УИД 21RS0022-01-2021-004520-60
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ22 июня 2022 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Карлинова С.В.,
судей Спиридонова А.Е., Филимоновой И.В.,
при секретаре судебного заседания Яшине В.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г. Новочебоксарск Чувашской Республики к администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Новочебоксарск Чувашской Республики о возложении обязанности по осуществлению физической охраны учебного заведения, поступившее по апелляционной жалобе администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 24 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Карлинова С.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
заместитель прокурора г. Новочебоксарск Чувашской Республики в защиту законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) о возложении на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Новочебоксарск Чувашской Республики (далее – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Новочебоксарск Чувашской Республики) в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу обязанности обеспечить охрану учреждения организациями, предусмотренными п.п. «б» ст. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006; о возложении на администрацию г. Новочебоксарск Чувашской Республики в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу обязанности обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению охраны МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Новочебоксарск Чувашской Республики организациями, предусмотренными п.п. «б» ст. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006.
Исковые требования мотивированы тем, что по результатам проведенной прокуратурой г. Новочебоксарск Чувашской Республики проверки исполнения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Новочебоксарск Чувашской Республики требований законодательства об образовании и противодействии терроризму установлено нарушение ответчиком требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 № 1006, выраженное в необеспечении охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Поскольку обязанность по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности возложена на органы местного самоуправления, считает, что допущенныеадминистрацией г. Новочебоксарск Чувашской Республики и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Новочебоксарск Чувашской Республики нарушения требований законодательства по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создают угрозу жизни и здоровью указанных лиц от террористического вмешательства, не позволяют обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора г. Новочебоксарск Чувашской Республики Окружнова И.Ю. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Новочебоксарск Чувашской Республики Николаева Л.Л. в судебном заседании исковые требования не признала, полагая требования необоснованными и подлежащими оставлению без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении в судебном заседании участия не принимали, представителей не направили.
Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 24 марта 2022 года постановлено возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Новочебоксарск Чувашской Республики обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить охрану учреждения организациями, предусмотренными подпунктом «б» ст. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006, и на администрацию г. Новочебоксарск Чувашской Республики - обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить финансирование мероприятий Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Новочебоксарск Чувашской Республики по обеспечению охраны образовательного учреждения организациями, предусмотренными подпунктом «б» ст. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик администрация г. Новочебоксарск Чувашской Республики подала апелляционную жалобу на предмет его отмены по мотиву незаконности и необоснованности, указав на то, что принятые в образовательном учреждении меры антитеррористической безопасности являются достаточными для исполнения требований постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006, и в настоящее время в учреждении действует круглосуточная охрана силами штатных работников (сторожей, вахтеров). Отмечает, что администрация г. Новочебоксарск не имеет возможности исполнить решение суда ввиду отсутствия необходимых средств в бюджете г. Новочебоксарск.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики Лебедева Т.Н. апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Представитель истца - прокурор отдела прокуратуры Чувашской Республики Карлина О.В. апелляционную жалобу просила оставить без удовлетворения ввиду необоснованности.
Ответчик МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Новочебоксарск Чувашской Республики в заявлении просит рассмотреть дело в отсутствие представителя школы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Верховного Суда Чувашской Республики. Ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило, в связи с чем в соответствии с нормами статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ "О безопасности" основными принципами обеспечения безопасности является, в том числе, приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана в том числе создавать безопасные условия обучения и воспитания обучающихся. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 данного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Новочебоксарск Чувашской Республики является общеобразовательной организацией, юридическим лицом, действующим на основании Устава, утвержденного постановлением администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики № 1511 от 25 декабря 2015 года. Учредителем МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Новочебоксарск Чувашской Республики является муниципальное образование – г. Новочебоксарск Чувашской Республики. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация г. Новочебоксарск Чувашской Республики (пункты 1.9, 1.10 Устава).
Прокуратурой г. Новочебоксарск Чувашской Республики в ходе проведения проверки соблюдения в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Новочебоксарск Чувашской Республики как объекте образования требований законодательства об образовании и противодействии терроризму выявлены нарушения ответчиком требований действующего законодательства о противодействии терроризму в связи с необеспечением в учреждении охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В ходе проверки установлено, что в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Новочебоксарск Чувашской Республики обеспечение охраны объекта осуществляется сотрудником из числа обслуживающего персонала и сторожем в ночное время.
Согласно утвержденному паспорту безопасности зданию, в котором расположено МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Новочебоксарск Чувашской Республики, определена 3 категория опасности.
По результатам вынесенного прокуратурой представления от 22 октября 2021 года № 03-03-1-21 об устранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов образования меры приняты не были.
Удовлетворяя исковые требования и возлагая на администрацию г. Новочебоксарск Чувашской Республики и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Новочебоксарск Чувашской Республики обязанность по осуществлению физической охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, суд первой инстанции исходил из положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Новочебоксарск Чувашской Республики, утвержденного постановлением администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики № 1511 от 25 декабря 2015 года, на основании которых пришел к выводу о том, что несоблюдение ответчиками, на которых возложена прямая обязанность принятия мер по противодействию терроризму, требований указанных правовых актов создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе учащихся и работников образовательного учреждения, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.
С такими выводами судебная коллегия полагает возможным согласиться как с соответствующими установленным обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Указом Президента Российской Федерации № 215 от 15 мая 2018 года Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации, к компетенции которого отнесены дошкольные и общеобразовательные учреждения, и в Министерство науки Российской Федерации, в ведение которого входят высшие учебные заведения.
В связи с этим постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Новочебоксарск Чувашской Республики.
Пунктом 25 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006, предусмотрено в отношении объектов (территорий) тождественных рассматриваемому по категории опасности, дополнительно к иным мероприятиям, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (подпункт "б" пункта 25 приведенных требований).
Пунктом 32 вышеуказанных Требований предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях:
а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий);
б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);
в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
Из чего следует, что Требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006, прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.
Анализируя содержание постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006, суд пришел к обоснованному выводу о необходимости физического присутствия сотрудников охранных организаций в зданиях образовательных учреждений. Иные, не требующие физического присутствия сотрудников охранных организаций мероприятия, указаны в п. 24 указанного Постановления, а мероприятия, указанные в п. 25 данного Постановления, являются дополнительными; необходимость их осуществления обусловлена особым статусом образовательных учреждений и необходимостью обеспечения их большей антитеррористической защищенности.
При этом в силу п. 17 постановления антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях)
Применительно к школам указанные цели не могут быть достигнуты без физического присутствия сотрудников охранных организаций на территории данных учреждений, чем и обусловлено включение в постановление Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006 подп. "б" п. 25, признающего такое присутствие обязательным.
Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма и экстремизма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
Вместе с тем, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Поскольку на момент разрешения спора судом первой инстанции антитеррористические мероприятия по организации охраны объекта (территории) ответчиком не были проведены, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы о том, что в образовательном учреждении были осуществлены все необходимые действия, направленные на выполнение требований к антитеррористической защищенности объекта (территории), судебной коллегией отклоняются, так как предпринятые меры по охране образовательного учреждения силами штатных работников (сторожами и вахтерами) не являются достаточными для обеспечения антитеррористической защищенности данного объекта и не свидетельствуют об устранении нарушений подпункта "б" пункта 25 приведенных Требований.
Фактически осуществляемые в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Новочебоксарск Чувашской Республики мероприятия были предусмотрены пунктом 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 года № 1235, а необходимость обеспечения охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в отношении образовательных учреждений является дополнительным мероприятием, которое осуществляется вне зависимости от выполнения данным учреждением требований, содержащихся в пункте 22 постановления № 1235.
Системное толкование содержания подп. "г" пункта 18, пункта 24, подп. "б" пункта 25 Требований позволяет прийти к выводу, что в образовательном учреждении требуется физическое присутствие сотрудников охранных организаций.
Исходя из требований законодательства охрана дошкольного образовательного учреждения должна осуществляться путем привлечения сотрудников охранных организаций, а не лицами, не обладающими специальными навыками, не проходившими специальную подготовку, не имеющими спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств, при этом орган местного самоуправления не вправе уклоняться от исполнения обязанности по обеспечению финансирования указанных мероприятий.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанций соответствуют указанным выше правовым актам, и доводами жалобы они не опровергаются.
Финансирование мероприятий в области противодействия терроризму, как следует из Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, может осуществляться и за счет привлечения средств из внебюджетных источников (пункт 43). Между тем, указанное не освобождает органы местного самоуправления, исходя из приведенных выше правовых норм, от обязанности принятия мер по антитеррористической защищенности объектов образовательных учреждений. Более того, как установлено судами, вопреки доводам кассационной жалобы, круглосуточная профессиональная физическая охрана в образовательном учреждении отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы о недостаточности финансовых средств относятся к вопросам, разрешаемым в ходе исполнения судебного акта, что может быть преодолено путем обращения с заявлением об изменения порядка и способа его исполнения либо с заявлением о рассрочке, отсрочке его исполнения.
Поскольку судом верно определены и с достаточной полнотой установлены обстоятельства, имеющие значение по делу, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, либо являющихся безусловным основанием для его отмены, при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 24 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и в течение трех месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.
Председательствующий С.В. Карлинов
Судьи: А.Е. Спиридонов
И.В. Филимонова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 июня 2022 года.