Решение по делу № 33а-2437/2019 от 27.05.2019


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Цыденова Н.М.

дело № 33а-2437 пост. ...

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Улан-Удэ 26 июня 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего Булгытовой С.В.,

судей коллегии Захарова Е.И.,Назимовой П.С.,

при секретаре Эрдынеевой Е.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Капустина В.И. к Отделению территориальному г.Улан-Удэ ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по апелляционной жалобе Отделения территориального г.Улан-Удэ ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации на решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 27 марта 2019 года, которым требования удовлетворены и постановлено:

признать решение начальника отделения территориального г.Улан-Удэ ФГКУ «Востокрегионжилье» № 12-20/90 от 28 ноября 2018 года «Об отказе в принятии военнослужащего – гражданина Российской Федерации, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении» незаконным и подлежащим отмене.

Обязать начальника отделения территориального г.Улан-Удэ ФГКУ «Востокрегионжилье» включить Капустина В.И. в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Заслушав доклад судьи Назимовой П.С., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

обращаясь в суд, Капустин В.И. просил признать незаконным решение территориального отделения г.Улан-Удэ ФГКУ «Востокрегионжилье» № 12-20/90 от 28 ноября 2018 года об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как бывшего военнослужащего, проходившего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации; и обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения.

Требования основаны на том, что Капустин В.И. проходил военную службу с 5 августа 1979 года по 26 апреля 2000 года, уволен в связи с истечением срока контракта, выслуга лет в календарном исчислении составляет 23 года, в льготном – 28 лет. В собственности какого-либо жилья Капустин В.И. не имеет. 28 ноября 2018 года административным ответчиком принято решение, которым Капустину В.И. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении». Основанием для принятия данного решения явилось то, что на момент увольнения Капустина В.И. из Вооруженных Сил Российской Федерации установление очередности на получение жилых помещений не входило в компетенцию Министерства обороны Российской Федерации, и было возложено на органы местного самоуправления; обеспечение жилыми помещениями от Министерства обороны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета для постоянного проживания производится только для военнослужащих, уволенных после 1 января 2005 года. По мнению заявителя, оспариваемое решение нарушает его конституционное право на жилище, поскольку при увольнении он не был обеспечен жилым помещением в соответствии с законом, он не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма либо собственником жилых помещений.

В судебном заседании Капустин В.И. требования поддержал.

Представитель административного ответчика отделения территориального г.Улан-Удэ ФГКУ «Востокрегионжилье» Юдина В.И. возражала против удовлетворения требований.

Районный суд постановил решение об удовлетворении административного иска.

В апелляционной жалобе представитель отделения территориального г.Улан-Удэ ФГКУ «Востокрегионжилье» Каурова О.Б. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что после увольнения из Вооруженных Сил Российской Федерации с 2002 года по 2010 год Капустин В.И. состоял в администрации г.Кяхта на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. В 2011 году он был поставлен на учет на улучшение жилищных условий в администрации с. Кудара-Сомон, что предполагает наличие у заявителя какого-либо жилья и необходимость его улучшения. Ранее Капустин В.И. проживал по адресу: <...>; сведений о том, что указанное жилье признано аварийным и подлежащим сносу, не представлено. Суд не устанавливал, кому принадлежит жилой дом, где в настоящее время проживет Капустин В.И. (с. <...>), имеет ли последний возможность приобрести данное жилье в свою собственность в силу приобретательной давности. Кроме того, Капустин В.И. проходил службу в другом регионе, а потому ФГКУ «Востокрегионжилье» не имеет обязанности по постановке его на учет, заявитель должен был обратиться по месту прохождения военной службы.

В заседании судебной коллегии представитель отделения территориального г.Улан-Удэ ФГКУ «Востокрегионжилье» Каурова О.Б. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.

Административный истец Капустин В.И. возражал против удовлетворения жалобы и отмены решения суда.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Капустин В.И. с 5 августа 1976 по 26 апреля 2000 года проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, был уволен по подпункту «б» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О военной службе и воинской обязанности» в связи с истечением срока контракта.

Выслуга лет в календарном исчислении составляет 23 года, в льготном – 28 лет.

Оспариваемым решением отделения территориального г.Улан-Удэ ФГКУ «Востокрегионжилье» № 12-20/9 от 28 ноября 2018 года капитану запаса Капустину В.И. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Письмом отделения территориального г.Улан-Удэ ФГКУ «Востокрегионжилье» от той же даты Капустину В.И. разъяснено, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054 учет военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей, установление очередности на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий не входило в компетенцию Министерства обороны и было возложено на органы местного самоуправления.

Также административный ответчик разъяснил Капустину В.И., что в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями от Министерства обороны за счет средств федерального бюджета для постоянного проживания производится только для военнослужащих, уволенных после 1 января 2005 года. Признание Капустина В.И. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном статьями 49 - 51 Жилищного кодекса РФ, через органы местного самоуправления.

Таким образом, фактическим основанием для принятия административным ответчиком оспариваемого решения послужило то, что на момент обращения с заявлением Капустин В.И. военнослужащим уже не являлся, в связи с чем, на него не распространялись положения Федерального закона «О статусе военнослужащих» о признании нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих и лиц, подлежащих увольнению с военной службы.

В соответствии с положениями абзаца 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства (положения абзаца третьего пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абзац двенадцатый пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Исходя из абзаца первого пункта 13 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на момент увольнения административного истца с военной службы) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из взаимосвязанных положений законодательных актов, регулирующих спорные правоотношения, следует, что государство при увольнении с военной службы гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений по избранному месту жительства.

Согласно пункту 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года № 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности в силу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.

Изложенное свидетельствует о том, что при увольнении Капустина В.И. с военной службы подлежал рассмотрению вопрос о том, является ли административный истец нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила).

В соответствии с положениями подпункта «а» пункта 6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в том числе, в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Согласно подпункту «ж» пункта 7 Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является проживание в общежитиях и на служебной жилой площади.

Согласно материалам дела после окончания Иркутского ВВАИУ Капустин В.И. был направлен служить на Черноморский флот в должности старшего авиационного техника корабля, обслуживал самолеты; с 1990 по 2000 служил на Северном флоте на офицерских должностях, в должности старшего авиационного техника, командира группы палубных механизмов на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов»; имеет государственные награды. Какая-либо безвозмездная финансовая помощь на приобретение жилого помещения Капустину В.И. по линии Министерства обороны не оказывалась.

Из пояснений Капустина В.И. следует, что во время прохождения службы он проживал в общежитиях закрытых гарнизонов, в каюте корабля крейсера «Адмирал Кузнецов», и не собирался увольняться. Увольнение с военной службы носило срочный и вынужденный характер, и было связано со смертью матери и болезнью отца, которому требовалась посторонняя помощь. На момент увольнения Капустин В.И. является нуждающимся в жилом помещении.

В деле имеется справка от 17 января 2002 года, выданная Капустину В.И. военным комиссаром Кяхтинского района, в котором приведены сведения личного дела военнослужащего и периоды прохождения им военной службы. В данном документе имеется указание на то, что справка дана для предъявления по месту требования для оформления государственного жилищного сертификата.

Из дела видно, что с момента увольнения с военной службы до настоящего времени жилищные условия Капустина В.И. не изменились. Капустин В.И. до настоящего времени собственным жильем не обеспечен. С 31 июля 2002 года по 15 декабря 2004 года он проживал в с. <...> в доме своего отца, однако в 2004 году этот дом сгорел, после чего Капустин В.И. вынужден был снимать неблагоустроенное ветхое жилище, площадью 8 кв.м., по ул. <...>, собственником которого является ФИО1 В настоящее время Капустин В.И. также проживает в арендованном неблагоустроенном жилье по адресу: <...>, имеет регистрацию по адресу: <...>. Указанные обстоятельства подтверждаются справкой Администрации МО СП «Кударинское» Кяхтинского района Республики Бурятия от 25 сентября 2018 года.

Установлено, что с 25 января 2002 года по 26 марта 2010 года Капустин В.И. состоял на очереди в Администрации МО «Город Кяхта» в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемым по договорам социального найма.

В связи с переездом с 21 апреля 2011 года Капустин В.И. состоял на учете в Администрации МО СП «Кударинское» в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Со слов заявителя он был снят с учета в связи с отказом от предложенного ему земельного участка.

При таком положении следует признать, что гарантированное государством право Капустина В.И. на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства не было реализовано.

При наличии таких условий как выслуга лет в календарном исчислении более 20 лет, увольнение Капустина В.И. с военной службы и нуждаемость на момент увольнения в обеспечении жилым помещением, он вправе был рассчитывать на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Как следует из пояснений Капустина В.И., фактически он просит признать его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма как военнослужащего, подлежащего увольнению, так как именно в этот период его права и были нарушены, а не как гражданина, находящегося в запасе. Само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированного статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Таким образом, решение суда об удовлетворении заявленных требований является правильным.

Доводы жалобы на законность судебного акта не влияют, выводов суда не опровергают, не являются основанием к отмене решения суда, при принятии которого суд первой инстанции правильно определил характер правоотношений, возникших между сторонами, исследовал обстоятельства дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дал правовую оценку.

Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено, решение суда является законным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 27 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-2437/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Капустин Владимир Иванович
Ответчики
ФГУ "Востокрегионжилье"
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Назимова Полина Савельевна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
26.06.2019Судебное заседание
09.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.07.2019Передано в экспедицию
26.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее