов судье
29.10.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.10.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.10.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.12.2018[И] Судебное заседание
05.12.2018[И] Судебное заседание
10.12.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2019[И] Дело оформлено
09.10.2019[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее