Решение по делу № 2-979/2017 от 22.03.2017

Дело № 2-979/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Печорский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Порохиной О.Г.

с участием прокурора Музыканта Д.Ю.

при секретаре Сучковой А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Печоре 19 мая 2017 года гражданское дело по исковому заявлению Печорского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Печора», АО «Коми тепловая компания» о возложении обязанности совершить определенные действия,     

У С Т А Н О В И Л:

Печорский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчику АО «Коми тепловая компания» с требованием в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить лицензию на право пользования недрами с целью добычи подземных вод через водозаборные скважины **** получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования питьевых вод, добываемых с водозаборных скважин **** к ответчику Администрации МО МР «Печора» и АО «Коми тепловая компания» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать дорожки с твердым покрытием к территории водозаборных скважин **** В обоснование требований указал, что Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды предприятиями, оказывающим услуги населению по тепло,-и водоснабжению на территории МО МР «Печора» Республики Коми. В результате проведенной прокурорской проверки выявлено пользование АО «Коми тепловая компания» недрами путем добычи подземных вод через водозаборные скважины, расположенные на территории МО СП «Чикшино» МР «Печора» Республики Коми. В ходе эксплуатации данных водозаборных скважин осуществляются забор воды из эксплуатационного водоносного горизонта (недр), при этом АО «Коми тепловая компания» не имеет лицензии на право пользования недрами в целях добычи питьевых подземных вод. Установлено, что к территории водозаборных скважин **** не оборудованы дорожки с твердым покрытием; отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования питьевых вод, добываемых с помощью всех перечисленных водозаборных скважин. Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Ответчиками нарушены положения Водного кодекса РФ, ФЗ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1, ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52, ФЗ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 №35. Таким образом, действиями ответчиков нарушены права неопределенного круга лиц, постоянно или временно проживающих на территории МО МР «Печора» Республики Коми.

В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал.

Представитель ответчика Администрации МР «Печора» в судебном заседании исковые требования не признала.

Представитель ответчика АО «Коми тепловая компания» исковые требования признал.

Дело рассматривалось в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителя третьего лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в г. Печоре, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно договору аренды муниципального имущества №150-н/д от 31.12.2014 г. в целях обеспечения потребителей услугами водоснабжения и водоотведения Комитетом по управлению муниципальной собственностью муниципального района «Печора» во временное владение и пользование предприятию АО «Коми тепловая компания» переданы объекты недвижимости, в том числе водозаборные скважины, ****

По результатам проверки установлено, что в ходе эксплуатации данных водозаборных скважин осуществляются забор воды из эксплуатационного водоносного горизонта (недр), при этом АО «Коми тепловая компания» не имеет лицензии на право пользования недрами в целях добычи питьевых подземных вод.

Статьей 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Частью 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Согласно части 1 статьи 1.2. Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 2.3 вышеуказанного Закона РФ к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

Согласно статье 9 Закона РФ «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральным законом не установлены ограничения предоставления права пользования недрами.

В соответствии со статьей 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в нарушение вышеперечисленных требований АО «Коми тепловая компания» осуществляется эксплуатация указанных водозаборных скважин в условиях отсутствия лицензии на право пользования недрами.

Невыполнение АО «Коми тепловая компания» обязанностей, возложенных на него законодательством о недрах, нарушает интересы Российской Федерации и ведет к незаконному пользованию недрами.

Также, в ходе проведения прокурорской проверки установлен ряд нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности АО «Коми тепловая компания».

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Согласно части 3 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны.

В силу статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 введены в действие Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02).

В соответствии с п.п.1.4, 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (далее – ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Зона санитарной охраны должна быть организована в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Согласно п.п. 3.2.1.1, 3.2.1.4, 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов. Все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО.

В ходе прокурорской проверки установлено, что к территории водозаборных скважин ********** не оборудованы дорожки с твердым покрытием, отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования питьевых вод, добываемых с помощью всех перечисленных водозаборных скважин.

В соответствии с пунктом 2.2.2 договора аренды муниципального имущества №150-н/д от 31.12.2014 г. арендатор обязан осуществлять свою деятельность, пользуясь арендованным имуществом, с соблюдением санитарных, экологических, градостроительных и иных норм и правил, выполнять предписания инспектирующих и контролирующих органов за счет собственных средств, поддерживать объекты субаренды в исправном состоянии.

В соответствии с пунктом 2.2.5 договора аренды арендатор обязан производить за свой счет текущий ремонт арендуемого имущества и инженерных коммуникаций, относящихся у нему; перепланировку и капитальный ремонт арендуемого имущества, по согласованию с арендодателем, нести расходы на содержание арендуемого имущества; работы по выполнению предписаний инспектирующих органов для осуществления деятельности с использованием арендуемого имущества.

Стоимость капитального ремонта, отделимых и неотделимых улучшений, произведенных арендатором по согласованию с арендодателем за счет собственных средств в рамках капитального ремонта подлежит зачету в соответствии с Положением о согласовании проведения капитального ремонта имущества муниципального района «Печора», находящегося в аренде, и принятии решения о зачете в счет арендной платы стоимости затрат на его производство, утвержденном решением Совета МО муниципального района «Печора» от 22.05.2012 № 5-9/138.

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п.14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

В соответствии с п. 3.8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.

К капитальному ремонту наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства относятся работы по ремонту сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и электроснабжения, озеленению дворовых территорий, ремонту дорожек, проездов и тротуаров и т.д.

Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.

На основании изложенного следует, что оборудование дорожек с твердым покрытием к территории водозаборных скважин относятся к капитальному ремонту, соответственно, должны быть выполнены только по согласованию с администрацией МР «Печора» (собственником арендованного имущества).

На основании изложенного следует, что восстановление ограждения первого пояса санитарной охраны водозаборных скважин и оборудование дорожек с твердым покрытием к территории водозаборных скважин относятся к капитальному ремонту, соответственно, должны быть выполнены только по согласованию с администрацией МР «Печора» (собственником арендованного имущества).

При таких обстоятельствах, требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора подлежат удовлетворению, так как действиями ответчиков нарушаются гарантируемые законом права граждан на благоприятную окружающую среду и условия проживания, а также интересы Российской Федерации, как собственника водного объекта.

Доводы представителя ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Печора» о том, что администрация муниципального района не является надлежащим ответчиком, суд не принимает во внимание, поскольку факт передачи имущества в пользование АО «Коми тепловая компания» не освобождает собственника от исполнения обязанности по надлежащему содержанию имущества.

Согласно ст.103 ГПК РФ с ответчика АО «Коми тепловая компания» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального района «Печора» в сумме ****

На основании изложенного, руководствуясь ст. 196-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать АО «Коми тепловая компания» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда выполнить следующие мероприятия:

-получить лицензию на право пользования недрами с целью добычи подземных вод через водозаборные скважины ****

- получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования питьевых вод, добываемых с водозаборных скважин ****

Обязать администрацию муниципального района «Печора» и АО «Коми тепловая компания» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать дорожки с твердым покрытием к территории водозаборных скважин ****

Взыскать с АО «Коми тепловая компания» государственную пошлину в доход бюджета муниципального района «Печора» в размере ****

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: О.Г. Порохина

2-979/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Печорская природоохранная межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация МО МР "Печора"
АО "Коми тепловая компания"
Другие
ТО Управления Роспотребнадзора по РК в г. Печоре
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
pechora.komi.sudrf.ru
22.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2017Передача материалов судье
23.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2017Судебное заседание
19.05.2017Судебное заседание
25.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее