Решение по делу № 2а-1421/2021 от 09.07.2021

Дело N 2А-1421/2021

45RS0008-01-2021-002267-74

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Кетово                             02 сентября 2021 года

Кетовский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Димовой Ю.А.,

при секретаре Семеновой Е.О.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области к Администрации Иковского сельского совета Кетовского района Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Кетовский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области обратился в Кетовский районный суд Курганской области с административным иском к Администрации Иковского сельского совета Кетовского района Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности в срок до 01.10.2021 оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) подъездным путем, твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а так же ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. В обоснование заявленных требований указано, что согласно экспертному заключению объекта N 45-20-12-ОИ-762-2021 от 04.06.2021 проведенной специалистами филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской» установлено, что на момент обследования контейнерные площадки для накопления твердых отходов, имеющие подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки на территории села Иковка Кетовского района Курганской области не оборудованы, что не соответствует требованиям п.3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21). В силу п.1, 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации. На основании изложенного просят признать незаконным бездействие Администрации Иковского сельсовета Кетовского района Курганской области, выразившееся в непринятии мер к оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отдыхов на территории села Иковка Кетовского района Курганской области в нарушении требований СанПин 2.1.3684-21; возложении обязанности на Администрацию Иковского сельского совета Кетовского района Курганской области в срок до 01.10.2021 оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов независимо от видом мусоросборников (контейнеров и бункеров) подъездным путем, твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а так же ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Администрации Иковского сельского совета Кетовского района Курганской области в судебное заседание не явилась, извещалась надлежаще о причинах неявки не уведомила. Ранее в судебном заседании представитель административного ответчика – Глава Администрации Иковского сельского совета Кетовского района Курганской области Гаева С.Ф., действующая на основании Устава, в судебном заседании с иском согласилась, пояснила, что в связи с отсутствием финансирования оборудование контейнерных площадок в соответствии с требованиями санитарного законодательства в настоящее время не представляется возможным.

Представитель заинтересованного лица, - Администрация Кетовского района Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил. Из представленного отзыва на иск следует, что согласно программе «Комплексное развитие сельских территорий Кетовского района», утвержденной постановлением Администрации Кетовского района от 26.02.2020 N312 (в ред. от 14.05.2021 N686) обустройство площадок для сбора и накопления твердых коммунальных отходов на территории Кетовского района запланировало на 2022 год.

Суд, с учетом мнения представителя административного ответчика, определил провести судебное разбирательство в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Заслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

К бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Согласно ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии с п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).

Как установлено пунктами 1 и 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территории городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

Согласно п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

В рамках ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ к вопросам местного значения относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

В соответствии со ст. 1 Закона Курганской области от 25.12.2014 N 108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Курганской области закреплены следующие вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения городских поселений: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 18).

Установлено, что начальником Кетовским территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области на основании обращения прокурора Кетовского района Курганской области о проведении проверки, выдано предписание N 08-1/110 о проведении обследования территории села Иковка Кетовского района Курганской области, входящей в состав муниципального образования администрации Иковского сельсовета Кетовского района Курганской области с целью оценки содержания территории на соответствие требованиям п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Согласно экспертному заключению N45-20-12-ОИ-762-2021 от 04.06.2021, составленному ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» 01.06.2021, территория с. Иковка Кетовского района Курганской области не соответствует п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»:

-<адрес> (установлено 2 мусоросборника) - контейнерная площадка не оборудована ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки;

- <адрес> (установлен 1 мусоросборник) - контейнерная площадка не оборудована: отсутствует твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки;

- <адрес> (установлен 1 мусоросборник) - контейнерная площадка не оборудована: отсутствует твёрдое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки;

- <адрес> (установлен 1 мусоросборник) - контейнерная площадка не оборудована: отсутствует твёрдое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки;

- <адрес> (установлено 3 мусоросборника) - контейнерная площадка не оборудована: отсутствует твёрдое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки;

- <адрес> (установлено 4 мусоросборника) - контейнерная площадка не оборудована твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод;

- <адрес> (установлено 2 мусоросборника) - контейнерная площадка не оборудована: отсутствует твёрдое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки;

- <адрес> (установлено 2 мусоросборника) - контейнерная площадка не оборудована: отсутствует твёрдое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки;

- <адрес> (установлен 1 мусоросборник) - контейнерная площадка не оборудована: отсутствует твёрдое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки;

- <адрес>, у магазина «Кедр» (установлено 2 мусоросборника) - контейнерная площадка не оборудована: отсутствует твёрдое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки;

- <адрес>А, у магазина «Авоська» (установлено 2 мусоросборника) - контейнерная площадка не оборудована: отсутствует твёрдое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки;

- <адрес>, <адрес> <адрес> (установлен 1 мусоросборник) - контейнерная площадка не оборудована: отсутствует твёрдое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки;

- <адрес> (установлен 1 мусоросборник) – контейнерная площадка не оборудована: отсутствует твёрдое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки;

- <адрес> (установлено 2 мусоросборника) – контейнерная площадка не оборудована: отсутствует твёрдое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки;

- <адрес>А (установлено 2 мусоросборника) – контейнерная площадка не оборудована: отсутствует твёрдое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки;

- <адрес> (у киоска по <адрес> установлено 2

мусоросборника) – контейнерная площадка не оборудована ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Из отзыва Администрации Кетовского района следует, что постановлением Администрации Иквского сельсовета от 06.12.2018 № 17 утверждена схема размещения контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории Иковского сельсовета. Постановлением Администрации Кетовского района от 26.02.2020 N 312 утверждена муниципальная программа Кетовского района «Комплексное развитие сельских территорий Кетовского района». Постановлением Администрации Кетовского района от 14.05.2021 N 686 внесены изменения в обозначенную программу. Согласно указанной программе обустройство площадок для сбора и накопления твердых коммунальных отходов на территории Кетовского района запланировано на 2022 год. Вместе с тем, указанные документы суду не представлены, доказательств выполнения требований санитарных правил при обустройстве контейнерных площадок на территории с. Иковска Кетовского района Курганской области не представлено.

Административный истец просит возложить на ответчика обязанность в срок до 01.10.2021 в соответствии с требованием п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территории с. Иковка Кетовского района Курганской области по оборудованию места (площадок) накопления твердых коммунальных отходов независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) подъездным путем, твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

С учетом приведенных выше норм и установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что именно на Администрации Иковского сельсовета, как исполнительно-распорядительном органе муниципального образования, лежит обязанность организовать деятельность по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов в границах сельского поселения, и в силу закона Администрация Иковского сельсовета Кетовского района Курганской области обязана принять необходимые меры по организации оборудования места сбора твердых бытовых отходов на территории муниципального образования.

Таким образом, со стороны Администрации муниципального образования Иковского сельсовета Кетовского района Курганской области имеет место бездействие, которое выразилось в непринятии мер по обустройству мест для сбора и накопления твердых коммунальных отходов по адресам. Данное бездействие ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Административным истцом указано на необходимость исполнения решения суда в срок до 01.10.2021, вместе с тем суд находит, что данного срока недостаточно для того, чтобы административным ответчиком были устранены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в связи с необходимостью выполнения большого объема работы, денежных затрат в связи с чем, полагает возможным установить срок для устранения нарушений до 01.12.2021.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Роспотребнадзора по Курганской области к Администрации Иковского сельского совета Кетовского района Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования Иковского сельсовета Кетовского района Курганской области выразившееся в непринятии организационных мер по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, на территории с. Иковка Кетовского района Курганской области.

Обязать Администрацию муниципального образования Иковского сельсовета Кетовского района Курганской области в срок до 01.12.2021 оборудовать на территории с. Иковка Кетовского района Курганской области места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) подъездным путем, твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки в соответствии с п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Решение может быть обжаловано в Курганской областной суд в течение 1 месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.

Судья                                    Ю.А. Димова

2а-1421/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Курганской области
Ответчики
администрация Иковского сельсовета
Другие
администрация Кетовского района
Суд
Кетовский районный суд Курганской области
Судья
Димова Юлия Алексеевна
Дело на сайте суда
ketovsky.krg.sudrf.ru
09.07.2021Регистрация административного искового заявления
09.07.2021Передача материалов судье
09.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
09.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.08.2021Судебное заседание
02.09.2021Судебное заседание
16.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее