Решение по делу № 8Г-5269/2024 [88-5909/2024] от 28.05.2024

88-5909/2024

2-7326/2023

41RS0001-01-2023-012270-56

Девятый кассационный суд общей юрисдикции

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

4 июля 2024 года                                                                 г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей    юрисдикции в составе

Председательствующего Соловьевой О.В.,

судей Егоровой А.И., Прасоловой В.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Возовикова Дениса Александровича к УМВД России по Камчатскому краю, Комиссии по предоставлению единой социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения УМВД России по Камчатскому краю о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единой социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, восстановлении на учете с даты первоначальной постановки

по кассационной жалобе УМВД России по Камчатскому краю на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 декабря 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 28 марта 2024 года,

Заслушав доклад судьи Егоровой А.И.,

установила:

Возовиков Д.А. обратился в суд с иском к УМВД России по Камчатскому краю о признании незаконным и отмене решения Комиссии по предоставлению единой социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения УМВД России по Камчатскому краю от 29 ноября 2022 года в части снятия его и членов его семьи с учета для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В обоснование требований указал, что в период с 18 сентября 2002 года по 8 апреля 2015 года проходил службу в органах внутренних дел. На основании приказа УМВД России по Камчатскому краю от 14 января 2015 года л/с 8 апреля 2015 года он уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). 26 ноября 2012 года он обратился в УМВД России по Камчатскому краю с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. 25 декабря 2012 года Комиссия по единовременной социальной выплате УМВД России по Камчатскому краю приняла решение о постановке его на учет. В декабре 2020 года он направил в УМВД России по Камчатскому краю заявление о внесении изменений в учетное дело в связи с изменениями в составе семьи, так как 11 января 2014 года вступил в брак с ФИО4, а 15 сентября 2014 года у них родился сын - ФИО5 20 февраля 2021 года Комиссия по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УМВД России по Камчатскому краю приняла решение внести изменения в его учетное дело по составу семьи и потребности в общей площади жилого помещения, указав его очередником на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе 3 человек (он, супруга – ФИО11, сын ФИО5). 29 декабря 2022 года при очередной проверке личного кабинета он обнаружил, что в единой очереди лиц, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты, его данные отсутствуют, после чего узнал, что в ноябре 2022 года его сняли с очереди на получение единовременной социальной выплаты, а выписку из протокола заседания Комиссии направили почтой по несуществующему адресу в <адрес>, тогда как он с 2015 года проживает с семьей в <адрес>. В феврале 2023 года он обратился в УМВД России по Камчатскому краю с требованием дать разъяснения о причинах снятия с учета на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

6 марта 2023 года по электронной почте им получен ответ и скан-копия выписки из протокола от 29 октября 2022 года № 10 заседания Комиссии УМВД России по Камчатскому краю, из содержания которой узнал, что он и члены его семьи (супруга ФИО11, сын ФИО5) сняты с соответствующего учета на основании подпункта «б» пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты в связи с утратой оснований для получения единовременной социальной выплаты. С указанным решением он не согласен, поскольку по-прежнему нуждается в жилье. Он является собственником доли в жилом помещении по адресу: <адрес> (общая площадь которого <данные изъяты> кв.м), других жилых помещений у него и членов его семьи на праве собственности, по договору социального найма не имеется. При подсчете обеспеченности жилой площадью Комиссия учла жилую площадь квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности матери его супруги - ФИО6, в которой с 11 ноября 2011 года по настоящее время зарегистрирована по месту жительства его супруга и их сын. Вместе с тем, мать его супруги ФИО6 к членам его семьи не относится, соответственно, принадлежащая ей на праве собственности жилплощадь не подлежит учету при подсчете обеспеченности жилой площадью его семьи. Комиссией установлено, что он с супругой и сыном проживают в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, которая предоставлена им во временное пользование его матерью ФИО7 При этом ФИО7 по смыслу Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ также не является членом его семьи.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил суд признать незаконным решение Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УМВД России по Камчатскому краю от 29 ноября 2022 года, утвержденное распоряжением УМВД России по Камчатскому краю от 29 ноября 2022 года № 8/1-360рп, в части снятия с учета его с семьей в составе трех человек, включая супругу ФИО8, сына ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; возложить на УМВД России по Камчатскому краю обязанность восстановить его с семьей в составе трех человек, включая супругу ФИО8, сына ФИО9, на учете для получения единовременной социальной выплаты, с даты первоначальной постановки на учет с 25 декабря 2012 года.

Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 декабря 2023 года исковые требования Возовикова Д.А. удовлетворены частично.

Суд признал незаконным решение Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УМВД России по Камчатскому краю от 29 ноября 2022 года, утвержденное распоряжением УМВД России по Камчатскому краю от 29 ноября 2022 года № 8/1-360рп, в части снятия с учета Возовикова Д.А. с семьей в составе трех человек, включая супругу ФИО8, сына ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

На УМВД России по Камчатскому краю возложена обязанность восстановить Возовикова Д.А. с семьей в составе трех человек, включая супругу ФИО8, сына ФИО9, на учете для получения единовременной социальной выплаты, с даты первоначальной постановки на учет с 25 декабря 2012 года.

В удовлетворении иска в остальной части отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 28 марта 2024 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель УМВД России по Камчатскому краю ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неверное толкование и применение норм материального права. Настаивает на том, что комиссией было принято правильное решение об исключении истца и членов его семьи из списков лиц, состоящих на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку установлено, что обеспеченность семьи истца жильем превышает установленную норму.

Стороны в судебное заседание кассационного суда не явились, извещались надлежащим образом.

В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции оснований, предусмотренных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены оспариваемых судебных актов не усматривает.

Разрешая спор и удовлетворяя требования истца в части, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223, статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», и исходил из того, что решение Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УМВД России по Камчатскому краю о снятии истца с учета для получения единовременной социальной выплаты является незаконным, обстоятельств, указывающих на улучшение жилищных условий семьи истца, в результате которых их обеспеченность общей площадью жилого помещения стала составлять более <данные изъяты> кв.м. на одного члена семьи, не установлено. Супруга истца ФИО11 и их сын ФИО5 членами семьи ФИО6 и ФИО7 не являются, совместно с ними не проживают, а потому оснований для учета площади жилых помещений, находящихся в собственности данных лиц, при определении обеспеченности семьи истца жильем у ответчика не имелось. Возовиков Д.А. является собственником 1/4 доли в праве на жилое помещение по адресу: <адрес>, общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м, иных помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности на жилые помещения, ни он, ни члены его семьи не имеют, таким образом, обеспеченность жилой площадью истца с членами его семьи на одного человека составляет <данные изъяты> кв.м, что менее нормы, установленной законом.

Суд апелляционной инстанции согласился с такими суждениями и приведенным в решении правовым обоснованием.

Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.

Нормы материального и процессуального права применены судами правильно, выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ право сотрудника, имеющего стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения (далее также - единовременная социальная выплата) признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ.

Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ).

Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

На основании пункта 2 части 2 этой же статьи единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ установлено, что правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 утверждены правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты.

В силу подпунктов «б»-«г», «е» пункта 5 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании его заявления, к которому прилагаются: копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника; копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы.

Таким образом, право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ.

Сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты, в том числе, в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной социальной выплаты (подпункт «б» пункта 19 Правил).

Проверяя причины снятия истца и членов его семьи с учета для получения единовременной выплаты, суды пришли к правильном выводу о том, что Комиссия по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УМВД России по Камчатскому краю неправомерно расценила регистрацию супруги истца ФИО11 и их сына ФИО9 в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ФИО6 (матери супруги), как приобретение права пользования данным жильем и улучшение семьей жилищных условий.

Установив, что истец является правообладателем 1/4 доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес> (общая площадь которого <данные изъяты> кв.м), других жилых помещений у него и членов его семьи на праве собственности, по договору социального найма не имеется, при этом в настоящее время ФИО10 вместе с супругой и сыном проживает в однокомнатной квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности его матери ФИО7, суды сделали правильный вывод о том, что обеспеченность семьи истца общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет менее 15 кв.м, и законных оснований для их снятия с учета не имелось.

Выражая несогласие с выводами судов, заявитель не приводит доводов, которые в силу закона могли бы повлечь отмену оспариваемых судебных постановлений.

Приведенные ответчиком в кассационной жалобе доводы по существу направлены на переоценку доказательств по делу, тогда как суд кассационной инстанции правом переоценки доказательств не наделен.

Указанные доводы были предметом проверки суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Мотивы, по которым эти доводы были отклонены, изложены в апелляционном определении, и оснований считать их неправильными не усматривается.

Кассационный порядок пересмотра судебных постановлений предназначен для устранения нарушений в применении и толковании норм материального права, норм процессуального права при рассмотрении дела. По настоящему делу таких нарушений не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 декабря 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 28 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу УМВД по Камчатскому краю - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

8Г-5269/2024 [88-5909/2024]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Возовиков Денис Александрович
Ответчики
УМВД России по Камчатскому краю
Комиссия по предоставлению единой социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения УМВД России по Камчатскому краю
Другие
Заварзин Олег Валерьевич
Возовикова Алена Борисовна, действующую в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Возовикова В.Д.
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Егорова (Кравченко) Анастасия Ивановна
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
04.07.2024Судебное заседание
04.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее