Дело №2-8978/2024
УИД 35RS0010-01-2024-011883-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Вологда | 20 ноября 2024 года |
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
судьи Шевчук Ю.С.,
при секретаре Мирау В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зайцевой С. В. к Министерству строительства Вологодской области о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности,
установил:
Зайцева С.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту строительства Вологодской области (далее – Департамент) о признании незаконным распоряжения и возложении обязанности. В обоснование требований указано, что с 05.07.2010 истец работает в должности медицинского техника (фельдшера-лаборанта) <данные изъяты> С 14.12.2010 истец проживает по адресу: <адрес>, площадью 42,8 кв.м. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности её матери ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ между Дрябловой С. В. и ФИО2 заключен брак. ФИО2 вселился по адресу места жительства жены, а именно: <адрес> в качестве члена семьи, а зарегистрирован по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности его матери ФИО3.
В браке рожден сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который вселен по адресу места жительства родителей: <адрес> и зарегистрирован 19.07.2014.
23.11.2022 ФИО2 с согласия ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес>.
28.11.2022 истцом подано заявление работодателю <данные изъяты> о принятии ее с членами ее семьи на учет в качестве нуждающихся в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения. Данное заявление было обосновано тем, что семьи истца, состоящая из трех человек, включая истца, супруга и сына, проживают совместно с матерью истца в квартире, имеющей площадь 42,8 кв.м, а истец одновременно с этим является медицинским работником. На момент подачи заявления обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет 10,7 кв.м на каждого.
Истец поставлена на учет как нуждающаяся в выделении субсидии, после чего подано заявление на предоставление субсидии на строительство или приобретение жилья в Департамент строительства Вологодской области.
Распоряжением от 12.04.2024 № истцу в предоставлении субсидии отказано по основаниям, предусмотренным подпунктом 3.12.3 пункта 3.12 Положения о предоставлении субсидий на строительство или приобретение жилья работникам органов государственной власти области и государственных учреждений области, утвержденного постановлением Правительства области от 27 марта 2006 года № (далее – Положение). В сопроводительном письме от 12.04.2024 № Департамент разъяснил истцу, что основанием для отказа явилось совершение Зайцевой С.В. действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а именно: регистрация с 23.11.2022 супруга ФИО2 в жилом помещении по адресу: <адрес>, так как на момент регистрации супруг обладал по предыдущему месту жительства: <адрес> самостоятельным правом пользования жилым помещением площадью 42,7 кв.м. и обеспечен жильем более нормы предоставления. При этом в сопроводительном письме в качестве основания для отказа указан подпункт 3.12.3 пункта 3.12 Положения, поскольку не истек срок, предусмотренный подпунктом 1.5 Положения.
Истец с отказом не согласна, поскольку изменение адреса регистрации ее супруга не может расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий, поскольку фактически супруг является членом семьи истца, с 14.08.2014 вселен по адресу места ее жительства: <адрес>, с 2014 году живут одной семьей, ведут общее хозяйство, воспитывают общего ребенка. Снятие с регистрационного учета по адресу: <адрес> является вынужденной мерой в связи с удовлетворением требования собственника квартиры ФИО3 о снятии с регистрационного учета как бывшего члена ее семьи.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, указав, что решение ответчиком принято по формальным основаниям, Зайцева С.В. просит признать незаконным распоряжение Департамента от 12.04.2024 № «Об отказе Зайцевой С.В. в предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья работникам органов государственной власти области и государственных учреждений области», а также обязать ответчика предоставить истцу субсидию на строительство или приобретение жилья работникам органов государственной власти области и государственных учреждений области.
Протокольным определением от 20.11.2024 произведена замена Департамента на Министерство строительства Вологодской области (далее – Министерство).
Истец Зайцева С.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась.
В судебном заседании представитель истца Зайцевой С.В. - Колпакова В.Д. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства строительства Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил возражения на исковое заявление, в которых просил признать распоряжение от 12.04.2024 № законным и обоснованным, отказав в удовлетворении исковых требований, поскольку действия по регистрации супруга в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 42,8 кв.м., в котором зарегистрированы четыре человека относятся к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий.
В судебном заседании допрошен свидетель ФИО2, который пояснил, что с 14.08.2014 проживает по адресу: <адрес>.
Кроме того, судом заслушаны показания свидетелей ФИО3 и ФИО1, согласно которым с 2012 года ФИО2 совместно проживает со своей семьей в жилом помещении по адресу: <адрес>.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
При этом учитывает, что постановлением Правительства Вологодской области от 27 марта 2006 года № 291 утверждено Положение о предоставлении субсидий на строительство или приобретение жилья работникам органов государственной власти области и государственных учреждений области.
Согласно пункту 1.2 Положения право на получение субсидии в соответствии с настоящим Положением имеют работники государственных учреждений области и работники органов государственной власти области, осуществляющие техническое обеспечение деятельности государственных органов области, а также обслуживающие государственные органы области (далее - работники), состоящие по месту работы на учете нуждающихся в предоставлении субсидии.
Субсидия предоставляется за счет и в пределах средств областного бюджета, предусмотренных на указанные цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год (пункт 1.3 Положения)
В силу пункта 1.4 Положения субсидия предоставляется работникам, нуждающимся в предоставлении субсидии. Нуждающимися для целей настоящего Положения признаются работники, указанные в пункте 1.2 настоящего Положения, если они и члены их семей:
- не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12,5 кв.м;
- проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, включенного в установленный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень соответствующих заболеваний, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
При наличии у работника и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей жилой площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Из пункта 1.7 Положения следует, что преимущественное право на получение субсидии имеют работники, являющиеся медицинским работниками, состоящие по месту работы на учете нуждающихся в предоставлении субсидии.
Медицинским работником в целях настоящего Положения считается физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в государственном учреждении области, являющемся медицинской организацией, и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности.
Из материалов дела следует, что с 05.07.2010 Зайцева С.В. работает в должности медицинского техника (фельдшера-лаборанта) <данные изъяты> что подтверждается справкой от 07.08.2024 №.
28.11.2022 Зайцева С.В. обратилась с заявлением на имя главного врача <данные изъяты> и поставлена работодателем на учет в качестве нуждающейся в предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилого помещения.
Указанное заявление подано <данные изъяты> в Департамент строительства Вологодской области.
Распоряжением Департамента строительства Вологодской области от 12.04.2024 № истцу по основаниям, предусмотренным подпунктом 3.12.3 пункта 3.12 Положения, отказано в предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья работникам органов государственной власти области и государственных учреждений области.
Из письма Департамента 12.04.2024 № следует, что Зайцевой С.В. отказано в предоставлении субсидии на основании подпункта 3.12.3. пункта 3.12 Положения в связи с тем, что не истек срок, предусмотренный пунктом 1.5 Положения.
Согласно пункту 1.5 Положения работникам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении субсидии, в случае совершения ими и (или) членами их семей действий, повлекших ухудшение жилищных условий, субсидия может быть предоставлена не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий работника, относится в том числе изменение порядка пользования жилыми помещениями.
Как отмечалось выше, заявление о принятии Зайцевой С.В. на учет нуждающихся в предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения в <данные изъяты> и решение о принятии на учет в данной организации датированы 28.11.2022.
Зайцева С.В. с сыном и супругом ФИО2 на дату подачи заявления и принятии решения зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 42,8 кв.м, принадлежащем на праве собственности матери истца ФИО1
До указанного момента с 27.03.2014 ФИО2 был зарегистрирован по адресу: <адрес>, в жилом помещении общей площадью 42,7 кв.м, принадлежащем на праве собственности ФИО3 (мать ФИО2).
Таким образом, Департамент строительства Вологодской области посчитал, что действия по регистрации ФИО2 в жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 42,8 кв.м, в котором стали зарегистрированы 4 человека (истец Зайцева С.В., ее мать ФИО1, сын ФИО4, супруг ФИО2) относятся к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, так как на момент регистрации супруг обладал по предыдущему месту регистрации: <адрес> самостоятельным правом пользования жилым помещением площадью 42,7 кв.м. и обеспечен жильем более нормы предоставления.
Суд считает данный отказ незаконным по следующим обстоятельствам.
14.08.2014 между ФИО2 и Зайцевой С.В. (ране Дряблова) заключен брак (запись акта о заключении брака №, составлена 14.08.2014 Управлением ЗАГС Вологодской области отделом ЗАГС по г. Череповцу и Череповецкому району).
До момента регистрации брака с 2012 года и после регистрации брака до настоящего времени ФИО2 и Зайцева С.В. проживали совместно по адресу: <адрес>. Указанные обстоятельства подтверждены в процессе рассмотрения дела показаниями свидетелей ФИО1, ФИО3
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО2 также указал на фактическое проживание по адресу: <адрес>, начиная с 2012 года.
05.06.2016 у ФИО2 и Зайцевой С.В. родился сын ФИО4, который с 14.06.2014 зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Стороной истца в материалы дела представлены следующие документы, в подтверждение доводов о том, что ФИО2 на протяжении длительного времени фактически проживает по адресу: <адрес>, как член семьи Зайцевой С.В., формально сохраняя регистрацию по адресу: <адрес>:
- договор о техническом обслуживании и ремонта внутриквартирного газового оборудования от 01.09.2014 по адресу: <адрес>, заключенный между ОАО «Вологдаоблгаз» и ФИО2;
- договор оказания платных медицинских услуг от 06.03.2023, заключенный между ООО «Медицинский центр «Надежда плюс» и ФИО2, содержащий указание адреса проживания ФИО2: <адрес>;
- копия медицинской карты пациента ФИО2, получающего помощь в амбулаторных условиях (дата заполнения 09.01.2018), содержащей указание адреса проживания ФИО2: <адрес>;
- справка, выданная ИП ФИО5, согласно которой ФИО2 с период с 01.01.2020 по 31.05.2021, с 01.06.2021 по 03.09.2021 работал у ИП ФИО5, содержащая указание адреса проживания ФИО2: <адрес>;
- заявления от ФИО2 в <данные изъяты>» о сохранении места в детском саду за несовершеннолетним ФИО4 от 13.11.2018, 12.07.2019, 22.07.2019, 26.06.2020, 07.09.2020, февраля 2020 года, 17.08.2020, 01.08.2022, 29.08.2022, 20.06.2022, 30.06.2022, 31.07.2020, 26.04.2021, содержащие указание адреса проживания ФИО2: <адрес>.
С учетом изложенного, суд полагает, что изменение адреса регистрации ФИО2 является формальным обстоятельством, поскольку его фактическое проживание по адресу: <адрес> длительное время, является доказанным, и не может быть расценено как намеренное ухудшение жилищных условий.
При таких обстоятельствах, в отсутствии доказательств наличия иных оснований для отказа в предоставлении истцу субсидии, суд полагает возможным исковые требования Зайцевой С.В. удовлетворить и признать незаконным и не порождающим правовых последствий со дня принятия распоряжение Департамента от 12.04.2024 № «Об отказе Зайцевой С.В. в предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья работникам органов государственной власти области и государственных учреждений области» и возложить на ответчика обязанность предоставить истцу субсидию на строительство или приобретение жилья работникам органов государственной власти области и государственных учреждений области.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Зайцевой С. В. (паспорт серия № <данные изъяты>) к Министерству строительства Вологодской области (ОГРН 1093525000040) о признании незаконным решения, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным и не порождающим правовых последствий со дня принятия распоряжение Департамента строительства Вологодской области от 12.04.2024 № «Об отказе Зайцевой С.В. в предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья работникам органов государственной власти области и государственных учреждений области».
Возложить на Министерство строительства Вологодской области обязанность предоставить Зайцевой С. В. субсидию на строительство или приобретение жилья работникам органов государственной власти области и государственных учреждений области.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья | Ю.С. Шевчук |
Мотивированное решение изготовлено 04.12.2024.