Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30.10.2020г Красногорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кавериной О.В.
при секретаре ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, действующего в том числе в интересах несовершеннолетней дочери ФИО4 2008г.рождения, ФИО5 к Администрации городского округа Красногорск об определении условий договора мены, по встречному иску Администрации городского округа Красногорск к ФИО1, ФИО2, ФИО3, действующему в том числе в интересах несовершеннолетней дочери ФИО4 2008г.рождения, ФИО5 об определении условий договора мены
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1, ФИО2, ФИО3, действующий в том числе в интересах несовершеннолетней дочери ФИО4, ФИО5 обратились в суд с исковыми требованиями к Администрации городского округа Красногорск об определении условий договора мены.
В обоснование заявленных требований указывают, что являются собственниками квартиры площадью 52,6 кв.м., кадастровый №, расположенной по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 07.02.2013 сделана запись регистрации №.
Многоквартирный жилой дом по указанному адресу был включен в муниципальную программу городского поселения Красногорск «Жилище» 2014-2020 гг.. Подпрограмма 2 - расселение граждан из аварийного и ветхого жилого фонда за счёт муниципального имущества (п. 1.4. Перечня мероприятий подпрограммы «Расселение граждан из ветхого жилья», приложение №).
Разделом 5 региональной адресной <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в <адрес> на 2019-2025 годы», утвержденную Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что жилые дома, в которых жилые помещения предоставляются гражданам в рамках реализации адресной программы должны отвечать требованиям, в. том числе к функциональному оснащению и отделке помещений.
Истцы дали согласие на получение жилого помещения (квартиры) взамен жилого помещения, находящегося в аварийном жилом доме по указанному выше адресу, путем заключения договора мены. Об указанном решении они сообщили в администрацию городского поселения, после осмотра квартиры в апреле 2016 года.
В связи с реализацией долгосрочной целевой программы «Расселение из ветхого жилья на территории городского поселения Красногорск» на 2014-2018 гг.» было принято решение предоставить семье истцов <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> МКУ «Управление имуществом городского поселения Красногорск» заключить договор мены с истцами, что подтверждается выпиской из протокола № общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного постановлением администрации городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №.
Право собственности МО «<адрес>» на <адрес> площадью 76,2 кв.м., кадастровый №, расположенную по адресу: <адрес> зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
Жилое помещение взамен собственности истцов им было предоставлено в 2016 году. Истцы проживают в предоставленном жилом помещении.
Между ПАО «Красногорскэнергосбыт» (Гарантирующий поставщик) и гр. ФИО1 (Потребитель) был заключён договор энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, договор мены жилых помещений между истцами и Администрацией городского округа Красногорск до настоящего времени не заключен.
Решение о заключении договора мены было принято ДД.ММ.ГГГГ муниципальное имущество фактически передано истцам, они несут бремя его содержания с 2016 г.
В 2016 г. истцы предоставили ответчику все испрашиваемые документы для заключения договора мены.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились к ответчику с требованием заключить договор мены квартир в письменной форме. В ответ на данное обращение истцам направлен проект договора мены квартир с доплатой, в соответствии с которым истцы выплачивает разницу между выкупной ценой изымаемого жилого помещения и рыночной стоимостью квартиры, которую ответчик предлагает взамен изымаемого жилого помещения, в размере 2 263 242 руб 50 коп.
Полагая, что условия представленного договора мены не соответствуют положениям ст. 32 ЖК РФ, муниципальной адресной программе, региональной программе, а также нарушают права и законные интересы истцов в сфере реализации прав участника Программы, расселяемого из аварийного жилищного фонда, истцами направлен в адрес ответчика протокол разногласий к договору мены, однако между сторонами не достигнуто соглашение относительно условий договора мены.
Полагая, что жилое помещение должно быть предоставлено с иным размером доплат либо без таковой, истцы обратились в суд с требованием об урегулировании разногласий, возникших между сторонами при заключении соглашения об изъятии принадлежащего истцам на праве собственности жилого помещения. Ответчик не учитывает, что переселение граждан из ветхого жилья согласно муниципальной Программы должно осуществляться не за счет средств граждан, а за счет муниципального имущества. Государственной программой <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда <адрес> на 2013 – 2015 годы», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, при приобретении жилых помещений большей площади, чем занимаемые жилые помещения в аварийных домах, разница стоимости общей площади жилых помещений подлежит оплате за счет средств бюджетов муниципальных образований <адрес>.
Ветхое жилое помещение до сих пор у истцов не изъято. Стоимость 1 кв. м. общей площади жилья по <адрес> составляет 61 040 руб. Таким образом, ни федеральным законодательством, ни государственной программой <адрес>, ни муниципальной программой не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в ветхом многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.
В связи с изложенным истцы обратились в суд с настоящим иском, просит обязать Администрацию городского округа Красногорск заключить договор мены по указанным в иске условиям.
Администрация городского округа Красногорск, не согласившись с заявленными исковыми требованиями, предъявила встречный иск, в котором просит возложить на истцов обязанность заключить договор мены в предложенной органом местного самоуправления редакции.
В обоснование встречного иска указано, что из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. При этом, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не был включен в муниципальную программу городского поселения Красногорск «Жилище» 2014 – 2020 гг., которой предусмотрено расселение граждан из аварийного и ветхого жилого фонда, а включен в программу «Жилище» на 2017 – 2021 гг. Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В исковом заявлении истцы указывают, что дали свое согласие на заключение договора мены жилого помещения, при этом существенные условия договора сторонами не согласованы.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, техническая документация подготовлена также в декабре 2017 года. Право муниципальной собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Таким образом, до вышеназванной даты объекта в виде самостоятельного жилого помещения (квартиры), юридически не существовало.
Ответчиком неоднократно предпринимались меры по определению рыночной стоимости объекта, так согласно отчету № рыночная стоимость жилого помещения, квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, Красногорск, <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере 7 443 102 руб. В связи с чем для заключения договора мены истцам неоднократно было рекомендовано доплатить денежные средства за разницу в площадях. Истцы ознакомлены с отчетом об оценке, после чего просили заключить с ними договор мены жилого помещения с рассрочкой платежа на 10 лет, что также подтверждается постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №. Площадь ранее занимаемого помещения истцов составляла 52,6 кв.м., истцу был выдан смотровой ордер на <адрес> площадью 76,2 кв.м., после чего истцы согласились на переезд. Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ истцам решено предоставить жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры площадью 62,1 кв.м., по адресу: <адрес>, путем заключения договора мены.
Таким образом, ответчик полагает, что именно действия истцов привели к увеличению площади фактически предоставленного жилого помещения на 23,6 кв.м., а обмен в данном конкретном случае не является равнозначным. На основании изложенного, просил возложить на истцов обязанность заключить договор мены в предложенной Администрацией городского округа <адрес> редакции.
Представитель истцов по доверенности ФИО7 в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала. Встречные исковые требования не признала.
Представитель Администрации городского округа Красногорск в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, в котором также указывает, что первоначальные исковые требования не признает, на удовлетворении встречных исковых требований настаивает.
Выслушав объяснения представителя истцов по основному иску, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает и основной, и встречный иски подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Частью 8 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В п. 3 ст. 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Из материалов дела усматривается, что истцы являются собственником квартиры площадью 52,6 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>. Многоквартирный жилой <адрес> был включен в муниципальную программу городского поселения Красногорск «Жилище» 2017 – 2021 гг., утвержденную постановлением администрации городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, предусматривающую расселение данного дома в 2017 – 2021 годы за счет муниципального имущества.
Согласно муниципальной программе городского округа Красногорск «Жилище» на 2017 – 2021 годы, указано, что расселение граждан из ветхого жилого фонда по адресу: <адрес>, занятый жилыми домами, в том числе <адрес>, производится путем переселения граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде, за счет муниципального имущества в построенный муниципальный многоэтажный жилой дом в микрорайоне № «Брусчатый поселок» (корпус 1) по адресу: <адрес>.
Государственной программой <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда <адрес> на 2013-2015 годы», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что при приобретении жилых помещений большей площади, чем занимаемые жилые помещения в аварийных домах, разница стоимости общей площади жилых помещений подлежит оплате за счет средств бюджетов муниципальных образований <адрес>.
Согласно смотровому ордеру от 11.04.2016г семье ФИО2 предложена квартира большей площадью – 76,2 кв.м. (№). С указанным вариантом истцы. согласились, что подтверждается отметкой в смотровом ордере.
Согласно выписки из протокола № общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного постановлением администрации городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, принято решение предоставить семье ФИО1, состоящей из 6 человек, трехкомнатную квартиру площадью 76,2 кв. м., расположенную по адресу: <адрес>, путем заключения договора мены принадлежащего истцам на праве собственности жилого помещения – двухкомнатной квартиры площадью 33,7/52,6 кв. м., расположенной по адресу: <адрес>, в соответствии с Положением «О порядке и условиях возмездного отчуждения жилищного фонда городского поселения Красногорск». МКУ «Управление имуществом городского поселения Красногорск» заключить договор мены с истцами. ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> введен в эксплуатацию, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию № RU№ от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Министерством строительного комплекса <адрес>.
Право собственности администрации городского поселения <адрес> на спорную квартиру зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст.ст. 567, 568 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. Если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности.
Согласно п. 1 ст. 224 ГК РФ, передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки.
Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица.
В соответствии со специальной нормой, касающейся мены, согласно ст. 570 ГК РФ, если законом или договором мены не предусмотрено иное, право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами.
Согласно п. 2 ст. 433 ГК РФ если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (статья 224).
Вместе с тем, исходя из п. 3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Необходимость регистрации имущества также предусмотрена ст. ст. 131, 223 ГК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 432 ГК РФ сторона, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердившая действие договора, не вправе требовать признания этого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности (пункт 3 статьи 1).
Более того, в соответствии с п. 3 ст. 434 ГК РФ письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 настоящего Кодекса.
В силу ст. 13 Гражданского кодекса РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Как установлено судом, договор мены между сторонами до настоящего времени не заключен, государственная регистрация перехода права собственности на жилое помещение не осуществлена.
Решение о заключении договора мены было принято ДД.ММ.ГГГГ муниципальное имущество фактически передано истцам, они несут бремя его содержания с 2016 г., что подтверждается представленными в материалы дела письменными доказательствами.
ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «Красногорскэнергосбыт» и ФИО1 заключен договор энергоснабжения № для граждан-потребителей, использующих электрическую энергию для бытовых нужд (жилое помещение в многоквартирном доме) в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
В 2016 г. истцы представили ответчику все испрашиваемые документы для заключения договора мены.
В ответ на обращение истцов о заключении договора мены квартир ответчик направил истцам проект договора мены квартиры с доплатой, размер которой определен Положением «О регулировании условий совершения отдельных видов с жилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности городского округа <адрес>», утвержденного решением Совета депутатов городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым, в случае заключения с гражданами договора мены жилого помещения взамен принадлежащего гражданам, подлежащим переселению в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья» муниципальной программы городского округа Красногорск «Жилище» на 2017-2020 годы, применять коэффициент 0,5, а для льготных категорий – 0,3 к рыночной стоимости за дополнительные квадратные метры, определяемые как разница между квадратными метрами предоставляемого жилого помещения и квадратными метрами, находящимися в собственности граждан.
Разделом 5 государственной программы <адрес> "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что в случае если гражданин одновременно состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и занимает по договору социального найма жилое помещение, которое признано аварийным и подлежащим сносу, такому гражданину может быть предоставлено жилое помещение по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления для категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, при условии, что площадь такого предоставляемого жилого помещения будет большей, чем площадь жилого помещения, предоставляемого в связи с признанием жилого помещения аварийным и подлежащим сносу.
В случае отсутствия подходящего по площади жилого помещения в связи с проектным решением общая площадь жилого помещения может отличаться от установленной нормы (по проектному решению) предоставления не более чем на 10 процентов. При этом превышение стоимости общей площади приобретаемого жилого помещения над объемом финансирования, запланированным на реализацию мероприятий программ в разрезе аварийных МКД, подлежит оплате за счет средств бюджетов соответствующих муниципальных образований <адрес>. Превышение стоимости общей площади жилого помещения, связанное с превышением стоимости 1 квадратного метра общей площади жилых помещений над стоимостью 1 квадратного метра общей площади жилья по <адрес>, установленной государственной программой, подлежит оплате за счет средств бюджетов соответствующих муниципальных образований <адрес>.
Таким образом, ни федеральным законодательством, ни государственной программой <адрес> не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.
Данное обстоятельство также подтверждается Муниципальной программой городского округа Красногорск «Жилище» на 2017 – 2021 годы, согласно которой расселение граждан из ветхого жилого фонда по адресу: <адрес>, занятый жилыми домами, в том числе <адрес>, производится путем переселения граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде, за счет муниципального имущества в том числе в построенный муниципальный многоэтажный жилой дом в микрорайоне № «Брусчатый поселок» (корпус 1) по адресу: <адрес>.
Таким образом, суд приходит к выводу, что включение в проект договора мены условий о доплате стоимости вновь предоставляемого жилого помещения по сравнению со стоимостью изымаемого жилья – не основаны на законе и подлежат исключению из договора.
Учитывая, что в иных условиях представленные суду проекты договора мены равнозначны, суд считает возможным удовлетворить требования ФИО1. ФИО2, ФИО3, ФИО5 и встречные исковые требования Администрации городского округа Красногорск частично, обязав стороны заключить договор мены жилых помещений: квартиры по адресу: <адрес>, и квартиры по адресу: <адрес>, с соблюдением установленных законом требований, без включения в договор условия о производстве мены с доплатой.
Руководствуясь ст.ст.193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5 удовлетворить частично.
Исковые требования Администрации городского округа Красногорск удовлетворить частично.
Обязать стороны заключить договор мены жилых помещений: квартиры по адресу: <адрес>, и квартиры по адресу: <адрес>,с соблюдением установленных законом требований, без включения в договор условия о производстве мены с доплатой.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца с момента принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: О.В. Каверина