Дело № 1-7/2023
ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации
г. Калачинск 10 января 2023 года
Калачинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Матвеева С.М., при помощнике судьи Волошиной О.М., секретаре судебного заседания Калиниченко Е.А.,
с участием государственных обвинителей заместителя Калачинского межрайонного прокурора Мареич Н.А., Калачинского межрайонного прокурора Тарасовича С.В., потерпевшей Ш.А.Ю.,
защитника подсудимого, адвоката Куприной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении
САМСОНОВА С.В. <данные изъяты>, судимого:
1. 30 августа 2011 года Калачинским городским судом Омской области за совершение преступления, предусмотренного ч.2 ст.228 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы. Освобождён 9 августа 2013 года по постановлению Советского районного суда г. Омска условно-досрочно на 1 год 6 месяцев 18 дней;
2. 12 февраля 2015 года Ленинским районным судом г. Омска за совершение преступления, предусмотренного ч.2 ст.228 УК РФ к 3 годам 4 месяцам лишения свободы. В соответствии со ст.70 УК РФ частично присоединено неотбытое наказание по приговору Калачинского городского суда Омской области от 30.08.2011 года. Окончательно к отбытию 3 года 6 месяцев лишения свободы. Освобождён 25 мая 2018 года по отбытии наказания,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.109 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Самсонов С.В. причинил смерть Ш.В.С. по неосторожности, при следующих обстоятельствах.
20 августа 2022 года около 16 часов Самсонов С.В., являясь биологическим отцом малолетнего Ш.В.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, то есть лицом, на которое в соответствии со ст.63 СК РФ возложена обязанность заботиться о здоровье своих детей, находясь в квартире, расположенной по <адрес>, в силу собственной небрежности, не предвидя возможности наступления общественно опасных последствий своих действий в виде причинения смерти другому человеку, но при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия, желая сменить подгузник, взял малолетнего Ш.В.С. из кроватки на руки. После этого удерживая его одной рукой в районе своей груди за тело, другой рукой попытался снять подгузник. При этом не предпринял достаточных мер направленных на фиксацию ребёнка в устойчивой позе, не удержал его в руках и уронил.
В результате чего, малолетний Ш.В.С.. упал с высоты роста Самсонова С.В. и ударился теменной частью головы о его ногу, получив телесные повреждения в виде закрытой черепно-мозговой травмы, сопровождавшейся травматическим отёком головного мозга, развитием ишемии и некроза тканей головного мозга, в отдалённом периоде осложнившейся развитием пневмонии, острой полиорганной недостаточности с преобладанием острых сердечно-лёгочной и печёночно-почечной недостаточности.
Указанная черепно-мозговая травма, причинила тяжкий вред здоровью Ш.В.С. по признаку опасности для жизни и явилась причиной его смерти, наступившей ДД.ММ.ГГГГ в реанимационном отделении БУЗОО «<данные изъяты>» <адрес>.
В судебном заседании подсудимый Самсонов С.В. вину в совершении преступления признал в полном объёме. Пояснил, что является отцом Ш.В.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, хотя в свидетельстве о рождении им не указан, так как состоит в зарегистрированном браке с другой женщиной.
20 августа 2022 года с сожительницей Ш.А.Ю. и детьми находились дома. Около 14 часов легли отдыхать. В. спал в детской кроватке. Около 16 часов проснулся от его плача. Понял, что ему необходимо поменять подгузник. Подошёл к детской кроватке, взял В. на руки и стал снимать с него подгузник, чтобы посмотреть, нужно ли его менять. Одной рукой держал ребёнка, а второй пытался приподнять подгузник. Держал ребёнка на уровне своего живота. Сын находился вниз головой, лежал у него на предплечье, голова находилась в области его локтевого сустава, свисала вниз, а ноги находились в области ладони. Ребёнок лежал на животе. Потянулся за влажными салфетками, лежащими в детской кроватке, чтобы протереть сына. В этот момент ребёнок начал шевелиться, он не успел среагировать, не удержал сына и тот упал на пол, головой вниз. При падении сын ударился головой о его левую ступню. После этого сын не подавал признаков жизни. Стал приводить его в чувство, делал ему искусственное дыхание. Разбудил сожительницу и рассказал о случившемся. Та попросила знакомого С.В.Н. отвезти их в больницу. По пути неоднократно делал ему искусственное дыхание. В Калачинской ЦРБ ребёнка поместили в реанимацию, затем перевезли в <адрес>. Посещал его в больнице, покупал лекарства и памперсы. ДД.ММ.ГГГГ сын умер. До этого времени скрывался от правоохранительных органов, так как боялся ответственности. Раскаивается в содеянном.
Кроме личного признания, вина подсудимого в совершении преступления подтверждается показаниями потерпевшей и свидетелей, как допрошенными в ходе судебного следствия, так и оглашёнными в порядке ч.1 ст.281 УПК РФ.
Так, потерпевшая Ш.А.Ю. суду показала, что сожительствует с Самсоновым С.В., от которого имеет дочь Ш.В.С. и и сына Ш.В.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Самсонов С.В. отцом детей не записан, так как состоит в зарегистрированном браке с другой женщиной.
20 августа 2022 года они находились дома, на станции <адрес>. После 14 часов все легли спать. Сына В. уложила в детскую кроватку. Около 16 часов проснулась от крика сожителя Самсонова С.В., который просил вызвать скорую помощь. Увидела у него на руках сына В., который не плакал и не дышал, ручки, ножки, и голова свободно свисали. На вопрос что случилось. Самсонов С.В. сказал, что уронил сына на пол, головой вниз, когда менял ему подгузник, при этом ребёнок ударился головой о его ногу. Самсонов С.В. сделал В. искусственное дыхание и тот начал дышать, но при этом хрипел. Они пытались вызвать скорую помощь, но, не дождавшись, попросили соседа С.В.Н. отвезти их в Калачинскую больницу. По дороге сказали С.В.Н., что на ребёнка прыгнула старшая дочь В.. ДД.ММ.ГГГГ сын умер в детской больнице <адрес>. До похорон сына Самсонов С.В. скрывался от полиции. Исковые требования заявлять не желает.
Свидетель П.В.Г. суду показала, что проживает по соседству со Ш.А.Ю. и Самсоновым С.В., которые имели двоих малолетних детей- В. и В.. 20 августа 2022 года около 16 часов к ней пришла Ш.А.Ю. и стала просить вызвать скорую помощь, была напугана, плакала. Через открытую входную дверь их квартиры увидела, как Самсонов С.В. пытается привести в чувство сына В., который не дышал. Подумала, что ребёнок отравился угарным газом, так как накануне соседи пытались топить печь и дым был во всём подъезде. Позвонила своей дочери М.В.Н., и попросила вызвать скорую помощь. Та предложила самим везти ребёнка в больницу, поскольку это будет быстрее. Ш.А.Ю. позвонила С.В.Н., и тот согласился их отвезти. Позже узнала, что В. умер в больнице.
Оглашёнными показаниями свидетеля М.В.Н., показания свидетеля П.В.Г. полностью подтверждаются (л.д.125-128).
Согласно показаниям свидетеля С.В.Н., 20 августа 2022 года около 16 часов 10 минут ему позвонила Ш.А.Ю. и стала просить отвезти их в больницу, так как её сын В. не дышит. В это время он ехал на реку, однако сразу же развернулся. По дороге увидел Ш.А.Ю., а также Самсонова С.В., на руках у которого был малолетний В.. По дороге спросил у них, что произошло с ребёнком. Те сказали, что на сына прыгнула старшая дочь В.. Позже от жителей деревни узнал, что Самсонов С.В. не удержал на руках Ш. B.C. и уронил его (л.д.131-133).
Также вина подсудимого подтверждается иными доказательствами, имеющимися в материалах уголовного дела и исследованными в судебном заседании.
Так, согласно рапортам оперативного дежурного ДЧ ОМВД России по Калачинскому району, 20 августа 2022 года поступило сообщение о доставлении в приёмное отделение БУЗОО «Калачинская ЦРБ» Ш.В.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р., в бессознательном состоянии, который в дальнейшем госпитализирован в реанимационное отделение БУЗОО «<данные изъяты>» <адрес> с диагнозом: тяжелая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга, ушибы мягких тканей головы, тела, конечностей,постреанимационная болезнь (л.д. 16,19).
В ходе осмотра квартиры, расположенной по <адрес>, участвующая потерпевшая Ш.А.Ю. указала место, где Самсонов С.В. уронил малолетнего Ш.В.С., в результате чего тот получил телесные повреждения (л.д. 59-69).
По заключению судебно-медицинского эксперта от ДД.ММ.ГГГГ №, причиной смерти малолетнего Ш.В.С. явилась закрытая черепно-мозговая травма, сопровождавшаяся травматическим отёком головного мозга, развитием ишемии и некроза тканей головного мозга, в отдалённом периоде осложнившаяся развитием пневмонии, острой полиорганной недостаточности с преобладанием острых сердечно-лёгочной и печёночно-почечной недостаточности.
Указанная черепно-мозговая травма образовалась незадолго до поступления малолетнего Ш.В.С. на стационарное лечение, в результате травматического воздействия твёрдым предметом, в том числе при соударении о таковой. Образование данного повреждения возможно от однократного травматического воздействия.
Данная черепно-мозговая травма обладает квалифицирующими признаками повреждения, причинившего тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Состоит в прямой причинно-следственной связи с наступлением смерти (л.д.28-37).
В ходе проверки показаний на месте, обвиняемый Самсонов С.В. в присутствии защитника подробно рассказал и показал каким образом ДД.ММ.ГГГГ, находясь в <адрес> <адрес>, удерживал Ш.В.С., который затем упал (л.д. 93-104).
Таким образом, исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, в допустимости которых не возникло сомнений, суд находит вину Самсонова С.В. доказанной.
Его действия по ч.1 ст.109 УК РФ как причинение смерти по неосторожности, квалифицированы, верно.
Установлено, что Самсонов С.В., являясь биологическим отцом малолетнего Ш.В.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в силу собственной небрежности, не предвидя возможности наступления общественно опасных последствий своих действий в виде причинения смерти другому человеку, но при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия, желая заменить подгузник Ш.В.С., взял его на руки и удерживая одной рукой ребёнка в районе своей груди за тело, другой пытался снять подгузник. При этом не удержал ребёнка в руках и уронил. В результате чего, малолетний Ш.В.С. упал с высоты роста Самсонова С.В. и ударился теменной частью головы о его ногу, получив телесные повреждения, причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и которые явились причиной его смерти в реанимационном отделении БУЗОО «<данные изъяты>» <адрес>.
При назначении наказания подсудимому Самсонову С.В., суд в соответствии со статьями 6 и 60 УК РФ, учитывает характер и степень общественной опасности совершённого преступления, относящегося к категории небольшой тяжести, личность подсудимого.
В качестве обстоятельств, смягчающих наказание подсудимого, суд учитывает признание вины и раскаяние, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, наличие детей малолетнего и несовершеннолетнего возраста, состояние здоровья подсудимого и его близких родственников.
Обстоятельств, отягчающих наказание, суд не усматривает.
Принимая во внимание указанные обстоятельства в их совокупности, данные о личности подсудимого, влияние назначенного наказания на исправление осуждённого и условия жизни его семьи, а также учитывая требования ст.43 УК РФ, суд полагает необходимым назначить Самсонову С.В. наказание в виде реального лишения свободы, с учётом положений ч.1 ст.62 УК РФ, поскольку считает, что его исправление и перевоспитание может быть достигнуто только в условиях изоляции от общества, со строгим контролем дальнейшего поведения. При этом суд не усматривает оснований для применения ст.73 УК РФ, то есть условного осуждения.
Ограничений для назначения наказания в виде лишения свободы, предусмотренных ч.1 ст.56 УК РФ не имеется.
С учётом обстоятельств совершения преступления и личности подсудимого, суд в соответствии с п. «а» ч.1 ст.58 УК РФ считает необходимым назначить Самсонову С.В. отбывание наказания в исправительной колонии общего режима, полагая, что цели наказания не могут быть достигнуты при отбывании им наказания в колонии-поселении.
Вещественных доказательств по делу нет.
В соответствии с ч.1 ст.132 УПК РФ процессуальные издержки по оплате услуг защитника подсудимого, адвоката Куприной В.А., следует отнести за счёт средств федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.307-309 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
САМСОНОВА С.В. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.109 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы, на срок 6 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Меру пресечения Самсонову С.В. изменить на заключение под стражу, взяв под стражу в зале суда. Срок наказания исчислять со дня вступления приговора в законную силу. Зачесть в него время содержания Самсонова С.В. под стражей с ДД.ММ.ГГГГ до вступления приговора в законную силу, из расчёта один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
Процессуальные издержки по оплате услуг защитника, адвоката Куприной В.А. в размере 3 588 рублей отнести за счёт средств федерального бюджета.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Омский областной суд через Калачинский городской суд Омской области в течение 15 суток со дня провозглашения, а осуждённым Самсоновым С.В. в тот же срок, со дня вручения ему копии приговора.
В случае апелляционного обжалования, осуждённый вправе ходатайствовать о своём участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, а также поручать осуществление своей защиты избранному защитнику, либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника.
Председательствующий Матвеев С.М.