Дело №2а-10568/21
45RS0026-01-2021-016934-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 октября2021 года г. Курган
Курганский городской суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Мельниковой Е.В.
при секретаре Квасковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Володиной Ю.В. к УФССП России по Курганской области, ведущему судебному приставу-исполнителю Лушникову П.А. об уменьшении размера исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Володина Ю.В. обратилась в Курганский городской суд с административным исковым заявлением к УФССП России по Курганской области, ведущему судебному приставу-исполнителю Лушникову Ю.В. об уменьшении размера исполнительского сбора.
В обоснование иска указано, что на основании исполнительного листа ФС № от 11.05.2021 выданного Курганским городским судом по уголовному делу №№ от 17.04.2021 возбуждено исполнительное производство №-ИП от 13.05.2021. в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, ведущим судебным приставом-исполнителем Лушниковым П.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 1991501,37 руб.
В настоящее время имущественное положение не позволяет исполнить решение в полном объеме. Указывает, что на иждивении имеет 2 несовершеннолетних детей, которых воспитывает одна, алименты не получает.
Просит уменьшить размер исполнительского сбора по постановлению ведущего судебного пристава-исполнителя ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец Володина Ю.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, дала пояснения согласно исковому заявлению.
Представитель УФССП России по Курганской области, ведущий судебный пристав-исполнитель Лушников Ю.В. в судебное заседание не явился, уведомлен надлежаще, в предыдущем судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований, отказать.
Заслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 363 КАС РФ если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в главе 38 КАС РФ (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федеральный закон № 229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 2 ст. 112 Федеральный закон № 229-ФЗ, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно ч. 7 ст. 112 Федеральный закон № 229-ФЗ, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Как следует из материалов дела, постановлением судебного пристава-исполнителя от 13.05.2021 возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника Володиной Ю.В., в пользу взыскателя УФК по Курганской области, <данные изъяты>. Срок исполнения требований исполнительного документа в течении 5 суток с момента получении должником копии постановления.
Данное постановление получено должником, что не оспаривалось сторонами.
Согласно ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Полномочие судебного пристава-исполнителя от имени государства налагать взыскание на должника в предусмотренных названным Федеральным законом случаях направлено на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.
В силу ч. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
По смыслу ч. ч. 3 и 3.1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор взыскивается однократно в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
17.09.2021 ведущим судебным приставом-исполнителем Лушниковым П.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 1991501,37 руб.
Задолженность по исполнительному производству по состоянию на 17.09.2021 составляет <данные изъяты> руб.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такому рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Освобождение от исполнительского сбора возможно при наличии уважительных причин, при соблюдении должником той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
В обоснование заявленных требований Володина Ю.В. указывает, что не смогла в срок, предусмотренный для добровольного исполнения (5 суток) исполнить требования исполнительного документа в связи с тяжелым материальным положением, нахождением на иждивении двоих несовершеннолетних детей, которых воспитывает одна, алименты на детей не получает.
Оценив указанные обстоятельства с точки зрения положений Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», оценив представленные по делу доказательства, в том числе материалы исполнительного производства, частичное погашение долга, суд считает возможным применить положения части 7 статьи 112 Закона № 229-ФЗ и уменьшить размер исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП до 1493626,03 руб.
На основании ч. 9 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Володиной Ю.В. к УФССП России по Курганской области, ведущему судебному приставу-исполнителю Лушникову П.А. об уменьшении размера исполнительского сбора, удовлетворить.
Размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию с Володиной Юлии Владимировны по исполнительному производству №-ИП уменьшить до 1493626,03 руб.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд.
Судья Е.В. Мельникова
Мотивированное решение изготовлено 12.10.2021.
Дело №2а-10568/21
45RS0026-01-2021-016934-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
12 октября2021 года г. Курган
Курганский городской суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Мельниковой Е.В.
при секретаре Квасковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Володиной Ю.В. к УФССП России по Курганской области, ведущему судебному приставу-исполнителю Лушникову П.А. об уменьшении размера исполнительского сбора,
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Володиной Ю.В. к УФССП России по Курганской области, ведущему судебному приставу-исполнителю Лушникову П.А. об уменьшении размера исполнительского сбора, удовлетворить.
Размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию с Володиной Юлии Владимировны по исполнительному производству №-ИП до 1493626,03 руб.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд.
Мотивированное решение будет изготовлено 12.10.2021 в 15.00 час.
Судья Е.В. Мельникова