10RS0011-01-2023-005677-98
2-4452/2023
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 апреля 2024 года г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Глушенко Н.О.,
судей Курчавовой Н.Л., Касянчук Е.С.,
при ведении протокола помощником судьи Королевой Ю.А., секретарем Волынцевой Е.С., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам истца и ответчика администрации Петрозаводского городского округа на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 07 декабря 2023 года по исковому заявлению Высоцкой О. В. к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Карельская лифтовая компания», администрации Петрозаводского городского округа, Правительству Республики Карелия об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Курчавовой Н.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Высоцкая О.В. в интересах Высоцкой Е. А. обратилась в суд с иском к государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» (далее – ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия») по тем основаниям, что она является опекуном своей (...) дочери Высоцкой Е.А., ХХ.ХХ.ХХ, которая не может самостоятельно передвигаться, является (...). Истец с дочерью проживают по адресу: (.....) для того, чтобы вывозить дочь на прогулку из подъезда дома, необходим пандус для спуска инвалидной коляски. Ранее пандус был установлен в подъезде, однако, им невозможно было пользоваться, в связи с чем его пришлось демонтировать. Истец неоднократно обращалась в Министерство социальной защиты Республики Карелия для принятия мер по установке безопасного пандуса для передвижения инвалида в коляске. ХХ.ХХ.ХХ комиссией администрации Петрозаводского городского округа проведено обследование подъезда (.....), и подготовлено заключение о возможности установки приспособления (пандуса). После очередного обращения в Правительство Республики Карелия Министерство социальной защиты Республики Карелия предложило истцу оформить социальный контракт, однако в последующем истец дважды получала отказы Истец считает такое положение дел незаконным, нарушающим права её дочери - инвалида с детства первой группы. В настоящее время есть возможность установки подъемника для передвижения инвалидной коляски, стоимость оборудования составляет ориентировочно 370000 рублей. Более того, ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» уже устанавливало такой подъемник для инвалида-колясочника в доме в микрорайоне Древлянка.
К участию в деле в качестве ответчиков привлечены администрация Петрозаводского городского округа, ООО УО «Карельская Лифтовая Компания», Правительство Республики Карелия,
Определением суда от 07 декабря 2023 года производство по делу в части исковых требований Высоцкой О.В. к ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» прекращено в связи с отказом истца от иска к данному ответчику.
Окончательно истец просила суд возложить на ответчиков обязанность установить подъемник наклонный НПМ-01 (наклонно-подъемный механизм с дистанционным пультом управления (коммерческое предложение с приложением, стоимость которого составляет 370 000 рублей, представлено в материалах настоящего гражданского дела) в подъезде № (.....), который необходим для беспрепятственного доступа в квартиру №(.....) её дочери, (...), при недостаточности бюджетных средств администрации Петрозаводского муниципального округа возложить на Правительство Республики Карелия необходимое финансовое обеспечение по установке данного подъёмника.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной защиты Республики Карелия, Министерство финансов Республики Карелия, МКУ «Служба заказчика».
Решением суда исковые требования удовлетворены частично.
На администрацию Петрозаводского городского округа возложена обязанность приспособить подъезд № (.....) в котором расположена квартира по адресу: (.....), условиям доступности для маломобильных групп населения, установив откидной пандус.
В удовлетворении остальной части иска и в удовлетворении иска к ООО УК «Карельская лифтовая компания», Правительству Республики Карелия суд отказал.
С решением суда не согласна истец, в апелляционной жалобе просит решение суда изменить, указав в резолютивной части на возложение обязанности установить безопасное для спуска и подъема техническое устройство – подъемник наклонный НПМ-01 (наклонно-подъемный механизм с дистанционным пультом управления) в подъезде дома на первом этаже, поскольку истец в силу своего возраста и состояния здоровья не может обеспечить спуск и подъем инвалидной коляски. Полагает, что финансовое обеспечение затрат на установление технического устройства должно нести также и Правительство Республики Карелия. Поскольку администрация Петрозаводского городского округа не обладает необходимыми финансовыми средствами, решение суда в ином случае будет не исполнимо.
С постановленным по делу решением также не согласен ответчик администрация Петрозаводского городского округа. В апелляционной жалобе обращает внимание, что в силу действующего законодательства органы местного самоуправления способствуют созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной и иной инфраструктуры только в рамках установленных полномочий. Так администрация Петрозаводского городского округа выполнила возложенные на нее функции и полномочия по проведению обследования жилого помещения и выдаче заключения от ХХ.ХХ.ХХ Вместе с тем, во исполнение государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 №363, постановлением Правительства Республики Карелия от 09.06.2016 №211-П утверждена государственная программа «Доступная среда в Республике Карелия» на 2016-2030 годы. Ответственным исполнителем государственной программы указано Министерство социальной защиты Республики Карелия. При этом орган местного самоуправления не является ни исполнителем указанной государственной программы, ни получателем бюджетных средств на ее реализацию.
Представитель истца адвокат Вечерская С.Н., действующая на основании ордера, в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала по приведенным в ней основаниям, возражала против доводов апелляционной жалобы администрации Петрозаводского городского округа.
Представитель ответчика администрации Петрозаводского городского округа Хмелевская М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала, возражала против доводов жалобы истца.
Представитель ответчика Правительства Республики Карелия и третьего лица Министерства социальной защиты Республики Карелия Егоров С.В., действующий на основании доверенностей, возражал против доводов жалоб, указал, что основания для изменения или отмены решения суда отсутствуют.
Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте слушания дела с учетом положений ст.165.1 Гражданского кодекса РФ.
Судебная коллегия, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание участников процесса, заблаговременно извещавшихся о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, дело освидетельствования в отношении Высоцкой Е.А. №5, дело №01010016227, медицинскую карту Высоцкой Е.А., обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено, что Высоцкая Е.А., ХХ.ХХ.ХХ, является (...) с ХХ.ХХ.ХХ (справка № от ХХ.ХХ.ХХ, (...) Высоцкая О.В. является матерью Высоцкой Е.А. (свидетельство о рождении I-№ л(...)
Постановлением администрации Петрозаводского городского округа от ХХ.ХХ.ХХ № установлена опека в отношении (...) Высоцкой Е.А. (решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ по делу №) ее опекуном назначена Высоцкая О.В. ((...)
Из сведений, предоставленных ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Карелия», следует, что при проведении медико-социально экспертизы у Высоцкой Е.А., ХХ.ХХ.ХХ, выявлены (...)
Индивидуальной программой реабилитации инвалида от ХХ.ХХ.ХХ №№, выданной ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Карелия», определена нуждаемость Высоцкой Е.А., в том числе, в следующих технических средствах реабилитации: (...)
Согласно сведениям отделения адресно-справочной работы УВМ МВД по Республике Карелия от ХХ.ХХ.ХХ, Высоцкая О.В. и Высоцкая Е.А., ХХ.ХХ.ХХ, зарегистрированы и проживают по адресу: (.....) (...)
В соответствии с актом обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает (...), в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для (...) от 21 ХХ.ХХ.ХХ № (...)) комиссия в составе представителей администрации Петрозаводского городского округа и МКУ «Служба заказчика» по результатам обследования общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: (.....) установила несоответствие общего имущества многоквартирного дома требованиям пп. 23, 24, 25 «а», 27, 29 «в», «д», «е», «ж», «з», 30, 31 раздела III «Требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида» Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 №649.
По результатам проведенного обследования комиссия пришла к выводам о необходимости приспособления общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает (...), с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для (...), а также о наличии технической возможности приспособления общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
Из заключения от ХХ.ХХ.ХХ года № составленного представителями администрации Петрозаводского городского округа и МКУ «Служба заказчика», также следует, что возможность приспособления общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, расположенного по адресу: (.....), имеется (...)
Из материалов дела следует, что ХХ.ХХ.ХХ общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: (.....) оформленного протоколом ХХ.ХХ.ХХ решение о разрешении производства работ по замене пандуса в подъезде (.....) многоквартирного дома № (.....), силами и за счет средств администрации Петрозаводского городского округа ((...)
ХХ.ХХ.ХХ Высоцкая О.В. обратилась в адрес ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта по замене пандуса в подъезде многоквартирного дома (...)
Письмом от ХХ.ХХ.ХХ ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» сообщило заявителю о том, что на заседании межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов оказания адресной помощи на основании социального контракта семьям с детьми, находящимся в сложной социальной ситуации, в отношении семьи истца принято решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи в связи с необходимостью получения дополнительной информации, направленной отделением в управляющую компанию, администрацию Петрозаводского городского округа об ориентировочной стоимости работ по разработке документации по устройству пандуса (...)
ХХ.ХХ.ХХ Высоцкая О.В. повторно обратилась в адрес ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» с заявлением об оказании государственной социальной помощи в виде социального контракта на замену пандуса в подъезде, где проживает семья истца (...)
В ответ на указанное обращение письмом от ХХ.ХХ.ХХ ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» сообщило, что на заседании Комиссии при Правительстве Республике Карелия по рассмотрению вопросов оказания адресной помощи на основании социального контракта гражданам отельных категорий, находящимся в сложной социальной ситуации, в рамках ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2023 год в результате объективного и всестороннего рассмотрения представленного пакета документов принято решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи в связи с тем, что семья истца не относится к числу граждан, имеющих право на предоставление помощи на основании социального контракта гражданам отдельных категорий, находящихся в сложной социальной ситуации (...)
Истец также неоднократно обращалась по вопросу оборудования пандуса в подъезде дома, в котором проживает совместно со своей дочерью, в Правительство Республики Карелия, к Уполномоченному по правам ребенка Республики Карелия, Главе Республики Карелия, администрации Петрозаводского городского округа, Министерство социальной защиты Республики Карелия, однако в настоящее время меры по установке пандуса для передвижения инвалида не предприняты.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь положениями Федерального закона РФ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, исходил из того, что отсутствие беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры - жилого дома является нарушением прав Высоцкой Е.А., являющейся инвалидом первой группы, гарантированных ей Конституцией РФ, а также Федеральным законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить право на достойную жизнь. Установив, что ответственность за обеспечение Высоцкой Е.А. беспрепятственным доступом к объекту социальной инфраструктуры (жилому дому) несут органы местного самоуправления, суд пришел к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является администрация Петрозаводского городского округа, в связи с чем возложил на указанного ответчика обязанность по приспособлению подъезда № (.....) в котором расположена квартира по адресу: (.....) условиям доступности для маломобильных групп населения, установив откидной пандус.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, так как они основаны на установленных по делу обстоятельствах, сделаны при верном применении норм материального права, с учетом субъектного состава спора, сформировавшегося в результате частичного отказа истца от иска.
Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
Согласно ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Установив в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Так в силу пп. 1, 3 абзаца первого ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса РФ (ст.ст. 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (ст.ст. 3, 8, 12, 15, 30).
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 №689-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа «Город Зеленогорск» Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (ст.ст.12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов, осуществляется за счет средств местных бюджетов. В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Жилищный кодекс РФ в п.5.1 ст.2 предусмотрел, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают не только условия для осуществления гражданами права на жилище, но и условия для беспрепятственного доступа инвалидов к общему имуществу в многоквартирных домах.
В соответствии с п.2 ст.12 Жилищного кодекса РФ установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.
Частью 3 ст.15 Жилищного кодекса РФ установлено, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с данным Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 3 ст. 15 Жилищного кодекса РФ).
Утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что общее имущество многоквартирного жилого дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения (пп. «в» п. 10).
Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 №649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, которые применяются к жилым помещениям, входящим в состав, в том числе муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами, и используемым для их постоянного проживания, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения.
В п.2 Правил закреплено, что доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
В целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения, проводится обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором он проживает (п.4 Правил).
Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (п.6 Правил).
По результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, содержащий перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, определяемый на основании Правил с учетом мнения инвалида (подп. «е» п. 12 Правил).
Пунктом 14 Правил установлено, что Перечень мероприятий может включать в себя:
минимальный перечень мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов (подп. «а»);
оптимальный перечень мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов (подп. «б»);
максимальный перечень мероприятий, которые выполняются по специальному заказу инвалида или членов семьи инвалида за счет их средств или средств иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации (подп. «в»).
Исходя из содержания п.14 Правил муниципальные программы, направленные на обеспечение социальной поддержки инвалидов, содержат мероприятия, которые финансируются, а также могут финансироваться за счет средств бюджетов муниципальных образований.
Из вышеприведенных правовых норм следует, что инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к жилому помещению в жилом доме, в котором он проживает, и возможность беспрепятственного пользования общим имуществом жилого дома, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что законодатель не исключает возможности исполнения обязанности по приспособлению общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, органом местного самоуправления. Таким образом, суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, с учетом его субъектного состава, пришел к обоснованному выводу о возложении на администрацию Петрозаводского городского округа, обязанности по приспособлению подъезда подъезд (.....) в котором расположена квартира по адресу: (.....), условиям доступности для маломобильных групп населения, путем установки откидного пандуса.
Доводы апелляционной жалобы администрации Петрозаводского городского округа о том, что орган местного самоуправления не является надлежащим ответчиком по делу, в связи с наличием соответствующих полномочий Министерства социальной защиты Республики Карелия, которое является ответственным исполнителем государственной программы «Доступная среда в Республике Карелия» на 2016 - 2030 годы, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии со ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
Согласно п.53 ч.1 ст.44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов участия в обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур в пределах установленных полномочий.
Согласно п.4 ст.5 Федерального закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право разработки, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество, а также право осуществления контроля за их реализацией
Такой региональной программой является государственная программа «Доступная среда в Республике Карелия» на 2016 - 2030 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Карелия от 09.06.2016 № 211-П.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29.09.2023 № 466-П «Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ Республики Карелия» стратегические приоритеты - приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы утверждаются постановлением Правительства Республики Карелия об утверждении государственной программы, паспорт государственной программы формируется в программном комплексе «Региональный электронный бюджет. Бюджетное планирование»).
Цели государственной программы «Доступная среда в Республике Карелия» на 2016 - 2030 годы определены в разделе 4 и в паспорте указанной государственной программы:
формирование безбарьерной среды посредством повышения доли доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов и услуг в сфере социальной защиты и социального обслуживания, культуры, образования, транспортной и пешеходной инфраструктуры, информации и связи, физической культуры и спорта до 73,2 процента к 2030 году;
повышение уровня обеспеченности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными и абилитационными услугами, ранней помощью, а также уровня профессионального развития и занятости, включая сопровождаемое содействие занятости, инвалидов, в том числе детей-инвалидов, развитие сопровождаемого проживания инвалидов.
Мероприятия по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах указанными целями государственной программы не охватываются и реализуются в рамках полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организаций независимо от их организационно-правовых форм, установленных ст. 15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что указанная государственная программа не предопределяет обязанности органов государственной власти Республики Карелия применительно к заявленным в рамках настоящего дела требованиям.
Доводы истца о необходимости возложения данной обязанности на Правительство Республики Карелия отклоняются, поскольку последнее в силу нормативных положений обеспечивает координацию деятельности в социальной сфере, полномочия же в области жилищных правоотношений по проведению обследования общего имущества многоквартирного дома на предмет доступности, составления заключения и их реализацию, в его компетенцию не входит.
Равным образом довод жалобы истца об уточнении резолютивной части решения суда, не может повлечь отмену решения суда, поскольку выбор конкретных действий по выполнению мероприятий, предусмотренных Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 №649, относится к компетенции органа местного самоуправления.
Доводы апелляционных жалоб выводов суда не опровергают, не влияют на правильность принятого судом решения, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст.ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований к отмене решения суда по доводам жалоб не установлено.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 07 декабря 2023 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы истца и ответчика администрации Петрозаводского городского округа – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи